Паспорт многофункционального, дидактического игрового пособия «Цветные ОРТО коврики»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Могилевец Светлана Петровна

Методическое пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Одуванчик»

Паспорт

Многофункционального, дидактического  игрового пособия

«Цветные ОРТО коврики»

                                                                           Автор: воспитатель, Могилевец Светлана Петровна,

 первая квалификация категория

                                                                           п Турма , 2025г

     Дети  очень любят  активные игры. И если  движение сделать одной из методических составляющих образовательного процесса, то  это позволит  стать ему не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным.  

     Всем известен тот факт: чем больше ребенок совершает разнообразных действий, тем насыщеннее в мозг поступает информация и тем лучше развивается его речь 

      Взаимосвязь общей речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). Овладение двигательными умениями и навыками, развитие координации очень важны для детей с нормально формирующейся речью и, особенно, для детей с различными речевыми диагнозами, так как формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливают совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.    

 Интересной находкой для меня стали цветные ОРТО коврики, которые уже являлись  частью РППС группы.  Игры и упражнения, выполняемые на ковриках, направлены на активизацию поверхности стопы, которая оказывает наибольший терапевтический эффект, активно стимулируя речевые области кары головного мозга.

    Цель использования пособия: развитие речи дошкольников через овладение двигательных умений и навыков с использованием  «ОРТО» ковриков.

    Задачи:

- формировать понимание обращенной речи, инструкции, навык слухового восприятия;

-  развивать общую, артикуляционную моторику;

-  обогащать, расширять и активизировать словарный запас;  

- вести работу по формированию у детей сенсорных эталонов;  

-  развивать  навыки ориентировки в пространстве и собственном теле;

-  воспитывать коммуникативные навыки общения.  

     Описание дидактического пособия:

   «ОРТО» коврики  - это полифункциональное, универсальное, безопасное и доступное, цветное, мобильное пособие, развивающей направленности. Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности в применении оборудование, с которым можно проводить множество занятий и использовать для развития ребенка на протяжении нескольких лет, усложняя задания. 

Пособие  могут использовать педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Организация работы:

    Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви в носках;

В начале работы рекомендуется выполнять упражнения на ковриках мягкой жёсткости, постепенно добавляя коврики более жёсткой фактуры: “Травка”, “Шипы”, “Камешки”;

При выполнении упражнений учитывается цвет и фактура коврика.

   Положительные стороны  пособия;

универсальность

отработка любого речевого материала без перегрузок и зубрёжки.  

практическая ценность

-  ориентировано на разностороннее развитие дошкольников, в том числе и речевое, как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

- можно проводить с подгруппой детей, на индивидуальных занятиях, в режимных моментах и  на любых этапах занятия.

соответствие возрастным особенностям детей

предназначено для детей 3–7 лет и учитывает психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

 эмоциональная насыщенность

педагогические задачи решаются  в игровой форме, поэтому  у детей создаётся  приподнятое настроение, и дошкольники  не замечают того, что учатся, постоянно сталкиваются с заданиями, которые то и дело требуют от них мыслительной и речевой деятельности.

оптимальность в выборе дидактических средств

дидактический материал можно варьировать в зависимости от  возраста  детей, их индивидуальных особенностей, с учетом имеющихся речевых нарушений, в соответствии с ситуационным моментом. При работе с ковриками можно дополнительно использовать игрушки,  картинки,  схемы как стимуляторы развития речи.

интегративность

дети учатся взаимодействовать во время речевого общения, выражать свои мысли, получать знания об окружающем мире одновременно  находясь в движении, что благотворно влияет на здоровье.

достижение развивающего эффекта

игры и упражнения, выполняемые на «ОРТО» ковриках, являются эффективными средствами коррекции, обеспечивают достижение максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. 

