Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Весенняя полянка»
(совместное сочинение сказки с театрализацией)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.
«Весенняя полянка»
(совместное сочинение сказки с театрализацией)
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом и воспитателем в процессе совместного сочинения сказки.
Образовательные задачи:
- учить замечать изменения в природе.
- закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах.
- продолжать знакомить с простыми противоречиями; учить решать противоречия.
Развивающие задачи:
- развивать творческое воображение, фантазию, память и речь детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе.
Материал: шапочки: цветы, бабочки, птицы, белочки; игрушки: медвежонок, ёжик; музыкальные записи «Голоса птиц» и веселых мелодий (на выбор воспитателя).
Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность,
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитатель собирает детей около себя, в руках у педагога игрушка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Что это с Медвежонком? Почему он такой грустный? (Ответы детей). Мне Медвежонок рассказал, что в выходной день в лесу на полянке собираются все его друзья – лесные звери. Они придумывают и рассказывают друг другу сказки. И Медвежонок хочет рассказать сказку необычную, весеннюю, но не может придумать. Поэтому он решил к нам обратиться за помощью. Хотите помочь Медвежонку?
Дети: Да!
Воспитатель: Сможете?
1. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) учить замечать изменения в природе;
2) закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах;
3) развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Медвежонок не может придумать весеннюю сказку?
Дети: Потому что Медвежонок не знает, как назвать сказку. Не знает приметы весны.
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте мы решим, как назовём нашу сказку?
Дети предлагают названия.
Воспитатель: Хорошо! Назовём сказку «Весенняя поляна». Что есть на лесной полянке, как вы думаете?
Дети: Деревья, цветы, травка.
Воспитатель: А кого можем встретить весной на полянке?
Дети: Много птиц, бабочек.
Воспитатель: А почему весной стало больше птиц?
Дети: Прилетели перелётные птицы.
Воспитатель: Правильно, ребята. После холодной зимы возвращаются в наши края перелётные птицы. Весной просыпаются насекомые. А кого мы ещё можем увидеть на лесной полянке?
Дети: Животных: белочку, зайчика, ёжика.
Воспитатель: Что происходит весной с животными?
Дети: У белочки появляются бельчата.
Зайчик меняет белую шубку на серую, чтобы лиса и волк его не заметили в лесу. Просыпается ёжик.
Воспитатель: Правильно, ребята. Столько интересных изменений в природе происходит весной.
1. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактическая задача: сформировать у детей опыт фиксации затруднения и понимания его причины (под руководством Воспитателя).
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о весне, о лесных жителях. Ну, что ж, вы готовы рассказать сказку? Тогда начнём?
Пауза. Дети в недоумении.
Воспитатель: Что случилось? Вы не знаете, как начать сказку? И как её дальше рассказать? Что же нам делать?
Дети предлагают взять картинки или книжки (но этой сказки нет в книжках, её нужно придумать). Дети просят логопеда о помощи.
2. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;
2) воспитывать у детей желание и умение обращаться за помощью к взрослым.
Воспитатель: Ребята, я рада вам помочь. Вы, знаете, что сказку можно не только рассказать, но показать. Вспомните, где живут сказки в нашей группе?
Дети: В театральном центре.
Воспитатель: Правильно, ребята!
Педагог и дети проходят к театральному центру. Воспитатель показывает шапочки животных, птиц, насекомых, цветов. Предлагает детям выбрать себе шапочки. Дети выбирают, договариваются между собой, кто кем будет. Воспитатель надевают на головы детей шапочки белочки, зайчика, бабочки, птичек, цветов.
Воспитатель: Я вас превращаю в сказочных героев! А я буду ёжиком (в руках у педагога игрушка ёжик). Ребята, вот наша лесная полянка, располагайтесь на ней: где будут находиться цветы, где бабочки, стрекозы, где птички, где белочка и зайчик Дети располагаются на полянке.
Воспитатель: Вы готовы рассказывать сказку?
Дети: Мы готовы.
Воспитатель: Прекрасно! Начнём!
3. Включение нового знания в систему знаний детей.
Дидактические задачи:
1) закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах;
2) продолжать знакомить с простыми противоречиями; учить решать противоречия;
3) развивать творческое воображение, фантазию, память и речь детей;
4) воспитывать любовь к природе.
Совместное сочинение сказки.
