Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Аксарина Елена Александровна

Конспект  занятия

в средней группе

по речевому развитию на тему «Осень»

 

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы, учить детей рассказать связный текст с помощью мнемотаблицы

 

Задачи:

- формировать фонематическую сторону речи

- развивать понимание смысла и содержания картины

- развивать диалогическую  и монологическую  речь ребенка.    

Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш), развивать длительный плавный выдох. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Материал для занятия: игрушка Зайчик, письмо-стих (Мнемотаблица),  коробка для посылки, листья осины, клена, дуба, бумажные листики для дыхательной гимнастики, мячик, эластичные кольца (су-джок), рисунок медведя, ежика и белки, мнемотаблица для рассказа про осень, картинки-раскраски

 

Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на признаки осени : на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.
 

Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит, разноцветный, листопад

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_raz_rechi_v_sredney_gruppe_na_temu_osen_.docx566.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в средней группе

по речевому развитию на тему «Осень»

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы, учить детей рассказать связный текст с помощью мнемотаблицы

Задачи:

- формировать фонематическую сторону речи

- развивать понимание смысла и содержания картины

- развивать диалогическую  и монологическую  речь ребенка.    

Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш), развивать длительный плавный выдох. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.

Материал для занятия: игрушка Зайчик, письмо-стих (Мнемотаблица),  коробка для посылки, листья осины, клена, дуба, бумажные листики для дыхательной гимнастики, мячик, эластичные кольца (су-джок), рисунок медведя, ежика и белки, мнемотаблица для рассказа про осень, картинки-раскраски

Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на признаки осени : на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.

Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит, разноцветный, листопад

ХОД ЗАНЯТИЯ

 - Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)

Организационный момент

В: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Дети: «Доброе утро!»

 (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу) 

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете.  (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»

Ответы детей: «Нет!»

Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»

Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».

Воспитатель: А теперь присаживайтесь.

Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.

Артикуляционная гимнастика

    Жил был язычок в своём домике -  ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся и спрятался в домик, стал там орешек катать. Потом решил поработать, стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.

Проблемная ситуация 

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: Спросите, у него что случилось?

Дети: -Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

Мотивация

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

Актуализация ранее приобретенных знаний

 Дети: Потому что наступила осень.

 

Стук в дверь. Приносят посылку.

Воспитатель: Ребята, вот это да! Нам принесли посылку. Только вот здесь не написано от кого же это посылка.

Воспитатель открывает и достает  письмо.

- Тут написано, если сможете прочитать это стихотворение, вы угадаете, кто же прислал нам эту посылку.

Воспитатель: ребята, Вы угадали от кого посылка?

Дети: да, от Осени

Воспитатель: Да, умнички!

                       Дети, давайте назовём осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесамиосень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

- Дети, как вы думаете, какого цвета осень?

Дети: (жёлтая, красная, оранжевая).

- А можно сказать, что осень разноцветная? Дети(да).

- Отгадайте осеннюю загадку:

«Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).

Дидактическая игра : «С какого дерева листок» (достает из посылки)

- Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они что сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки).

- Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).

- А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (дуб). Листья дуба золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).

Музыкальная физкультминутка:

Мы листочки осенние –

На веточках сидели

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки вверх поднял

Покрутил их, покружил

И на землю опустил.

Воспитатель:

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

Дыхательное упражнение «Ветерок» (повтор 2-3 раза)

- Ребята, осень любит слушать песню ветра. (Включается фонограмма звука ветра).

- Давайте подуем вместе с ветром: Ш-ш-ш.

- А теперь ветер стих: С-с-с.

- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листья. Возьмите листок за хвостик и подуйте на него.

Дети слушают фонограмму, пытаются повторять услышанные звуки.

- Ш-ш-ш-ш-ш.

- С-с-с-с-с.

Дети берут листья в руки и дуют на них.

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

Воспитатель: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

Игровое упражнение «Ласковые слова»

Солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще поиграем?

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают) – улетают,

Осенью деревья (что делают) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

(Разноцветные).

Воспитатель: В посылке Госпожа Осень нам прислал колечки, давайте выполним массаж пальцев этими кольцами.

Самомассаж (Массаж пальцев эластичным кольцом )

Сжимаем – разжимаем пальцы в кулачок

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Надеваем пружинку на каждый палец, начиная с большого пальца

на правой (левой) руке

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины - рябиновый.

Полны листьев лес и сад.

Показываем «фонарик»

То-то радость для ребят!

Добывание (сообщение и принятие) нового знания 

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

1. Кто, позабыв тревоги спит в своей берлоге? (медведь)

2. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках — это. (ежик).

3. По ветке скачет да не птица, рыжая, а не лисица? (белочка)

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

Зайчик: вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель(Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

 Нам Осень прислала картинку подсказку. (Сначала рассказывает воспитатель. Затем по картинкам- подсказкам рассказывают  про осень дети)

Осенью на деревьях желтеют листья.

Небо осенью пасмурное и серое.

и

Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.

Люди  одевают осеннюю одежду.

в

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.

Заключительная часть

 Воспитатель. Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Рефлексия. 

Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).
- Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы  занимались, как составляли интересные рассказы по таблице.

 

   Госпожа Осень прислала вам подарки: картинки – раскраски.

До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию с использованием интерактивной доски по лексической теме «Зимующие птицы».

Интеграция областей: познавательная, социально коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.Цель: закрепление знаний детей о зимующих птицах.Задачи:Образовательные:     - раз...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему «Осень»

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему «Осень»...

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему: "Моя семья"

Конспект занятия в средней группе по речевому развитию на тему: "Моя семья"...