Диагностика Речевого развития детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Юлия Владимировна Данилюк

Диагностика  Речевого развития  детей дошкольного возраста  Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С. + стимульный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx52.66 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика

Речевого развития  детей дошкольного возраста

Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Показатели (Словарь)

Проявления

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

Понимает и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов;

Сравнивает и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Показатели (грамматического строя речи)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Соотносит названия животных и их детёнышей (лиса -лисёнок, корова - телёнок);

Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

Составляет предложения разных типов.

Показатели (Звуковой культуры речи)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Правильно произносит звуки родного языка;

Находит слова, сходные и различные по звучанию;

Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Показатели (Связная речь)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

Описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

Пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Показатели (Словарь)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Умеет активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

Понимает и употреблять разные значения многозначных слов;

Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Показатели (грамматического строя речи)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Образовывает название детёнышей животных (лиса - лисёнок, корова - телёнок);

Подбирает однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

Образовывает сложные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы); Родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

Строит сложные предложения разных типов

Показатели (Звуковой культуры речи)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Дифференцирует пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твёрдые и мягкие;

Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

Показатели (Связная речь)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

В пересказывании литературных произведений интонационно передавает диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

Составлят описание, повествование или рассуждение;

Развивает сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Показатели (восприятия художественной литературы)

Сформировано

На стации формирования

Не сформирован

Воспринимает и понимает литературные произведения

 

Диагностический материал

Средний дошкольный возраст

Изучение словаря детей среднего дошкольного возраста

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

  1. Скажи, что такое кукла?
  1. Ребенок дает определение (кукла - это игрушка, с куклой играют);
  2. называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
  3. не выполняет задание, повторяет слово кукла.
  1. Какая на кукле одежда? 
  1. Ребенок называет более четырех слов;
  2. называет более двух вещей;
  3. показывает, не называя.
  1. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
  2. дает только глаголы - побегай, помаши; 3) дает неправильные формы.
  1. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стоп?
  1. Ребёнок называет слово посуда;
  2. перечисляет отдельные предметы посуды;
  3. называет один предмет.
  1. Какую посуду ты знаешь? 
  1. Ребенок называет более четырех предметов;
  2. называет два предмета;
  3. называет один предмет.
  1. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)? 
  1. Правильно отвечает на все вопросы;
  2. ответил на три вопроса;
  3. выполнил только одно задание.
  1. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.) 
  1. Называет по цвету (или форме и величине);
  2. перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зеленая,эта - красная, эта - высокая);
  3. называет одно отличие.
  1. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный - это стакан или ваза? Металлическая, блестящая - это вилка или нож? Глиняное, расписное - это блюдо или тарелка?
  1. Выполняет все задания;
  2. выполняет два задания;
  3. выполняет одно задание.
  1. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая... (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чашка чистая, а эта ... (грязная).
  1. Правильно подобрал все слова;
  2. выполнил два задания;
  3. выполнил одно задание.
  1. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
  1. Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
  2. называет две ручки (у кастрюли, сковородки);
  3. показывает ручку у чашки.
  1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
  1. Ребенок дает определение (мяч - это игрушка; он круглый, резиновый);
  2. называет какой-то признак;
  3. повторяет слово мяч.
  1. Что значит бросать, ловить?
  1. Ребенок объясняет: бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;
  2. показывает движение и нацеливает, говорит - бросил;
  3. только показывает движение (без слов).
  1. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи? 
  1. Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;
  2. называет только различия по цвету;
  3. говорит одно слово.
  1. Какие игрушки ты знаешь? 
  1. Ребенок называет более четырех игрушек;
  2. называет более двух; 3) говорит одно слово. Картин а «Собак а со щенятами» .
  1. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
  1. Ребенок обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая;
  2. называет: Это собака, она черная;
  3. повторяет за взрослым одно слово.
  1. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки...(медленно). Собака лает громко, а ее детеныши... тихо).
  1. Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения:
  2. называет детеныша словом собачонок;
  3. говорит одно слово.
  1. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней). 
  1. Ребенок называет 3-4 действия;
  2. называет два действия;
  3. говорит одно слово.
  1. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки: «Большая и лохматая - это собака или щенок?», «Маленький и пушистый - это щенок или собака?» 
  1. Ребенок отвечает на все вопросы;
  2. выполняет только одно задание;

3) называет одно - два слова.

Изучение освоения грамматического строя речи детьми среднего дошкольного возраста

В морфологии 1. Проверка понимания различий в значении и употреблении предлогов в - на, из - с, под - над, навыков согласования слов в роде, числе и падеже:

а) понимание значения предлогов: Игра "Кто скорее?". Под столом стоит коробка с игрушками, детям даются задания, они их выполняют.