Воспитатель: На одной лесной полянке ранним весенним утром родился маленький ёжик. Он был очень маленьким и ничего не знал. Мама решила показать ему полянку, на которой он родился. Они подошли к цветам, и мама сказала: - Посмотри, какие красивые цветы на полянке.
- А для чего нужны цветы? - спросил ёжик.
Воспитатель: Ну что, цветочки, расскажите, для чего вы нужны.
Дети: - Цветы нужны для красоты. Пчёлы, осы и шмели собирают с них нектар.
Ёжик: -Мне нравятся цветы. А как они называются?
Дети называют цветы (одуванчики, колокольчики, васильки, ромашки). Ёжик (подходит к бабочке): Ой, какой красивый цветок! Наклоняется, чтобы понюхать бабочку.
Воспитатель: Ребята, это цветок или нет?
Бабочка: Я- бабочка.
Воспитатель: Расскажи ёжику, что ты умеешь делать. Где ты была зи- мой?
Бабочка: Я умею летать. Зимой я спала, завернувшись в сухой листочек. Как только пригрело солнышко, я проснулась и теперь перелетаю с цветка на цветок.
Воспитатель: Посмотри ёжик, как бабочка порхает с цветка на цветок.
Педагог включает весёлую мелодию, и бабочка танцует.
Ёжик: А я вижу очень больших бабочек. Какие они большие! Показывает на птиц.
Воспитатель: Подожди, ёжик, давай спросим, кто это.
Птицы: Мы - птички. Мы летаем с дерева на дерево. Собираем с деревьев вредителей. Мы можем съесть и бабочку.
Ёжик: Нет, нет! Птички, пожалуйста, не ешьте сегодня бабочку. Она такая красивая. Птички соглашаются.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, птички, где вы зимовали?
Птички: Одни из нас улетали в теплые края, а с наступлением весны мы вернулись домой. А другие зимовали здесь, и ребята нам помогали: вешали кормушки и кормили нас. Теперь мы поём песни и радуем всех своими звонкими голосами. Слушаем музыкальные записи голосов птиц. Ёжик: (замечает белочку): Какая пушистая птичка!
Воспитатель: Ты опять всё перепутал. (Обращается к белочке.) Кто ты такая?
Белочка: Я — белочка. Я живу в лесу. Мой домик высоко на дереве. Называется мой домик дупло. В нём живут мои дети - бельчата. Я ем орешки и грибочки. Зимой у меня был запас пищи, я всё съела и сейчас мне надо искать орешки, которые остались с прошлого года.
Воспитатель: Белочка - это не птичка, а кто?
Белочка: Я - животное.
Воспитатель: А это кто там прячется за кустиком? (Из-за кустика выпрыгивает зайчик).
Ёжик: Это бабочка! У неё такие крылья!
Воспитатель: Нет, это не бабочка! Обращается к зайчику. Ну-ка, расскажи кто ты?
Зайчик: Я – длинноухий зайчик. Я - животное. Люблю прыгать и скакать. Зимой у меня шубка была белой, а весной она стала серой. Я всего боюсь, поэтому в такой шубке мне легко прятаться под кустик или в травке.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие животные ещё живут на этой полянке. Дети перечисляют (лиса, волк, медведь, кабан, лось).
Ёжик: А я кто? (Ответы детей.)
Ёжик: Как много всего интересного на моей полянке. Мне будет очень весело. Я буду со всеми дружить.
Воспитатель: Встанем все в круг и потанцуем вместе с ёжиком. Звучит весёлая мелодия. Дети выполняют танцевальные движения.
Воспитатель: Вот какую сказку мы сочинили сегодня. Ребята, помните, что в природе всё взаимосвязано. Все должны жить дружно, и тогда всё будет хорошо. Медвежонок, тебе понравилась наша сказка.
Медвежонок: Да-а! Мне очень понравилась сказка. Она очень интересная и весёлая, даже смешная. Я запомнил её и расскажу своим друзьям.
- Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали и создавали ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Кому помогли? Что интересного узнали, увидели? Что понравилось?
Дети делятся своими впечатлениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
данная образовательная ситуация учит детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки....

Конспект: образовательной ситуации для детей средней группы № 12 «Лесная полянка» на тему: "Тайны гном гномыча".
Конспект занятия "Тайны Гном Гномыча"...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок....
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализа...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»
Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией) Образовательная область: речевое развитиеВозрастная ...