«Технология Виммельбух, как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи
«Технология Виммельбух,
как инновационное средство
развития речи детей дошкольного возраста»
Большинство специалистов, которые работают с логопатами, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков. Сколько труда нужно потратить на автоматизацию, насколько разнообразным и ярким должен быть речевой материал, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка, повысить интерес к логопедическим занятиям.
Возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать?
Наряду с традиционными методами и приемами обучения педагоги всегда находятся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов – инновационных образовательных технологий, эффективность которых доказана практикой. Такой находкой стала технология «Виммельбух».
Технология «Виммельбух» позволяет увлечь любого современного ребенка (нормотипичного, с ограниченными возможностями здоровья, одарённого ребёнка) процессом познания и создает предпосылки для развития восприятия, коммуникации и самостоятельности, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе.
История данной технологии весьма интересна. Как же книжный жанр стал образовательной инновацией и покорил сердца педагогов и дошкольников?
«Виммельбух» ― это направление в детской литературе, которое быстро завоевало любовь детей всего мира. Книги в этом жанре впервые появились в Германии: глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев. Основоположниками жанра считают фламандских художников XVII века Иеронима Босха и Питера Брейгеля – старшего. В XIX веке возникло направление графики – бидермайер, отразившее представления бюргерской среды о домашнем быте. В работах Людвига Рихтера, Генри Олкена, Фердинанда Вальдмюллера и других, подробно изображается интерьер, окружающая природа и бытовые детали, которые окружают маленьких людей, героев картин. Педантичная детализированность картин – важная и неотъемлемая составляющая германской культуры, ценная и самобытная черта менталитета, которая впоследствии проявила себя в виммельбухах.
В 60-х годах прошлого века в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он возглавлял Департамент по работе с молодежью и занимался образовательными проектами. В частности проектом «Мой город». Зельманн хотел создать книгу, в которой наглядно и во всей сложности будет показан Мюнхен. Для воплощения своей масштабной идеи, он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгушу, известному своими Wimmelbilder-книгами, в которых повседневные сцены изображены на одной картинке поверх страниц.
В 1968 году вышла книга для детей под названием Rundherum in Meiner Stadt («Вокруг моего города») – первый виммельбух, каким мы их знаем в современное время.
Из-под пера Али Митгуша вышло более 70 книг на нескольких десятках языков. Митгуш покинул этот мир 10 января 2022 года в возрасте 86 лет, но его «детище», принесшее мировую славу, живёт и по сей день, распространившись по всем миру.
Создателями всемирно известных виммельбухов стали Сюзанна Бернер, Анна Фиске, Анна Сьюз, Тьерри Лаваль, Лила Лейбер, Карьяд и многие другие, они придумывали и воплощали в жизнь идеи по созданию детализированных миров на страницах виммельбухов.
В 2016 году премию Ганса Христиана Андерсена своеобразную «Нобелевскую премию» в детской литературе получил китайский писатель Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна Бернер. Книга, с которой они одержали победу, является виммельбухом.
.Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: «Классический» виммельбух – большая книга, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Обычно количество разворотов виммельбуха небольшое — от 5 до 10, напечатаны они, как правило, на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало. Текстом обычно написаны различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Иллюстрации виммельбуха отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Несмотря на отсутствие текста, любой виммельбух — долгоиграющая книга. В ней отсутствует единый сюжет. Глядя на яркие развороты, можно сочинять столько историй, сколько позволит фантазия. Изучение виммельбухов больше похоже на игру, поэтому является отличным способом провести время всей семьёй. Недаром психологи так любят книги-картинки, и рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми.
Для того, что бы “читать” Виммельбух – не нужно знать буквы и владеть чтением. Это ещё одно преимущество для малышей и дошкольников, которые пока не умеют читать.
Целью моей педагогической деятельности является развитие и коррекция речи дошкольников, в том числе с помощью книг-виммельбухов.
С помощью технологии «Виммельбух» я решаю множество задач, как общепедагогических, так и специальных коррекционных:
*коррекция и автоматизация звуков;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* обогащение словаря;
* развитие внимания, логики;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
* формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации;
* формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
* формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
* умение формировать свое отношение к увиденному.
Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.
Используя данную технологию, развиваю психические процессы у детей с нарушениями речи, расширяю кругозор, формирую умение устанавливать причинно-следственные связи.
Книга-виммельбух даёт массу возможностей проявить фантазию. Можно просто разглядывать красочные сюжеты, не вдаваясь в подробности, а можно устраивать соревнования историй, выполнять задания на время и даже учить иностранный язык с помощью виммельбуха.
