Конспект занятия в старшей группе: "Учимся пересказывать по картине"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лариса Рафкатовна Шамсутдинова
Конспект занятия в старшей группе: "Учимся пересказывать по картине"
 
Тема: Составление рассказа по картине "Грачи прилетели" А.К. Саврасова.
Цель: Развитие связной речи, умения описывать и пересказывать содержание картины, формирование навыков составления творческого рассказа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе: "Учимся пересказывать по картине"

Тема: Составление рассказа по картине "Грачи прилетели" А.К. Саврасова.

Цель: Развитие связной речи, умения описывать и пересказывать содержание картины, формирование навыков составления творческого рассказа.

Задачи:

  Образовательные:

  •  Познакомить детей с творчеством русского художника А.К. Саврасова и его картиной "Грачи прилетели".

  •  Учить внимательно рассматривать картину, выделять основные детали и признаки.

  •  Расширять словарный запас детей (прилагательные, глаголы, наречия, образные выражения).

  •  Совершенствовать умение составлять связный, последовательный рассказ по картине.

•  Развивающие:

  •  Развивать внимание, память, наблюдательность.

  •  Развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать.

  •  Развивать творческое воображение и фантазию.

  •  Развивать связную речь, умение четко и выразительно излагать свои мысли.

•  Воспитательные:

  •  Воспитывать любовь к русской природе и искусству.

  •  Воспитывать умение слушать и уважать мнение других.

  •  Воспитывать аккуратность и бережное отношение к произведениям искусства.

Материалы и оборудование:

•  Репродукция картины "Грачи прилетели" А.К. Саврасова.

•  Иллюстрации с изображением различных времен года (для сравнения).

•  Карточки со словами-подсказками (для составления рассказа).

•  Музыкальное сопровождение (классическая музыка русских композиторов).

•  Доска, мел (или интерактивная доска).

Предварительная работа:

•  Беседа о весне и признаках весны.

•  Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок.

•  Чтение стихов и рассказов о весне.

•  Прослушивание классической музыки, посвященной весне.

•  Рассматривание иллюстраций с изображением весеннего пейзажа.

Ход занятия:

1. Организационный момент (3 минуты)

•  Воспитатель приветствует детей и предлагает им послушать музыку.

•  Воспитатель: "Ребята, какая музыка сейчас звучит? Какое настроение она у вас вызывает?" (Дети отвечают).

•  Воспитатель: "Эта музыка поможет нам сегодня отправиться в мир искусства и узнать много интересного!"

2. Знакомство с картиной (5 минут)

•  Воспитатель показывает репродукцию картины "Грачи прилетели" А.К. Саврасова.

•  Воспитатель: "Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Кто её написал? (А.К. Саврасов). Как называется эта картина? ("Грачи прилетели"). Что вы видите на этой картине?" (Дети отвечают).

•  Воспитатель: "Да, ребята, на этой картине изображен весенний пейзаж. Художник передал нам всю красоту и очарование русской природы, пробуждающейся после зимы."

3. Рассматривание картины (7 минут)

•  Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картину и ответить на вопросы:

  •  Какое время года изображено на картине? (Весна).

  •  Какие признаки весны вы видите? (Тает снег, появляются проталины, прилетели грачи).

  •  Что делают грачи? (Вьют гнезда).

  •  Какое небо на картине? (Серое, облачное).

  •  Какие деревья изображены на картине? (Березы).

  •  Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Радость, грусть, спокойствие).

•  Воспитатель обращает внимание детей на детали: "Посмотрите на березы – какие они старые и могучие! А вот маленькая церковь виднеется вдалеке. Все это создает особую атмосферу русской деревни."

4. Работа со словарем (5 минут)

•  Воспитатель предлагает детям вспомнить прилагательные, которыми можно описать картину: весенняя, красивая, грустная, светлая, живописная, родная.

•  Воспитатель предлагает детям вспомнить глаголы, описывающие действия на картине: тает, прилетели, вьют, виднеется, светит.

•  Воспитатель: "Как можно сказать по-другому о прилете грачей? (Вестники весны, предвестники тепла)".

•  Воспитатель: "Как можно описать цвет неба? (Свинцовое, хмурое, серое)".

5. Составление плана рассказа (3 минуты)

•  Воспитатель помогает детям составить план рассказа по картине:

  1. Вступление: Кто написал картину, как она называется.

  2. Описание времени года: Весна, признаки весны.

  3. Описание переднего плана картины:

Деревья, грачи, гнёзда.

  4. Описание заднего плана картины: Небо, церковь, дома.

  5. Выражение личного отношения к картине.

6. Составление рассказа по картине (15 минут)

•  Воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказ по картине, используя план и слова-подсказки (написанные на карточках или на доске).

•  Воспитатель: "Постарайтесь рассказать интересно и выразительно, чтобы нам было интересно слушать!"

•  Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, помогает им, задает наводящие вопросы, поощряет использование образных выражений.

•  Примеры наводящих вопросов:

  •  Как вы думаете, почему художник назвал картину "Грачи прилетели"?

  •  Что чувствуют грачи, вернувшись в родные места?

  •  Какое настроение у вас вызывает эта картина?

  •  Что бы вы хотели добавить к этой картине, если бы были художником?

7. Физкультминутка (2 минуты)

•  Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и провести физкультминутку:

Птички прилетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Вдруг они вспорхнули,

И на землю сели,

Зернышки клевали,

А потом взлетели.

8. Творческое задание (5 минут)

•  Воспитатель предлагает детям представить себя художниками и нарисовать свою картину на тему "Весна".

•  Дети рисуют свои картины, используя полученные знания и воображение.

9. Итог занятия (3 минуты)

•  Воспитатель: "Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?"

•  Воспитатель: "Вы сегодня все очень хорошо поработали, были внимательными и старательными! Молодцы! Ваши рассказы были интересными и выразительными, а рисунки – замечательными!"

•  Воспитатель: "Теперь мы с вами сможем лучше понимать красоту русской природы и ценить произведения искусства."

10. Рефлексия (2 минуты)

•  Что нового вы узнали на занятии?

•  Что вам больше всего запомнилось?

•  Что вы расскажете своим родителям о картине "Грачи прилетели"?

11. Заключительная часть (1 минута)

•  Воспитатель благодарит детей за участие и предлагает им убрать рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Учимся дружить!»

Конспект разработан для детей старшей  группы.Целью занятия является развитие навыков позитивного общения...

Конспект занятия в старшей группе «Учимся заваривать чай»

Цель: способствовать социально-бытовой реабилитации детей.Задачи:обучение правилам заваривания чая;расширение, уточнение и активизация словаря (чайная, церемония, сервиз, чайная заварка, заварочный ча...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...

Конспект занятия в средней группе: «Учимся уважать старших».

Конспект занятия в средней группе: «Учимся уважать старших».Елена СизикинаКонспект занятия в средней группе: «Учимся уважать старших».Конспект занятия в средней группе: &l...

Конспект проведения занятия в старшей группе "Учитесь жалеть и любить ."

ПРОБУДИТЬ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ И ЖАЛОСТИ К ОБИТАТЕЛЯМ ПРИРОДЫ ПОПАВШИМ В БЕДУ....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Учимся быть здоровыми".

Закреплять знания детей о том , как заботиться о своём здоровье. Формировать привычки здорового образа жизни. Развивать способность к умозаключениям. Воспитывать у детей стремление быть здоровыми....

Конспект занятия в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Конспект занятия в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»Образовательные задачи.• Выучить стихотворение Р. Сефа «Со...