Конспект НОД по развитию речи в логопедической ( подготовительной) группе на тему "Осенняя прогулка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Густова Ольга Юрьевна

Закрепление знаний у детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в логопедической  подготовительной группе «Осенняя прогулка»

Цель: закрепление знаний у детей об осени с использованием устного народного творчества.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширить, уточнить словарь по темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Совершенствовать навыки образования относительных прилагательных, согласования существительных с прилагательными и числительными.
Совершенствовать навыки слогового, звукового анализа и синтеза слов.
Совершенствовать навыки чтения предложений.
Совершенствовать умения разгадывать ребусы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Развивать длительность и плавность речевого выдоха.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Развивать абстрактное мышление.
Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Воспитывать интерес к народным потешкам, пословицам и поговоркам, загадкам
Оборудование: корзина с овощами, фруктами, листьями, шишками, каштанами, калиной, шиповником; музыка П. И. Чайковского «Октябрь»; осенние листья с напечатанными пословицами, рисунки – отгадки к загадкам: туман, осень, лист, дождь; плоскостные изображения овощей, трех корзинок, фруктов: груш, яблок, слив, вишен, яблок с ребусами, посуды: банки, вазочки, бутылки, стакана по количеству детей , карточки с наклеенными листьями по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Логопед приглашает детей пройти в группу.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор об осени, овощах и фруктах.
Логопед показывает детям корзинку с осенними дарами. Логопед. Понюхайте, чем пахнет осень?
Дети. Овощами, фруктами, грибами, дождем, ягодами, опавшими листьями.

2. Упражнение «Осенние листья».
Логопед. Осенью листья шелестят на деревьях. (покачиваются кисти рук, произнося: ша – шо – шу - ши).
Листья падают на землю. (На вдохе поднять руки вверх, на выдохе опускать руки и произносить: п – п - п)

3. Упражнения биоэнергопластики.
Дети вместе с логопедом выполняют упражнения «Окошко», «Улыбочка», «Трубочка», «Рупор», «Болтушка», «Качели».

4. Упражнение «Осенние загадки».
Логопед. Отгадайте осенние загадки, подберите картинку – отгадку.
Дети отгадывают загадки, выбирая отгадки среди картинок.

Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила все листья.
(Осень). эту загадку
Знает ли кто? -
Осенью - сито,
Весной - решето.
(Дождь).

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман).

Он с весны висел на ветке,
Был зеленый — пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел.
(Лист).

5. Упражнение «Листопад».
На доске изображения желтых, оранжевых листьев с напечатанными незаконченными пословицами.

Логопед. Осенью в парке листопад. На осенних листьях написаны пословицы, но они не закончены. Прочитайте начало пословицы и проговорите их до конца.
Дети читают незаконченные пословицы.

Лето со снопами,.. (осень с пирогами).
Вешний дождь растит,.. (а осенний гноит).
Осенью серенькое утро… (красненький денек).
Сентябрь пахнет яблоками,.. (а октябрь капустой).
Осень – запасиха… (зима – подбериха).
Осень идет – … (за собою дождь ведет).

6. Игра «Сосчитай слова в пословице».
Логопед. Посчитайте, сколько слов в пословице «Лето со снопами, осень с пирогами».
Дети. В пословице шесть слов.
Логопед. Назовите предлоги.
Дети. Со, с.

7. Игра «Есть - нет».
У детей карточки с разным количеством листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Есть-нет».
1 ребенок. У меня два кленовых листа.
2 ребенок. У меня нет двух кленовых листьев, но зато есть пять дубовых листьев.
3 ребенок. У меня нет пяти дубовых листьев, но зато есть один липовый лист.
Все дети называют количество листьев по карточкам.

8. Игра «Собери урожай».
Логопед на магнитной доске помещает изображение огорода, три корзинки.

Логопед. Осенью в огородах собирают урожай овощей. Поможем огородникам собрать урожай? Предлагаю вам вспомнить и загадать загадки об овощах, отгадки – разделить на слоги и убрать в корзинки. В синюю корзинку собрать овощи, в названии которых один слог, в красную – два слога, в зеленую – три.
Дети выполняют задание.

Логопед. Я прохлопаю ритм слова, а вы подберете названия овощей с заданным количеством слогов.
Дети выполняют задание.

9. Динамическая пауза.
Логопед приглашает детей на ковер для выполнения упражнений.
Ру-ро-ра – фрукты собирать пора. 
(Дети хлопают в ладоши.)
Ра-ро-ру – груши соберу. 
(Сжимают и разжимают кулачки над головой).
Ря-рю-ри – сливы собери. 
(Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)

10. Упражнение «Собери яблоки».
Логопед на магнитной доске помещает плоскостные изображения корзинки с яблоками и грушей.
Логопед. Осенью в садах собирают урожай фруктов.
Поросята на заре,
Тихо спали во дворе.
Утром в сад они пошли,
В травке яблоки нашли. (Русская народная потешка)
Логопед. На яблоках есть ребусы. Давайте их разгадаем. Какое слово спрятано?
Дети разгадывают ребусы: ветка, ветер, ковёр, ведро.
11. Игра «Подбери схему».
Логопед. Подберите звуковую схему к слову «груша».


12. Игра «Поварята».
У детей плоскостные изображения фруктов, банки, бутылки, стаканы, вазочки.
Логопед. Что можно приготовить из фруктов?
Дети. Варенье, сок, джем, повидло, мусс, желе, компот.
Логопед. Мы поиграем в игру «Поварята». Вы выберите фрукты, положите их в посуду и расскажите какое приготовили блюдо.

1 ребенок. Я сварил яблочный компот.
2 ребенок. Я приготовила айвовое варенье.
3 ребенок. Я сварила грушевый сок.
Логопед. Молодцы. Вы приготовили очень вкусные блюда.

13. Окончание занятия.
Логопед. Мы были в осеннем парке, огороде, саду. Какие игры и упражнения вам понравились? Кому нужно быть внимательнее, активнее? Кто занимался лучше всех?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимой на прогулке»

Цель: обогащение и закрепление у детей знаний о зимних развлечениях....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Мишка на прогулке»

закрепить умение выбирать одежду для зимней прогулки;-сформировать сопровождающуюся речь;-развивать умение координировать движения с текстом стихотворения;-воспитывать чувство взаимопомощи....

НОД по развитию речи в логопедической подготовительной группе на тему: "Дикие и домашние животные. Драматизация сказки "Лесные яблоки".

Закрепить правильное произношение слов. Совершенствовать связную речь, слуховое восприятие с помощью лексико-граматических игр, используя здоровьесберегающие технологии:пальчиковая гимнастика, артикул...

Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группе на тему: «Части тела человека»

Ребята, вы смотрели мультфильм «Умка»? Маленький медвежонок спрашивает у медведицы мамы; «А кто такие люди?» Медведица отвечает: «Это такие медведи, которые ходят на задн...

Развитие речи в логопедической подготовительной группе "Поможем нолику"

мною разрабатывался конспект по развитию речи по теме "професии" проведена огромная  работа по ознакомлению с профессиями людей в разных сферах, ознакомления с орудиями труда разных про...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Мишка на прогулке»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31663863","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цель: формирование у детей связной речи.Задачи:Образовательная: связная речь: учить детей внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы полным предложением, при опи­сании событий ука...