«Применение знаково-символической деятельности в обучении дошкольников с нарушением речи»
методическая разработка по развитию речи
Основная цель работы состоит в изучении знаково-символической деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 394.26 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Д.Ушинский писал:
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Основная цель работы состоит в изучении знаково-символической деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.
Объектом исследования стали дошкольники с нарушениями речи.
Предметом исследования являются состояние устной речи и знаково-символической деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- Выявить и обобщить (в результате анализа литературы и практики дошкольного обучения) наиболее существенные идеи в отношении изучения знаково-символической функции у детей с речевыми нарушениями.
- Разработать экспериментальную методику для изучения знаково-символической деятельности у дошкольников с речевой патологией.
- Проанализировав результаты изучения знаково-символической деятельности у детей с речевыми нарушениями, разработать основные направления, а также подобрать приемы и упражнения на развитие символического опосредования у данной категории детей.
Методы исследования: комплекс общетеоретических методов – анализ, синтез, актуализация, систематизация; метод теоретического анализа педагогических и литературных источников, документальных материалов; метод педагогического наблюдения и эксперимента; метод анализа продуктов деятельности детей.
Знаково-символические характеристики
- знак - объект, знак - объект-значение, произвольные - мотивированные знаково-символические средства, системные характеристики;
- отправитель - получатель (различная степень эксплицированности конвенции, относящейся к структурным компонентам знаковой ситуации и их отношениям (знак-объект-значение), устойчивость и др.)
Заучивание сказки по мнемотаблице «Алёнушка и лиса»
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
-формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»
«Применение знаково-символической деятельности в обучении дошкольников с нарушением речи»
Составитель:
Учитель-логопед
Тертышная А.С.
Курск, 2025г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
мультимедийная презентация "Обучение дошкольников с нарушениями речи рассказыванию посредством пальчиковых игр"( по мотивам русских народных сказок)
Примерно сотавленный отзыв на работу учителя-логопеда...

Методическая разработка по теме:"Значение изо-деятельности в воспитании дошкольников с нарушениями речи"
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушен...

Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО
Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...

Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи
Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи...

Методическая разработка по теме: "Значение изо-деятельности в воспитании дошкольников с нарушениями речи"
Влияние изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с нарушениями речи....



