Конспект НОД в подготовительной группе «Рябинка» «Неблагодарность» с использованием кейс технологии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Игнатьева Любовь Александровна

Цель: развитие речи у детей подготовительной группы через чтение художественной литературы с использованием кейс технологии

Задачи:

Образовательная: Продолжать формировать у детей чувства доброты и милосердия не только жизненными примерами, но и посредством художественной литературы.

Развивающая: Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом, умение пересказывать небольшой рассказ.

Воспитательная: Воспитывать культуру общения и речи, любовь к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx113.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Рябинка» «Неблагодарность» с использованием кейс технологии

Цель: развитие речи у детей подготовительной группы через чтение художественной литературы с использованием кейс технологии

Задачи:

Образовательная: Продолжать формировать у детей чувства доброты и милосердия не только жизненными примерами, но и посредством художественной литературы.

Развивающая: Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом, умение пересказывать небольшой рассказ.

Воспитательная:

Воспитывать культуру общения и речи, любовь к окружающей природе

Ход НОД

Организационный момент:

Воспитатель с детьми входит в группу, становятся в круг:

- Дети, когда к вам приходят гости, какое слово вы говорит?

-Ты и я, ты и я (дети указывают пальчиком друг на друга.),

Мы с тобой- одна семья (кладут руки на плечи друг другу).

Вместе играем (прыгают на одной ноге),

Вместе читаем (делают " очки"),

Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).

Основной этап. Воспитатель с детьми устраиваются на стульчиках; воспитатель замыкает круг.

-Дети, а вы любите читать ?(да ) Как называется "книжкин  дом "? (Библиотека) И вот одна такая книжечка у нас уже давно в гостях, в нашей группе. Написал её очень интересный человек.

Рассматриваем портрет педагога.

- Зовут его Василий Александрович Сухомлинский.

Он родился в большой и дружной семье плотника. Мама его работала в колхозе, а по вечерам любила рассказывать своим детям сказки. Все четверо детей в этой семье стали сельскими учителями. Всю свою жизнь он посвятил детям. Работал сначала учителем, а затем директором школы.

Василий Александрович написал около 1500 рассказов для детей.

Хочу познакомить с одним из его рассказов. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и попробуйте придумать ему название.

Неблагодарность. Сухомлинский

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.

Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

- Назовите героев рассказа. (Внук Матвей и дед Андрей)

- С чего начался рассказ?

- Как повел себя Матвей? Правильно ли он поступил?

- Чем всё закончилось?

- Как бы вы назвали этот рассказ?

Выслушав мнение детей о названии рассказа, воспитатель говорит:

- Василий Александрович назвал его «Неблагодарность». Как вы думаете, почему?

- Как Матвей выразил свою неблагодарность? (Придирался к хлебу, к меду, все угощения были ему не по вкусу, но вместо того, чтобы промолчать, говорил обо всём дедушке)

- Какие чувства испытал дед Андрей? (боль, обиду, грусть)

- Почему именно эти чувства возникли у него? (Дедушка хотел порадовать внука и угостить сладостями, но в ответ получил критику и неблагодарность и недовольство)

- Как вы думаете, почему Матвей поступил именно так? (Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то, чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.)

- В народе говорят: худший из людей – неблагодарный человек. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она делает бедной нашу собственную душу. Когда забываешь сказать «Спасибо», забываешь того, кто в трудную минуту сотворил добро для вас.

- А что же такое благодарность? (Благодарность – это когда человек помнит всё хорошее и доброе, говорит слова благодарности и стремится тоже сделать что-то хорошее и доброе)

- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).

- Но благодарность выражается не только в словах. Какие используют жесты, мимику в знак благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).

Задание 1. Объяснить смысл пословиц.

- Народ излагал мудрость в пословицах и поговорках, но все ли умеют

Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Рука руку моет, и обе белы живут.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Задание 2.

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки или мультфильмы, героям которых помогали за то, что они умеют быть вежливыми и благодарными. (Гуси-лебеди, Морозко, Лунтик, Золушка)

Физминутка!

Игра «Будь внимательным». Все встали в круг.

- Снова проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.

-встаньте, пожалуйста;

-попляшите;

-похлопайте в ладоши, пожалуйста;

-покружитесь, пожалуйста;

-потопайте ногами;

-попрыгайте на месте;

-помашите друг другу, пожалуйста;

-сядьте, пожалуйста.

Задание 3. «Как поступить?» Обсудить ситуацию.

-

Ситуация 1. После уроков тетя Зина, уборщица, прибрала в классе – ни соринки, ни пылинки. Устала – ноги уже не молодые, да и спина болит. Утром перым в класс пришел Вася. И сразу стал рисовать рожицы на доске. Мел выскользнул у него из рук и упал. Не заметив, мальчик наступил на него и раскрошил.

- Собери мел тряпочкой, - посоветовала соседка по парте Валя. Так было чисто, тетя Зина убирала, а ты намусорил.

