Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Весенняя полянка»
(совместное сочинение сказки с театрализацией)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Как лесные звери готовятся к зиме»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Образовательные задачи:
-формировать представления детей о жизни зверей в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;
- развивать интерес к закономерностям в живой природе;
- развивать речь, логическое мышление, память;
- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы;
- воспитывать бережное отношение к зверям своей местности в осенний период;
- воспитывать коммуникативные способности детей.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушечный зайчик; картинки
«Лесные жители»; ноутбук; модель маскировки (силуэт белочки, зайчика).
Раздаточный: карточки с игровым заданием «Кто где спрятался?»; для проведения опыта: листы белой бумаги, желтый карандаш, красный прозрачный пластик.
Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Беседа «Магазин игрушек»
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в магазин?
- Какой магазин вам нравиться?
Какие игрушки воспитатель сообщает детям, что он тоже любит заходить в магазин игрушек. И вот что произошло (рассказывает): - Я вчера была в магазине, и мне понравился вот этот зайчик. И знаете, что он мне рассказал? Зайке стало скучно жить в магазине на полке и он решил уйти жить в настоящий лес. Но приближается зима и он не знает, как готовятся звери к зиме. И просит нас помочь ему.
- Хотите помочь зайчику?
- вы видели?
- Сможете?
Актуализация знаний
Дидактические задачи:
- уточнить и актуализировать знания детей о жизни зверей в лесу в период подготовки к зиме, об особенностях их внешнего вида, условиях их жизни;
- развивать описательную речь, развивать умение отвечать на вопросы.
Дети располагаются на стульчиках у экрана. Беседа воспитателя с детьми сопровождается показом слайдов презентации на тему:
«Лесные жители».
- Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, чем там занимается лесной «народ». Ребята, оказывается осенью надо ходить по лесу осторожно, тихо, чтобы не разбудить уже заснувших зверей.
- Отгадайте загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной, Иголок очень много,
А нитки не одной? (Ежик).
Воспитатель спрашивает детей:
- Кто хочет рассказать о том, как ежик готовиться к зиме.
- Где устраивает свое жилище на зиму? (Свое жилище ежик приготовил под кучей листьев и хвороста. Он выслал его травой и листьями.)
- Как приспосабливается к зиме? (с наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)
- Ребята, а каких вы еще знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Барсук, медведь.)
- Правильно, ребята. Барсук за осень так отъедается.
Становится такой жирный, что еле-еле передвигается. Но норку строит
усердно, таскает листья, сухие веточки, мох. Постелька должна быть мягкой – ведь до весны спать несколько месяцев.
- Отгадайте загадку: Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной, А когда придет весна,
Просыпается ото сна. (Медведь.
- Как готовится к зиме медведь? (Готовит себе уютную берлогу.)
- Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, утепляет берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель делает себе в яме. А елочки, что по краям той ямы росли, подгрыз – они наклонились и в шатер пушистый превратились. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце. Свернется калачиком и уснет до весны.
- Ребята, послушайте загадку:
Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белочка.)
- Кто хочет рассказать о том, как белочка готовиться к зиме.
- Какие запасы делает белочка на зиму? (Сушит грибы, собирает шишки, орешки, желуди.)
- Где устраивает свое гнездо? (в дупле.)
- Что защищает от холода? (Теплая шубка.)
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
- Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
- Какие это звери? (Волк, лиса, заяц, лось, кабан и др.)
- Молодцы, ребята! А кто хочет рассказать о лосе.
- Какой корм добывает лось в зимнее время?
- Что ему в этом помогает?
- Как лось защищается от врагов?
- Вот еще загадка: кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
(Волк.)
- Кто расскажет нам о волке?
- Чем питается волк?
- Какой это зверь? (Хищник.)
- Как называется жилище волка? (Волчье логово.)
- Послушайте загадку: Хвост пушистый,
Мех золотистый, В лесу живет
В деревне кур крадет? (Лиса.)
- Что вы знаете о лисе, расскажите .
- К какой группе животных относиться лиса? (Хищница.)
- Как называется жилище лисы?
- Чем питается лиса?
- Вот еще загадка: Через поле напрямик,
Скачет белый воротник.
- Кто хочет рассказать о том, как живет заяц в лесу.
- Чем питается заяц зимой?
- Что помогает ему выдержать холода?
- Как он спасается от врагов?
- Молодцы, ребята! Вы так много знаете о жизни лесных зверей, много рассказали нашему зайчику.
Воспитатель обращается к игрушечному зайчику: - Ты, зайка, теперь знаешь, как в лесу жить непросто. Все звери леса приспособлены к трудным зимним условиям, готовятся они к зиме заранее.
- Ребята, а что надо иметь зайцу, чтобы выжить в лесу зимой? (Зайцу надо иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски).
- Для чего ему нужна зимой шубка белой окраски? (Чтобы его не было видно на белом снегу).
Воспитатель обращается к игрушечному зайчику: - Вот видишь, зайчик, ты совсем не такой. Шерстка у тебя серая, ты не сможешь замаскироваться от волка и лисы. Наверно, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой и заботиться о тебе.
Проводиться физкультминутка.
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с понятием «маскировка»;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, а зайчик спрашивает - как это замаскироваться?
- Кто-нибудь знает, что значит замаскироваться? (Ответы детей).
- Замаскироваться это значит спрятаться так, чтобы никто тебя не увидел. А как нам показать маскировку, чтоб зайчик понял? (Ответы детей).
- Вы можете показать? (Нет).
- Почему? (Не знаем).
- А как можно узнать? (Спросить у того, кто знает).
Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с понятием «маскировка»;
2) закрепить умение преодолевать затруднения способом
«спросить у того, кто знает»;
3) сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия.
Воспитатель предлагает подойти детей к столу. Воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки, зайца. Прикладывает силуэты зверей то на пестрой, то на белой части модели.
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
Воспитатель предлагает детям нарисовать птичку на белой бумаге желтым карандашом. Дети накрывают картинку красным пластиком.
- Что мы видим? (птичка исчезла).
- Почему? Воспитатель объясняет: как желтая птичка, так и красный пластик отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого.
Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Воспитатель просит детей назвать примеры маскировочной окраски животных (зайчик на снегу, белочка в ветвях дерева, лось среди деревьев).
- Включение нового знания в систему знаний детей.
- Дидактические задачи:
- закрепить понятие «маскировка»;
- развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитатель предлагает игру-лабиринт «Кто где спрятался?» (работа детей с карточками). Игрушечный зайчик остается в группе.
Осмысление.
Дидактические задачи:
- восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает около себя детей:
- Кто у нас был в гостях?
- Что полезного сделали?
- Что нового вы узнали? (Мы узнали, что такое «маскировка», как звери маскируются в лесу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
данная образовательная ситуация учит детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки....

Конспект: образовательной ситуации для детей средней группы № 12 «Лесная полянка» на тему: "Тайны гном гномыча".
Конспект занятия "Тайны Гном Гномыча"...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок....
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализа...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией) Образовательная область: речевое развитиеВозрастная ...