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособие имеет вариативный характер, что обеспечивает доступность его применения. 1.По дорожке ты иди и слова нам назови: назови нам животных, цветы и т.д.. Останавливаться нельзя, повторять слова нельзя. 2.Можно называть слова по заданной теме и выполнять движения, которые изображены на картинках, расположенных на ковриках. 3.Можно проговаривать тихо-громко «Дорожка слов» Цель: обогащение и актуализация активного словаря, закрепление лексики по лексической теме. Я представлю несколько вариантов игры :

Слайд 2

«Кто что делает?» Цель: актуализация глагольного словаря. Взрослый называет животное, а ребенок должен сказать, что он делает Например: « кот – мурлычет, умывается, рычит, шипит, прыгает» «Радуга» Цель: активизация словаря, согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Ребенок шагает и называет цвет, который у него под ногами, плюс заданное слово. Например «Синий стул, красный стул». «Цветные домики». Цель: закрепить знание цветов и согласование существительных и прилагательных в роде, числе. (Коврики скреплены в большой ковер.) Ребенок раскладывает игрушки на коврики из сюрпризного мешочка. Например: «красная машинка на красный квадрат, желтую утку на …»

Слайд 3

«Остров» Цель: формирование представлений о собственном теле в пространстве, развитие координации и общей моторики Выкладываются коврики крестиком. Ребенок стоит в центре. Справа, слева, впереди лежат коврики. -Справа, слева, впереди. Ты на остров попади! Взрослый дает команду, а ребенок прыгает на нужный остров, при этом проговаривает направление движения. «Поводырь» Цель: ориентировка в пространстве, развитие умения слушать и выполнять инструкции разной сложности.. Педагог – он «поводырь» дает словесную инструкцию. Ребенок стоит спиной. Выкладываются коврики квадратом 1 . Одноступенчатая инструкция 1 шаг вперед, 2 шага вправо, 1 шаг влево 2. Д вухступенчатая инструкция (сначала 3 шага вперед, потом 2 шага влево). 3 . Многоступенчатая и нструкция: - Найди коврик, который находится между красным и зеленым, встань на него и хлопни. - Найди коврик, который находится перед фиолетовым, встань на него и прыгни. - Найди коврик, который находится за желтым, встань на него и покружись вправо. - Найди коврик который находится справа от зеленого, встань на него и вытяни левую руку вперед.

Слайд 4

«Собери урожай» Цель: согласование числительных с существительными . Ребенок шагает (прыгает), собирая фрукты возле каждого коврика и при этом считает Например: «Одна вишня, две вишни и т.д.» «Один — много» Цель: развитие умения детей образовывать существительные единственного и множественного числа. Коврики расположены в виде «Классиков» Ребенок прыгает ноги вместе – называет предмет в ед. ч., ноги врозь – называет предмет во мн ч. Педагог показывает предметные картинки. Например : машина - машины

Слайд 5

«Ассоциация» Цель: активизация словаря, развитие фонематического слуха. Ребенок шагает, называет форму коврика и на первый звук в слове придумывает свое (можно по определенной лексической теме). Например: «Волна» Первый звук [в], значит слово «Волк» «Собери бусы» Цель: составление рассказа по серии картинок. Коврики расположены в ряд. На каждом коврике лежи картинка. Делая шаг на первый коврик, ребенок берёт картинку и называет что на ней изображено, затем переступает на следующие коврики, доходя до конца. После кладёт все картинки по порядку и составляет рассказ.

Слайд 6

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие "Цветные страницы"

Пособие  "Цветные страницы" способствует приобретению умений, навыков и знаний цветовой грамоты, способствует развитию ассоциативно-образного восприятия цвета и творческих способностей детей. ...

Методические рекомендации по использованию многофункционального дидактического пособия "Цветная гусеница" для познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

Данные методические рекомендации предназначены для планирования и организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию.Содержит описа...

Паспорт многофункционального дидактического пособия по экологии "Сохраним природу. Переработка пластика."

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Паспорт многофункционального дидактического пособия "Дружные шнурки"

Представлен паспорт многофункционального дидактического пособия-планшета "Дружные шнурки", направленного на развитие отдельных компонентов грамматического строя речи (в зависимости от предла...

Паспорт многофункционального дидактического пособия по ФЭМП "Чудо-куст"

Авторы: воспитатели Масленникова С.А., Власенко Л.И....

Многофункциональное дидактическое пособие «Цветные домики»

Дидактическое пособие разработанное для развития детей с особенными возможностями здоровья! Направлено на расширение познавательной деятельности и стимулирование синхронной работ полушарий мозга...