Подумаешь, это её работа, пусть и убирает! – ответил Вася.

- Можно ли назвать Васю неблагодарным? Почему вы так думаете?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 2. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

Ситуация 3.

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

- А у вас случались такие ситуации? Умеете себя правильно вести и быть благодарными?

Рисунок «Благодарное сердце»
- Сейчас это сердце, но я предлагаю наполнить его тем, о чем ваши  сердца вспоминают с благодарностью. (Вывешиваются работы)

- Будь благодарен дереву за тень.

Реке — что воду пил ты в жаркий день.

Был добр к тебе какой-то человек —

Его добра не забывай вовек.

Сам сделай доброе кому-нибудь —

Не поминай ему и сам забудь!

Рефлексия

– О каком качестве человеческой души мы сегодня говорили?

– Чему никогда не поздно учиться? (умению быть благодарным, вежливым, добрым…)

И я вас всех благодарю и говорю вам большое спасибо за проведенное вместе время. (Вручение леденцов)

 https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/64/42/heart-puzzle-linear-logo-divided-on-four-vector-12266442.jpg

                                                                     

Ситуация 1. После уроков тетя Зина, уборщица, прибрала в классе – ни соринки, ни пылинки. Устала – ноги уже не молодые, да и спина болит. Утром перым в класс пришел Вася. И сразу стал рисовать рожицы на доске. Мел выскользнул у него из рук и упал. Не заметив, мальчик наступил на него и раскрошил.

- Собери мел тряпочкой, - посоветовала соседка по парте Валя. Так было чисто, тетя Зина убирала, а ты намусорил.

Подумаешь, это её работа, пусть и убирает! – ответил Вася.

- Можно ли назвать Васю неблагодарным? Почему вы так думаете?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 2. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

Ситуация 3.

На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Рука руку моет, и обе белы живут.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Работа с рассказом

- Назовите героев рассказа. (Внук Матвей и дед Андрей)

- С чего начался рассказ?

- Как повел себя Матвей? Правильно ли он поступил?

- Чем всё закончилось?

- Как бы вы назвали этот рассказ?

Выслушав мнение детей о названии рассказа, воспитатель говорит:

- Василий Александрович назвал его «Неблагодарность». Как вы думаете, почему?

- Как Матвей выразил свою неблагодарность? (Придирался к хлебу, к меду, все угощения были ему не по вкусу, но вместо того, чтобы промолчать, говорил обо всём дедушке)

- Какие чувства испытал дед Андрей? (боль, обиду, грусть)

- Почему именно эти чувства возникли у него? (Дедушка хотел порадовать внука и угостить сладостями, но в ответ получил критику, неблагодарность и недовольство)

- Как вы думаете, почему Матвей поступил именно так? (Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то, чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.)

- В народе говорят: худший из людей – неблагодарный человек. Неблагодарность страшна не потому, что обижает того, кто отнесся к нам с добротой и пониманием, а потому, что она делает бедной нашу собственную душу. Когда забываешь сказать «Спасибо», забываешь того, кто в трудную минуту сотворил добро для вас.

- А что же такое благодарность? (Благодарность – это когда человек помнит всё хорошее и доброе, говорит слова благодарности и стремится тоже сделать что-то хорошее и доброе)

- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).

- Но благодарность выражается не только в словах. Какие используют жесты, мимику в знак благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).

Разорвись надвое — скажут: а что не начетверо?

Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.

За мое ж жито, да меня же бито.

За добро добром и платят 

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

За мое ж добро, да мне же переломили ребро.

Добро не умрет, а зло пропадет

Злой не верит, что есть добрые люди

Кто доброе творит, тому зло не вредит.

Не учи безделью, а учи рукоделью

Уменье и труд – всё перетрут!

Без учебы и труда не придет на стол еда

Деньги есть — друзья здесь, денег нет — пропал и след.

Умная беседа оживляет дух.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

• Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!

• Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

• Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

• Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).        • Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

• Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

• Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

• Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте…(любезны),

Будьте…(добры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!» с использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Знатоки птиц" с использованием ИКТ технологий

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры. Расширение представлений о птицах.Задачи: Образовательные: закреплять знания детей о птицах (перелётных, зимующих).Развивающие: развиват...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной группе «ОСЕННЕЕ ЧУДО» с использованием элементов технологии деятельностного типа (синектика), ИКТ

Цель: развитие познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений.Программное содержаниеЗадачиОбразовательные:-     Формировать ...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Настоящие помощники" с использованием кейс-технологии

Цель: через  кейс-метод  формировать осознанное отношение   детей к социальным нормам поведения, потребность в доброжелательном отношении к окружающими.Программное  содержание...

Конспект НОД в средней группе по ПДД с использованием кейс-технологии «Незнайка и правила дорожного движения»

Пояснительная записка:Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую сами родители на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, не зад...