занятие по развитию речи К.Паустовский "Кот - ворюга"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга»

Задачи:

1. учить анализировать  произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. расширять словарный запас; учить оформлять свою мысль в речевое высказывание; учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

развивать творческие способности детей, устную речь

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту; нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания; интерес к литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.

Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга»

Задачи:

1. учить анализировать  произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;

2. расширять словарный запас; учить оформлять свою мысль в речевое высказывание; учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение.

развивать творческие способности детей, устную речь

 воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту; нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания; интерес к литературе.

Материал  и оборудование:

  1. иллюстрации котов домашних, уличных;
  2. портрет К.Паустовского
  3. Аудиозапись рассказа "Кот-ворюга".

Ход занятия

В групповой комнате разложены кошачьи следы, дети замечают их.

Воспитатель спрашивает«Как вы думаете, чьи это следы?»

Отгадаем загадку и тогда мы узнаем кто оставил следы.

Воспитатель читает письмо-загадку:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем мы знакомы,

У него усы как спицы,

Он мурлыча песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали это?

Дети: - Кот

Воспитатель спрашивает:

Подумайте и скажите какие вы знаете произведения, где героями становится кот?

1. «Кот в сапогах»

2. «Кот, петух и лиса»

3. «Глупый мышонок»

4. «Пошел котик на торжок»

5. А еще в р. н. с. кот помогает бабе Яге – помощник темных сил, защитник петуха, очень находчивый кот в Сапогах.

Воспитатель:

Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим. Как вы думаете, почему я загадала загадку про кота.

Ответы детей…

Воспитатель:

- я хочу познакомить вас с произведением Паустовского «Кот ворюга».

А хотите узнать какой кот в произведении К. Паустовского «Кот-ворюга»? (ответы детей)

- Ребята, а кто такой ворюга?

- А как вы думаете. почему кота назвали ворюгой?

-Мы прочитаем рассказ и поймем. правильно ли вы думаете.

Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны.

1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

4. Плотица – небольшая пресноводная рыба

5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

6. Шиворот – за ворот, за воротник.

7. Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

8. Бухало – производить сильный и глухой звук.

9. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

          Первое восприятие - аудиозапись.

Понравился рассказ?

- Что особенно понравилось в рассказе?

- Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения?

-  Вам кота стало жалко, а ведь Паустовский назвал его ворюгой.

         Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле?

- Перед вами изображения кошек. Какие здесь кошки, коты?

– А здесь? 

– А у нас какой кот в начале рассказа?

– Как к нему отнеслись сначала ребята?

- Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами?

-Как кот попался?

-Почему именно Лёнька смог выманить кота?

Почему Ленька предложил накормить кота как следует? 

– Как Ленька поступил по отношению к коту?

- Почему вы так решили? Как хотели поступить с котом?

– Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите.

– Итак, коту дали замечательный ужин. Каким и как он вышел из чулана, наевшись?

 – Как вы думаете, что изменило кота? 

- Как кот отплатил за добро людей?

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую?  

- Важно ли быть добрыми?

Физкультминутка:

Два хлопка над головой – раз, два.

Два хлопка перед собой – раз, два.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – дружно присесть.

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто автор этого произведения?

Каким вам представляется кот в начале рассказа и в конце рассказа. Они разные?

 Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы его читатели, поняли одну очень важную вещь. Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать.

- Вам понравился рассказ?

Ответы детей…

Воспитатель:

- И мне очень понравилось, как вы внимательно слушали. Активно отвечали. Называли много произведений, где героями являются коты.

Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

Дети называют клички своих кошек.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/5/75467_291dd17e44df67a4ce4de309c32cb09e.jpg.jpg

Сценарий праздника «ДЕНЬ ТИГРА» в детском саду.

Старший дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Данный сценарий проведения праздника «День тигра» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, на количество от 10 до 20 человек –участников.

