Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макарчук Софья Романовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Звуковая культура речи

 

Цель: формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

закрепить правильное, отчетливое произношение звуков Ц-Ч

закрепить правильное звукопроизношение звуков с и ш изолированно, в словах и фразах

Учить различать на слух и отчетливо произносить звуки Ц и Ч.

Развивающие:

Продолжать развивать фонетический слух.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать воображение, активность, творчество, через знакомство с новым стихотворением.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать положительный эмоциональный отклик от прослушанного стихотворение.

 

 

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – трубочка»

– Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

 

Воспитатель просит детей назвать известные им звуки.

Выслушивает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.

 

Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок.

Затем читает стихотворение Ф. Грубина "Ромашки"

 (перевод с чешского И. Токмаковой):

Белые ромашки – сестрички,

У ромашек белые реснички.

Пляшут ромашки среди луга.

До чего похожи друг на друга!

Воспитатель предлагает детям:

 

• назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка ;

• назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно больше детей) (жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук;)

• назвать слова со звуком ц ; (цыплёнок, цирк, цилиндр, принц, цепь, кольцо, мельница)

• сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса

(с-согл, ы-глас, р-согл 3 звука, м-согл, а-глас, к-согл, и-глас 4 звука, о-глас, с-согл, а-глас. 3 звука, л-согл, и-глас, с-согл, а-глас 4 звука)

• отметить на решетках (приготовлены заранее) место звука на листе бумаги

 

Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки:

Не сварили макароны -

Своровали их вороны.

В. Борисов

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

 

Физминутка 

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

 

Воспитатель: Что-то вы заскучали, давайте вместе песенки споем.

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

 

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

– Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику.

 

Игра на правильное построение предложений.

• Глаза закрыли Зину. (зина закрыла глаза)

• Захар болит у зуба. (у захара болит зуб)

• Ваза стоит в розах. (розы стоят в вазе)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshei_gruppe.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Звуковая культура речи

Цель: формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

закрепить правильное, отчетливое произношение звуков Ц-Ч

закрепить правильное звукопроизношение звуков с и ш изолированно, в словах и фразах

Учить различать на слух и отчетливо произносить звуки Ц и Ч.

Развивающие:

Продолжать развивать фонетический слух.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать воображение, активность, творчество, через знакомство с новым стихотворением.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать положительный эмоциональный отклик от прослушанного стихотворение.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – трубочка»

– Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Воспитатель просит детей назвать известные им звуки.

Выслушивает ответы и произносит звуки, которые дети забыли назвать.

Интересуется, есть ли у детей любимый луговой цветок.

Затем читает стихотворение Ф. Грубина "Ромашки"

 (перевод с чешского И. Токмаковой):

Белые ромашки – сестрички,

У ромашек белые реснички.

Пляшут ромашки среди луга.

До чего похожи друг на друга!

Воспитатель предлагает детям:

• назвать звуки, которые они услышали в словах ромашка, сестричка ;

• назвать слова со звуком ж (старается опросить как можно больше детей) (жаба, жалить, жало, жалко, жатка, жакет, жатва, жалоба, Жанна, жадина, жадный, жасмин; жидкий, жить, живу, живой, живёт, жила, живот, животное, жидкий, жильё, жилой; желтеть, желток, желе, Женя, жёлтый, жёлудь, жёлоб; жук;)

• назвать слова со звуком ц ; (цыплёнок, цирк, цилиндр, принц, цепь, кольцо, мельница)

• сосчитать количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса 

(с-согл, ы-глас, р-согл 3 звука, м-согл, а-глас, к-согл, и-глас 4 звука, о-глас, с-согл, а-глас. 3 звука, л-согл, и-глас, с-согл, а-глас 4 звука)

• отметить на решетках (приготовлены заранее) место звука на листе бумаги

Воспитатель предлагает детям запомнить и прочитать скороговорки:

Не сварили макароны -

Своровали их вороны.

В. Борисов

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Физминутка 

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

Воспитатель: Что-то вы заскучали, давайте вместе песенки споем.

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

– Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику.

Игра на правильное построение предложений.

• Глаза закрыли Зину. (зина закрыла глаза)

• Захар болит у зуба. (у захара болит зуб)

• Ваза стоит в розах. (розы стоят в вазе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...