В своей работе я часто использую Виммельбухи как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе по автоматизиции звуков. И не обязательно это серии книг, очень часто я беру яркую иллюстрацию по нужной мне лексической теме.
Как же работать с виммельбухами? «Ввключаем» фантазию и действуем по ситуации!
Примерный план работы с иллюстрациями
Знакомимся с виммельбухом. Рассматриваем книгу и говорим в чем ее особенность, чем она отличается от других книг;
Играем с книгой: предлагаем детям интересные и разнообразные игровые задания. Например, игра «Искалочки» – дети ищут заданный предмет. Учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия (по величине, цвету, качествам).
Знакомим детей с обобщающими понятиями: животные, птицы, игрушки, одежда, транспорт и т.д. – и учим употреблять их в речи.
Формируем глагольный словарь: «Кто что делает?», «Кто больше назовет слов – действий», и т.д.
Формируем словарь признаков: «О ком я говорю?» (описать героя словами – признаками), «Какой? Какая? Какое» и т.д.
Автоматизируем звуки: «Найди все “рычащие” слова», «Найди все слова, в которых есть звук [ш]» и т.д.
Тренировка счета: «Посчитай сколько собак нарисовано» и т.д.
Ориентировка на плоскости: «Найди предмет по инструкции – он находится в верхнем левом углу» и т.д.
Игра «Журналист» – ребенок принимает на себя роль журналиста, а взрослый отвечает на вопросы от имени персонажа. И наоборот. Здесь дети активно включаются в диалог, а взрослый использует такие приемы как добавление, пояснение, возражение.
Создание ребенком собственной истории. Разглядывая иллюстрации вместе с ребенком, предлагаем ему придумать истории из жизни героев. Сочиняем совместные истории по цепочке. Сначала сочиняем небольшую историю сами, затем придумываем начало, и просим ребенка продолжить историю с опорой на Виммельбух.
Предлагаем ребенку самому выбрать героя и рассказать про него историю. Задаём наводящие вопросы: почему? откуда? зачем? что произошло дальше? что было до этого? Подобные вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в иллюстрацию, сделать вывод. Они требуют развернутых ответов, а не кратких.
Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.
Помимо классических виммельбухов использую виммельбухи – раскраски и виммельбухи – искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке.
Для детей, которые затрудняются выполнять задания, предлагаю использовать специальные окошечки – искалочки. Если наложить друг на друга несколько «Окошечек-Искалочек» одной формы в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру – «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, увеличивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего и др.
Такие картинки можно сделать самостоятельно, для любого Виммельбуха, отсканировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, можно создать картотеку карточек для поиска предметов или героев. Такие задания дети любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов.
Варианты игр с раскрасками виммельбух:
- находить знакомые предметы;
- искать одного и того же персонажа;
- составлять истории с персонажем;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка;
- закрыть рисунок после рассматривания и предложить ребёнку назвать то, что там было изображено.
Как создать свой виммельбух
Вместе с ребёнком можно сделать картинку-головоломку своими руками. Определите интересную ему тему и сделайте фон. Можно нарисовать на ватмане карту звёздного неба или напечатать готовый лесной пейзаж. Нужные герои и предметы найдутся на страницах старых журналов — вместе с ребёнком вырезайте всё, что понравилось, и приклеивайте на заготовку. В итоге получится ваш уникальный виммельбух, с которым можно работать так же, как с книгой из типографии.
Рассматривайте сюжеты вместе с ребенком, находите знакомые предметы, придумайте и расскажите свою собственную сказку. Создать полноценное впечатление о виммельбухе, что это такое – можно понять, только проведя за «чтением» несколько часов. Такая книжка не надоест, так как в ней нет строгих рамок развития сюжета. Здесь всегда все будет происходить по-другому, и концовка такой истории всегда непредсказуема и зависит, как и от настроения ребенка, так и от его внимательности и изобретательности.
Заключение.
Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федерального Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.
Данная технология позволяет объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги). При этом педагог создает такие условия, что ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством учителя-логопеда, он становится исследователем и первооткрывателем. А это важнейшие навыки ребенка 21 века.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология Виммельбух,
как инновационное средство
развития речи детей дошкольного возраста»
Большинство специалистов, которые работают с логопатами, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков. Сколько труда нужно потратить на автоматизацию, насколько разнообразным и ярким должен быть речевой материал, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка, повысить интерес к логопедическим занятиям.
Возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать?
Наряду с традиционными методами и приемами обучения педагоги всегда находятся в поиске оригинальных, креативных, творческих методов – инновационных образовательных технологий, эффективность которых доказана практикой. Такой находкой стала технология «Виммельбух».