В сценарии предусмотрен один ведущий (воспитатель), экскурсовод (педагог), сорока (ребёнок подготовительной группы), главные герои: Тигрица (педагог) и шесть тигрят (дети подготовительной группы).

Мероприятие состоит из четырёх разделов: сюрпризный момент, экскурсия в музей Тигра, игры с тигриной семьёй на открытом воздухе, рефлексия – рисунки на асфальте. Подвижная часть праздника проходит на открытом воздухе в уголке леса на территории детского сада, для погружения в атмосферу праздника. Также нахождение на открытом воздухе способствует сохранению и повышению здоровьесберегающего фактора.

Для проведение мероприятия «День тигра»  необходим следующий реквизит: костюмы сороки, тигрицы, тигрят; письмо-приглашение, следы диких зверей, оборудование музея – фото альбомы, иллюстрации, картины, книги, энциклопедии, муляжи обитателей тайги, видеофильм «Величественный амурский тигр»; атрибуты к подвижным играм – повязки на глаза, низкая скамейка, хопы, дуги для подлезания; цветные мелки для рисунков на асфальте.

Цель: 

Формирование экологического мировоззрения дошкольников, обогащение знаний детей о представителях дальневосточной тайги – уссурийском тигре, воспитание бережного отношения к объектам природы, к сохранению тигра в природе.

Задачи :

Планируемы результаты: 

осознание учащимися важности сохранения тигра (и других животных) в живой природе, через погружение в один день из жизни амурского тигра.

Ход праздника:

Во время прихода детей в группу, они обращают внимание на различные следы зверей на лестнице детского сада. Когда же обращаются с вопросами к воспитателю, то педагог поддерживает интригу, делая вид, что тот не знает, откуда взялись эти следы.

В.-  Ребята, нас приглашают на праздник. А кто знает, что празднуют сегодня?

Д.- День Тигра.

В.- Совершенно верно. Этот величественный хищник является символом красоты и богатства дальневосточной природы, что о тигре должны знать не только взрослые, но и дети. И вот, мы получили приглашение на этот праздник. Но в этом приглашении сказано, что путь нам укажут тигриные следы. Так вот почему мы увидели следы на лестнице! Но, ребята, там следы разных зверей, сможем ли мы отличить среди них тигриные? Давайте постараемся!

Дети вместе с воспитателем по следам тигра попадают в музыкальный зал, в котором располагается музей тигра. В музее собраны фотоальбомы, энциклопедии, книги (в том числе и Красная Книга), игрушки обитателей Уссурийской тайги, главным образом – тигра. Там их встречает экскурсовод.

Э. – здравствуйте, ребята. Я очень рада вас здесь встретить Вы знаете, куда вы попали? Это Музей Тигра. А я главный экскурсовод этого музея. И сегодня, когда герой нашего музея – тигр – празднует свой день, я очень хочу поговорить с вами об этом удивительном звере.

Э.- Ребята, как вы думаете, почему решили основать этот праздник?

Д.- Тигров убивают, истребляют. В мире тигров становится все меньше. Люди придумали праздник, чтобы заботиться о тиграх.


Э.- Ребята, опишите внешний вид тигра? (Дети отвечают.)

- В чем его схожесть с кошкой?
- А покажите, как ходит тигр? (Дети демонстрируют тигриную походку.)
- А как он умывается? (Дети показывают, как тигр чистит свою шкуру.)
- Какие у него лапы, когти? (Дети имитируют царапающие движения лап тигра.)

- Какие звуки издаёт тигр? (Имитация рычания тигра).
- В какое время суток тигр охотится?

- А в каких лесах обитает тигр?

- Что такое тайга? (хвойный, дремучий лес)

- Как называется природоохранная зона, где запрещена любая деятельность человека? (заповедник).

Звучит музыка «В мире животных» ведущая предлагает детям пройти и сесть на стульчики.

Э. - Ребята, мы для вас сегодня приготовили небольшой видеофильм о жизни тигра в тайге.

Дети смотрят видео фильм «Величественный амурский тигр»

Э.- Ребята, вам понравился фильм? Тогда ответьте на вопрос: Почему нельзя убивать тигров?

