Рекомендации учителя-логопеда для родителей "Речевое развитие детей с 3-5 лет"
консультация по развитию речи (средняя, старшая группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

В материале представлены возрастные нормы речевого развития детей с 3 до 5 лет. Материал адресован родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie_s_3-5_let.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда для родителей:

«Особенности речевого развития детей 3 - 5 лет».

Звукопроизношение. У детей 3-4 лет согласные  звуки  произносятся    смягченно     («лезецька» – ложечка). Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок); заменяются: с – ф   («фобака» –собака),  з – в   («вамок» – замок), ц – ф («фыпленок» – цыпленок),   с – т   («тобака» – собака),   з – д («дамок» –  замок), ц – т («тветок» – цветок). Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся  недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» – шапка), ж – з, в («зук», «вук» – жук), ч – ц, ть  («оцки», «отьки» – очки), щ – с', т'  («сетка», «тетка» – щетка). Звуки л и р пропускаются  («ампа» – лампа, «ука» – рука); заменяются звуками л' («лямпа» – лампа, «люка» – рука), («ямпа» – лампа, «юка» – рука).

У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д; исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л, р.

Словарный запас. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль» – автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» – первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» – большой мальчик, «девича» – девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель – корабль, «не зинаю» – не знаю).

К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1900 - 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

Грамматический строй речи. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Дети 4-5 лет пользуются более усложненными и распространенными фразами. Речь становится более связной и последовательной.

Связная речь. Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). Умеет рассматривать картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Дети 4-5 лет могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда игр, развивающих речь, для детей совместно с родителями на период каникул и выходных

Данный материал содержит рекомендации учителя логопеда родителям для организации совместных игр с детьми на развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики и двигательного праксиса. Данные игры не тр...

Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....

Рекомендации учителя-логопеда по лексической теме для детей с ТНР 6-7 лет

Задания для детей с ТНР 6-7 лет, которые помогают ребенку в игровой форме освоить новый и закрепить прошедший материал....

Рекомендации учителя – логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи.

Рекомендации учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию правильных речевых навыков  к дошкольников, имеющих нарушения речи....

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития детей

Цель: Логопедизация знаний родителей (законных представителей) для эффективности  коррекции звукопроизношения  у детей.Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь н...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей "Речевое развитие детей с 1-3 лет"

Отражены рекомендации учителя-логопеда об особенностях речевого развития детей раннего возраста, о возрастной норме и нарушениях, а также о важности своевременного обращения к логопеду....