Технология «Виммельбух» позволяет увлечь любого современного ребенка (нормотипичного, с ограниченными возможностями здоровья, одарённого ребёнка) процессом познания и создает предпосылки для развития восприятия, коммуникации и самостоятельности, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе.
История данной технологии весьма интересна. Как же книжный жанр стал образовательной инновацией и покорил сердца педагогов и дошкольников?
«Виммельбух» ― это направление в детской литературе, которое быстро завоевало любовь детей всего мира. Книги в этом жанре впервые появились в Германии: глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться», «виммельбухи» насыщены детальными рисунками, множеством предметов и героев. Основоположниками жанра считают фламандских художников XVII века Иеронима Босха и Питера Брейгеля – старшего. В XIX веке возникло направление графики – бидермайер, отразившее представления бюргерской среды о домашнем быте. В работах Людвига Рихтера, Генри Олкена, Фердинанда Вальдмюллера и других, подробно изображается интерьер, окружающая природа и бытовые детали, которые окружают маленьких людей, героев картин. Педантичная детализированность картин – важная и неотъемлемая составляющая германской культуры, ценная и самобытная черта менталитета, которая впоследствии проявила себя в виммельбухах.
В 60-х годах прошлого века в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он возглавлял Департамент по работе с молодежью и занимался образовательными проектами. В частности проектом «Мой город». Зельманн хотел создать книгу, в которой наглядно и во всей сложности будет показан Мюнхен. Для воплощения своей масштабной идеи, он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгушу, известному своими Wimmelbilder-книгами, в которых повседневные сцены изображены на одной картинке поверх страниц.
В 1968 году вышла книга для детей под названием Rundherum in Meiner Stadt («Вокруг моего города») – первый виммельбух, каким мы их знаем в современное время.
Из-под пера Али Митгуша вышло более 70 книг на нескольких десятках языков. Митгуш покинул этот мир 10 января 2022 года в возрасте 86 лет, но его «детище», принесшее мировую славу, живёт и по сей день, распространившись по всем миру.
Создателями всемирно известных виммельбухов стали Сюзанна Бернер, Анна Фиске, Анна Сьюз, Тьерри Лаваль, Лила Лейбер, Карьяд и многие другие, они придумывали и воплощали в жизнь идеи по созданию детализированных миров на страницах виммельбухов.
В 2016 году премию Ганса Христиана Андерсена своеобразную «Нобелевскую премию» в детской литературе получил китайский писатель Цао Веньсюань и немецкая художница Сюзанна Бернер. Книга, с которой они одержали победу, является виммельбухом.
.Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: «Классический» виммельбух – большая книга, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Обычно количество разворотов виммельбуха небольшое — от 5 до 10, напечатаны они, как правило, на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало. Текстом обычно написаны различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Иллюстрации виммельбуха отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Несмотря на отсутствие текста, любой виммельбух — долгоиграющая книга. В ней отсутствует единый сюжет. Глядя на яркие развороты, можно сочинять столько историй, сколько позволит фантазия. Изучение виммельбухов больше похоже на игру, поэтому является отличным способом провести время всей семьёй. Недаром психологи так любят книги-картинки, и рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми.
Для того, что бы “читать” Виммельбух – не нужно знать буквы и владеть чтением. Это ещё одно преимущество для малышей и дошкольников, которые пока не умеют читать.
Целью моей педагогической деятельности является развитие и коррекция речи дошкольников, в том числе с помощью книг-виммельбухов.
С помощью технологии «Виммельбух» я решаю множество задач, как общепедагогических, так и специальных коррекционных:
*коррекция и автоматизация звуков;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* обогащение словаря;
* развитие внимания, логики;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги;
* формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации;
* формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
* формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
* умение формировать свое отношение к увиденному.
Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.
Используя данную технологию, развиваю психические процессы у детей с нарушениями речи, расширяю кругозор, формирую умение устанавливать причинно-следственные связи.
Книга-виммельбух даёт массу возможностей проявить фантазию. Можно просто разглядывать красочные сюжеты, не вдаваясь в подробности, а можно устраивать соревнования историй, выполнять задания на время и даже учить иностранный язык с помощью виммельбуха.
В своей работе я часто использую Виммельбухи как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной работе по автоматизиции звуков. И не обязательно это серии книг, очень часто я беру яркую иллюстрацию по нужной мне лексической теме.
Как же работать с виммельбухами? «Ввключаем» фантазию и действуем по ситуации!
Примерный план работы с иллюстрациями
Знакомимся с виммельбухом. Рассматриваем книгу и говорим в чем ее особенность, чем она отличается от других книг;
Играем с книгой: предлагаем детям интересные и разнообразные игровые задания. Например, игра «Искалочки» – дети ищут заданный предмет. Учим детей строить сравнительные конструкции, точно обозначать словом черты сходства и различия (по величине, цвету, качествам).
