Конспект НОД в подготовительной группе «Рябинка» «Неблагодарность» с использованием кейс технологии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: развитие речи у детей подготовительной группы через чтение художественной литературы с использованием кейс технологии
Задачи:
Образовательная: Продолжать формировать у детей чувства доброты и милосердия не только жизненными примерами, но и посредством художественной литературы.
Развивающая: Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом, умение пересказывать небольшой рассказ.
Воспитательная: Воспитывать культуру общения и речи, любовь к окружающей природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе «Рябинка» «Неблагодарность» с использованием кейс технологии
Цель: развитие речи у детей подготовительной группы через чтение художественной литературы с использованием кейс технологии
Задачи:
Образовательная: Продолжать формировать у детей чувства доброты и милосердия не только жизненными примерами, но и посредством художественной литературы.
Развивающая: Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом, умение пересказывать небольшой рассказ.
Воспитательная:
Воспитывать культуру общения и речи, любовь к окружающей природе
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель с детьми входит в группу, становятся в круг:
- Дети, когда к вам приходят гости, какое слово вы говорит?
-Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиком друг на друга.),
Мы с тобой- одна семья (кладут руки на плечи друг другу).
Вместе играем (прыгают на одной ноге),
Вместе читаем (делают " очки"),
Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).
Основной этап. Воспитатель с детьми устраиваются на стульчиках; воспитатель замыкает круг.
-Дети, а вы любите читать ?(да ) Как называется "книжкин дом "? (Библиотека) И вот одна такая книжечка у нас уже давно в гостях, в нашей группе. Написал её очень интересный человек.
Рассматриваем портрет педагога.
- Зовут его Василий Александрович Сухомлинский.
Он родился в большой и дружной семье плотника. Мама его работала в колхозе, а по вечерам любила рассказывать своим детям сказки. Все четверо детей в этой семье стали сельскими учителями. Всю свою жизнь он посвятил детям. Работал сначала учителем, а затем директором школы.
Василий Александрович написал около 1500 рассказов для детей.
Хочу познакомить с одним из его рассказов. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и попробуйте придумать ему название.
Неблагодарность. Сухомлинский
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
- Назовите героев рассказа. (Внук Матвей и дед Андрей)
- С чего начался рассказ?
- Как повел себя Матвей? Правильно ли он поступил?
- Чем всё закончилось?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Выслушав мнение детей о названии рассказа, воспитатель говорит:
- Василий Александрович назвал его «Неблагодарность». Как вы думаете, почему?
- Как Матвей выразил свою неблагодарность? (Придирался к хлебу, к меду, все угощения были ему не по вкусу, но вместо того, чтобы промолчать, говорил обо всём дедушке)
- Какие чувства испытал дед Андрей? (боль, обиду, грусть)
- Почему именно эти чувства возникли у него? (Дедушка хотел порадовать внука и угостить сладостями, но в ответ получил критику и неблагодарность и недовольство)
- Как вы думаете, почему Матвей поступил именно так? (Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то, чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.)
- В народе говорят: худший из людей – неблагодарный человек. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она делает бедной нашу собственную душу. Когда забываешь сказать «Спасибо», забываешь того, кто в трудную минуту сотворил добро для вас.
- А что же такое благодарность? (Благодарность – это когда человек помнит всё хорошее и доброе, говорит слова благодарности и стремится тоже сделать что-то хорошее и доброе)
- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).
- Но благодарность выражается не только в словах. Какие используют жесты, мимику в знак благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).
Задание 1. Объяснить смысл пословиц.
- Народ излагал мудрость в пословицах и поговорках, но все ли умеют
Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Рука руку моет, и обе белы живут.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Задание 2.
- Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки или мультфильмы, героям которых помогали за то, что они умеют быть вежливыми и благодарными. (Гуси-лебеди, Морозко, Лунтик, Золушка)
Физминутка!
Игра «Будь внимательным». Все встали в круг.
- Снова проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
-встаньте, пожалуйста;
-попляшите;
-похлопайте в ладоши, пожалуйста;
-покружитесь, пожалуйста;
-потопайте ногами;
-попрыгайте на месте;
-помашите друг другу, пожалуйста;
-сядьте, пожалуйста.
Задание 3. «Как поступить?» Обсудить ситуацию.
-
Ситуация 1. После уроков тетя Зина, уборщица, прибрала в классе – ни соринки, ни пылинки. Устала – ноги уже не молодые, да и спина болит. Утром перым в класс пришел Вася. И сразу стал рисовать рожицы на доске. Мел выскользнул у него из рук и упал. Не заметив, мальчик наступил на него и раскрошил.
- Собери мел тряпочкой, - посоветовала соседка по парте Валя. Так было чисто, тетя Зина убирала, а ты намусорил.