Д. - Потому что тигров осталось очень мало. Эти животные занесены в Красную книгу. Без матери маленькие тигрята могут погибнуть. Тигры исчезнут, и в будущем мы не сможем ими любоваться, а только смотреть на картинки.

В.- Большое спасибо вам, уважаемый экскурсовод, за увлекательное знакомство с тигром. А наши дети выучили про него стихотворения.

Ребенок 1:

Полосатый, грозный тигр

Не устраивает игр,

Изучает он меню

Чтоб поесть пять раз на дню.

В завтрак – волк или кабан,

На обед – степной баран,

А на полдники, на ужин

Дикий бык бродяге нужен!

Подкрепился и спокоен,

Очень мирно он настроен.

Помурлычет он немножко –

Тигр ведь большая кошка.

Т. Лаврова

Ребёнок2:

Даже маленький тигрёнок

Хоть собой он не пригож,

Это вовсе не котёнок.

Ты его рукой не трожь.

Укусить он может крепко.

Не успеешь убежать.

Хоть тигрёнок всё же детка,

Но не стоит с ним играть.

С. А. Антонюк

В. - Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят. Дети выходят на ковер.

Физминутка «Тигрята»:

Прибежали тут тигрятки,  (Бег на месте)

И все начали зарядку.  (Руки вверх, в стороны)

Вот раздался страшный рык —  (Дети рычат)

На лужайку прыгнул тигр.  (прыгают)

Звери делают поклоны,  (Кланяются)

Начинаем мы наклоны.  (Наклоны вправо, влево)

Появился царь зверей (воспитатель одевает маску)

Приседаем поскорей.  (Приседают)

А теперь все дружно, вместе,

Начинаем бег на месте.  (бег на месте)

Тигрята вертят головой,  (вертят головой)

Начинаем мах ногой.  (Махи ногами)

Вот пришел конец зарядке,

Разбежались все зверятки.  (Убегают и садятся на стульчики)

П/и «Раз, два, три, четыре, пять – вышел тигр погулять»

(по типу «Ловишки», ловишка тигрёнок).

2Т. - А давайте пошумим и немного покричим!

На мои вопросы дружно отвечайте то, что нужно!

Игра «Да, нет»:

2Т. – у меня большие лапы?

Я ношу пальто и шляпу?

У меня огромный хвост?

А большой, скажите, рост?

Пью какао по утрам?

Ем мороженое без меры?

У меня мясной обед?

Понимаю вашу речь?

Вы должны меня беречь?

Т. – мы, тигры, очень грациозны, и ходим очень осторожно.

Вас приглашаю поиграть и свою гибкость показать!

Разминка «Тигриная тропа».

Дети идут за тигрицей - пролезают под дугами, идут по бревну, перескакивают с кочки на кочку и возвращаются на место.

Песня с движениями «Ярко-рыжая кошка»:

Ярко-рыжая кошка,
В полоску немножко,
В воду лапу свою опустила,
Пофырчала, мордашку помыла,
А потом принялась веселиться
И по камушкам шумным носиться.
Тут же рыкнула мама негромко,
Увела шалунишку тигрёнка.

В. – Спасибо вам, тигриная семья, что пригласили нас на праздник. Ребята узнали много интересного про вас и ваш образ жизни, поняли, как важно сберечь тигра – гордость и красу Уссурийской тайги!

Тигрица читает стихотворение:

ЖИВАЯ НИТОЧКА


Живая ниточка связала всех навек:
Листок, улиточка, земля и человек
Живут на свете как одна семья.
Не обойтись земле без муравья,
Воде без рыбы, лесу без зверей,
А человеку - без природы всей.
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы жизнь!

Т. – Вы через год к нам приходите. Мои тигрята подрастут, придёте в лес – и все мы тут!

Дети прощаются, уходят и праздник заканчивается рисунками на асфальте на тему «Сохраним тигра вместе!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...