«Дидактическое пособие «Умная дорожка» как эффективное средство развития речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Каликанова Ольга Александровна

На практике решить задачи по развитию связной речи дошкольников можно только с учётом ведущей деятельности этого возрастного периода. В дошкольном периоде – это игра. В своей работе я часто использую дидактические игры и пособия, сделанные своими руками. Такие пособия не меньше готовых (приобретенных) привлекают внимание дошкольников, кроме того они являются универсальными и эффективными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_umnaya_dorozhka.docx516.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр»

 имени 21 армии Вооруженных сил  СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Дидактическое пособие «Умная дорожка» как эффективное средство развития речи дошкольников»

Автор:

воспитатель высшей кв.категории

Каликанова О.А.

П.г.т Стройкерамика, 2025г.

Самой актуальной проблемой воспитания и обучения современных дошкольников является развитие речи и навыков речевого общения. В наше время процент дошкольников с различными нарушениями речи продолжает оставаться высоким. Развитая речь - это важный фактор для личности ребенка. Чем лучше развита у ребенка речь, тем легче формулировать и излагать ему свои мысли, тем шире возможность познавать окружающий мир, больше возможности выстраивать полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие ребенка. Речь ребенка - это не врожденная функция, она формируется постепенно, в процессе роста и развития.

На практике решить задачи по развитию связной речи дошкольников можно только с учётом ведущей деятельности этого возрастного периода. В дошкольном периоде – это игра. В своей работе я часто использую дидактические игры и пособия, сделанные своими руками. Такие пособия не меньше готовых (приобретенных) привлекают внимание дошкольников, кроме того они являются универсальными и эффективными.

Представляю вашему вниманию авторское дидактическое пособие по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии «Умная дорожка». Целью данного пособия является развитие словаря и развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

                               

 «Умная дорожка» выполнена из разноцветного фетра, этот материал яркий и приятный на ощупь, что привлекает внимание ребенка. Прямоугольники из фетра связаны между собой атласной лентой, всего прямоугольников 16. В ходе игры можно регулировать количество нужных кармашков, лишние прямоугольники легко складываются (прячутся).  К каждому прямоугольнику пришит прозрачный пластиковый кармашек. В набор игры так же входят карточки с картинками и фишки из фетра.

         

 До начала игры дошкольники знакомятся с обозначением карточек (подсказок), что обозначает каждая из них. Использовать данное пособие можно как в групповой деятельности, так и в индивидуальной работе. Пособие подходит для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, необходимо лишь корректировать уровень сложности заданий и количество карточек.

               

Первый вариант игры «Опиши предмет». Воспитатель показывает дошкольникам любой предмет и предлагает его описать (выделить признаки). Ребенок берет из мешочка фишку, находит нужный по цвету кармашек и опираясь на карточку (подсказку) называет соответствующий признак этого предмета. Например, в кармашке карточка с изображением геометрических фигур, значит необходимо назвать какой это предмет по форме. Карточка с изображением спектра цветов – необходимо назвать цвет этого предмета, карточка с изображением весов – сказать какой этот предмет по весу. Используя карточки, дети выделяют самые разные признаки: вес, цвет, форму, размер, температуру, вкус, запах, материал. Кроме того, некоторые карточки обозначают действия предметов. Например, карточка с изображением движущегося человечка обозначает может ли этот предмет двигаться, капелька воды – впитывает влагу, дерево – растет этот предмет или нет. Можно немного усложнить вариант этой игры, тогда педагог показывает карточку (подсказку) с признаком, а дети называют предметы, которые одинаковы по данному признаку.

Второй вариант игры «Предметы будущего». Дети по очереди достают из мешочка по 2 фишки. Берут из соответствующих кармашков карточки с картинками (предметами). Далее размышляют (придумывают) какой признак один предмет может позаимствовать у другого и для чего ему это нужно. Например, кружка и воздушный шарик: кружка может взять от воздушного шарика возможность изменять размер, для того что бы можно было больше туда влить жидкости. И наоборот, шарик от кружки может взять материал, чтобы быть более прочным. Со временем игра может усложняться, и дети могут совмещать большее количество карточек, соответственно присваивать одному предмету признаки нескольких других. Например, сумка, мяч, кружка. Что может взять сумка от мяча - форму, от кружки – материал и способность не пропускать воду.

Благодаря «Умной дорожке» у дошкольников развивается умение определять и называть признаки предметов и явлений окружающей среды, умение составлять простые и сложные предложения, излагать свои мысли понятно для окружающих, правильно согласовывать слова в предложении, формируется культура речевого общения. Кроме этого игровое пособие способствует развитию мышления, воображения и фантазии. Все это в свою очередь помогает активизировать словарь дошкольников и развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Дидактическая игра-как эффективное средство развития речи дошкольников

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как одна из основных образовательных областей. Благодаря речи, дети познают окружающий мир, накапливают зн...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

«Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи дошкольников»

Секция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Всероссийской конференции "Актуальные вопросы педагогики и психологии образования"Подсекция «...