Подумаешь, это её работа, пусть и убирает! – ответил Вася.
- Можно ли назвать Васю неблагодарным? Почему вы так думаете?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 2. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 3.
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
- А у вас случались такие ситуации? Умеете себя правильно вести и быть благодарными?
Рисунок «Благодарное сердце»
- Сейчас это сердце, но я предлагаю наполнить его тем, о чем ваши сердца вспоминают с благодарностью. (Вывешиваются работы)
- Будь благодарен дереву за тень.
Реке — что воду пил ты в жаркий день.
Был добр к тебе какой-то человек —
Его добра не забывай вовек.
Сам сделай доброе кому-нибудь —
Не поминай ему и сам забудь!
Рефлексия
– О каком качестве человеческой души мы сегодня говорили?
– Чему никогда не поздно учиться? (умению быть благодарным, вежливым, добрым…)
И я вас всех благодарю и говорю вам большое спасибо за проведенное вместе время. (Вручение леденцов)
Ситуация 1. После уроков тетя Зина, уборщица, прибрала в классе – ни соринки, ни пылинки. Устала – ноги уже не молодые, да и спина болит. Утром перым в класс пришел Вася. И сразу стал рисовать рожицы на доске. Мел выскользнул у него из рук и упал. Не заметив, мальчик наступил на него и раскрошил.
- Собери мел тряпочкой, - посоветовала соседка по парте Валя. Так было чисто, тетя Зина убирала, а ты намусорил.
Подумаешь, это её работа, пусть и убирает! – ответил Вася.
- Можно ли назвать Васю неблагодарным? Почему вы так думаете?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 2. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 3.
На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)
Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
Рука руку моет, и обе белы живут.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Работа с рассказом
- Назовите героев рассказа. (Внук Матвей и дед Андрей)
- С чего начался рассказ?
- Как повел себя Матвей? Правильно ли он поступил?
- Чем всё закончилось?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Выслушав мнение детей о названии рассказа, воспитатель говорит:
- Василий Александрович назвал его «Неблагодарность». Как вы думаете, почему?
- Как Матвей выразил свою неблагодарность? (Придирался к хлебу, к меду, все угощения были ему не по вкусу, но вместо того, чтобы промолчать, говорил обо всём дедушке)
- Какие чувства испытал дед Андрей? (боль, обиду, грусть)
- Почему именно эти чувства возникли у него? (Дедушка хотел порадовать внука и угостить сладостями, но в ответ получил критику, неблагодарность и недовольство)
- Как вы думаете, почему Матвей поступил именно так? (Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то, чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.)
- В народе говорят: худший из людей – неблагодарный человек. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она делает бедной нашу собственную душу. Когда забываешь сказать «Спасибо», забываешь того, кто в трудную минуту сотворил добро для вас.
- А что же такое благодарность? (Благодарность – это когда человек помнит всё хорошее и доброе, говорит слова благодарности и стремится тоже сделать что-то хорошее и доброе)
- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).
- Но благодарность выражается не только в словах. Какие используют жесты, мимику в знак благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).
Разорвись надвое — скажут: а что не начетверо?
Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.
За мое ж жито, да меня же бито.
За добро добром и платят
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
За мое ж добро, да мне же переломили ребро.
Добро не умрет, а зло пропадет
Злой не верит, что есть добрые люди
Кто доброе творит, тому зло не вредит.
Не учи безделью, а учи рукоделью
Уменье и труд – всё перетрут!
Без учебы и труда не придет на стол еда
Деньги есть — друзья здесь, денег нет — пропал и след.
Умная беседа оживляет дух.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
• Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
• Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
• Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините). • Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
• Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).
• Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
• Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе "Поможем Карлсону" с использованием интерактивной технологии «Корзина идей» и ИКТ
Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц»....

Конспект занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!» с использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.
Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий « КВН – Моё здоровье»
Работаю с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Знатоки птиц" с использованием ИКТ технологий
Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры. Расширение представлений о птицах.Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о птицах (перелётных, зимующих).Развивающие: развиват...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной группе «ОСЕННЕЕ ЧУДО» с использованием элементов технологии деятельностного типа (синектика), ИКТ
Цель: развитие познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений.Программное содержаниеЗадачиОбразовательные:- Формировать ...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Настоящие помощники" с использованием кейс-технологии
Цель: через кейс-метод формировать осознанное отношение детей к социальным нормам поведения, потребность в доброжелательном отношении к окружающими.Программное содержание...
Конспект НОД в средней группе по ПДД с использованием кейс-технологии «Незнайка и правила дорожного движения»
Пояснительная записка:Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую сами родители на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, не зад...