Знакомим детей с обобщающими понятиями: животные, птицы, игрушки, одежда, транспорт и т.д. – и учим употреблять их в речи.
Формируем глагольный словарь: «Кто что делает?», «Кто больше назовет слов – действий», и т.д.
Формируем словарь признаков: «О ком я говорю?» (описать героя словами – признаками), «Какой? Какая? Какое» и т.д.
Автоматизируем звуки: «Найди все “рычащие” слова», «Найди все слова, в которых есть звук [ш]» и т.д.
Тренировка счета: «Посчитай сколько собак нарисовано» и т.д.
Ориентировка на плоскости: «Найди предмет по инструкции – он находится в верхнем левом углу» и т.д.
Игра «Журналист» – ребенок принимает на себя роль журналиста, а взрослый отвечает на вопросы от имени персонажа. И наоборот. Здесь дети активно включаются в диалог, а взрослый использует такие приемы как добавление, пояснение, возражение.
Создание ребенком собственной истории. Разглядывая иллюстрации вместе с ребенком, предлагаем ему придумать истории из жизни героев. Сочиняем совместные истории по цепочке. Сначала сочиняем небольшую историю сами, затем придумываем начало, и просим ребенка продолжить историю с опорой на Виммельбух.
Предлагаем ребенку самому выбрать героя и рассказать про него историю. Задаём наводящие вопросы: почему? откуда? зачем? что произошло дальше? что было до этого? Подобные вопросы заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в иллюстрацию, сделать вывод. Они требуют развернутых ответов, а не кратких.
Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.
Помимо классических виммельбухов использую виммельбухи – раскраски и виммельбухи – искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке.
Для детей, которые затрудняются выполнять задания, предлагаю использовать специальные окошечки – искалочки. Если наложить друг на друга несколько «Окошечек-Искалочек» одной формы в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру – «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, увеличивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место происходящего и др.
Такие картинки можно сделать самостоятельно, для любого Виммельбуха, отсканировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, можно создать картотеку карточек для поиска предметов или героев. Такие задания дети любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов.
Варианты игр с раскрасками виммельбух:
- находить знакомые предметы;
- искать одного и того же персонажа;
- составлять истории с персонажем;
- сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка;
- закрыть рисунок после рассматривания и предложить ребёнку назвать то, что там было изображено.
Как создать свой виммельбух
Вместе с ребёнком можно сделать картинку-головоломку своими руками. Определите интересную ему тему и сделайте фон. Можно нарисовать на ватмане карту звёздного неба или напечатать готовый лесной пейзаж. Нужные герои и предметы найдутся на страницах старых журналов — вместе с ребёнком вырезайте всё, что понравилось, и приклеивайте на заготовку. В итоге получится ваш уникальный виммельбух, с которым можно работать так же, как с книгой из типографии.
Рассматривайте сюжеты вместе с ребенком, находите знакомые предметы, придумайте и расскажите свою собственную сказку. Создать полноценное впечатление о виммельбухе, что это такое – можно понять, только проведя за «чтением» несколько часов. Такая книжка не надоест, так как в ней нет строгих рамок развития сюжета. Здесь всегда все будет происходить по-другому, и концовка такой истории всегда непредсказуема и зависит, как и от настроения ребенка, так и от его внимательности и изобретательности.
Заключение.
Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и становится образовательной технологией, объединяющей все образовательные области Федерального Государственного стандарта, создавая основу для мультикультурного образования, даря метапредметные интеграции, как зачин для школьного обучения.
Данная технология позволяет объединять различные виды детской деятельности вокруг единой темы (книги). При этом педагог создает такие условия, что ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством учителя-логопеда, он становится исследователем и первооткрывателем. А это важнейшие навыки ребенка 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виммельбух, как универсальное средство развития речи детей дошкольного возраста
Развитие и формирование правильной устой речи одна из актуальных задач современного ДО. Для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет сло...

ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий...

Технология ВИММЕЛЬБУХ как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста
Вим-мель-бух!Это особенная игра для людей любого возраста — книги без текста. В этих картинках огромное количество деталей, их можно рассматривать бесконечно.Разные герои, предметы живут своей ж...

Технология «Виммельбух», как инновационное средство развития речи у детей дошкольного возраста
Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь...

Технология «виммельбух» как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста
Технология «виммельбух» как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных ...

ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В статье рассматривается важность развития речи у детей дошкольного возраста. Описываются ключевые аспекты общего развития ребёнка, связанные с улучшением коммуникативных навыков, мышления, подготовки...

Технология Виммельбух, как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста
Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколь...