 - Достань коробку из-под стола, поставь ее на стол; достань из коробки куклу и посади ее на окно; достань из коробки зайку и поставь его около куклы; коробку убери со стола поставь ее опять под стол; возьми куклу и зайку с_окна и погуляй с ними (предлог выделяется голосом);

б) употребление предлогов: Игра "Кто скорее скажет?". На столе стоит коробка с игрушками, педагог меняет место их нахождения, дети определяют это место словом.

-Где стоит коробка с игрушками? (На столе.)

-Где лежат игрушки? (В коробке.)

-Куд а я поставила коробку? (Под стол.)

-Откуд а Миша достает игрушки? (Из коробки.)

-Куд а посадили куклу? (На окно.)

-Окол о кого поставили зайку? (Около куклы.)

-Откуд а я взяла зайку? (С_окна.)

  1. Проверка согласования слов в роде. Детям предлагают рассмотреть предметные картинки (мяч, ведро, шапка, яйцо, яблоко, кастрюля, карандаш) и сказать, какой предмет (цвет, размер, форма, материал).

Например, яблоко - большое, красное, круглое, сладкое; мяч - синий, маленький, резиновый, круглый и т. д.

  1. Проверка согласования существительных с прилагательными в числе и падеже. Детям предлагают рассмотреть картину "Кошка с котятами" и ответить на вопросы: что делает кошка? какая она? (Кошка большая, шерсть у нее пушистая, мягкая, гладкая, теплая.)

- Это котята. Что делает этот котенок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другой котенок? (Играет с клубком.) Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые.) Один рыжий, другой - черный, третий - пестрый.

  1. Проверка использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов.

Мальчик играет с собакой и хочет, чтобы она выполняла его команды, но не знает, как правильно дать команду, как сказать. Мальчик хочет, чтобы она стояла. Как надо сказать? (Стой! Или: стоять!) А чтобы она побежала? (Беги! Или: бежать!) Как сказать, чтобы собака легла? (Ляг! Или: лежать!) Да чтобы она села? (Сядь! Или: сидеть!) В словообразовании

  1. Проверка умения правильно употреблять наименования детенышей животных в игре "Кто у кого?". Рассматриваются картинки: собака со щенятами, утка с утятами, лиса с лисятами, курица с цыплятами.

- Это кто? (Курица.)

- У нее детеныши, как их можно назвать? У курицы кто? (Цыплята.)

- А кто у собаки? (Щенята.)

- У утки тоже детеныши. Кто у утки? (Утята.)

  1. Проверка умения употреблять наименования предметов посуды. Педагог предлагает подумать, как накрыть стол к чаю, чтобы встретить гостей. Для всего есть своя посуда. Надо, чтобы все было красиво и удобно.

Что мы поставим на стол? (Чашки с блюдцами, заварочный чайник.)

 - Куда положим хлеб? (В хлебницу.)

- Где будут лежать, конфеты? (В конфетнице.)

 - Во что насыплем сахар? (В сахарницу.)

- В чем будут стоять салфетки? (В салфетниде.)

В синтаксисе 1. Проверка умения строить простые предложения с однородными членами:

а) детям предлагают дать полные ответы на следующие вопросы:

- Какие овощи растут на огороде? (На огороде растут огурцы, морковь, лук, редис, картофель.)

- Какие фрукты растут в саду? (В саду растут яблоки, груши, апельсины, мандарины.)

- Какие игрушки есть у вас дома? (У меня дома...); б) дети должны продолжить предложения:

- Мама купила на рынке свежие овощи: картофель, морковь... Что еще купила мама?

- Было холодно. Галя пошла гулять и надела теплую шапку, меховую шубку... Что еще надела Галя?

  1. Проверка умения пользоваться сложными предложениями:

 а) детям предлагают составить предложение по двум картинкам:

- Ворона сидит на дереве; собака сидит под деревом.

- Ворона сидит на дереве, а собака -по д деревом

- Кошка лежит на диване; котята играют на коврике.

-Кошка лежит на диване, а котята играют на коврике;

б) дети должны дать полные ответы на такие вопросы:

—Почему мама взяла зонт? (Мама взяла зонт, потому что на улице идет дождь.)

—Что сказал Петя по телефону маме? (Петя сказал маме, что пойдет гулять.);

в) продолжить предложение: —Пет я не пошел на прогулку, потому что...

— М ы пойдем на прогулку, если...

3.

Изучение звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

  1. Проверка звукопроизношения.

Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит. 1) Ребенок произносит все звуки;

  1. не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;
  2. не произносит ни сонорные, ни шипящие.
  1. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
  1. Ребенок произносит текст отчетливо;
  2. нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
  3. имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
  1. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
  1. Ребенок произносит все звуки и осознает это;
  2. не произносит некоторые звуки, но осознает это;
  3. не произносит и не осознает.

 Фонетика 1. Воспроизведение звуко - слоговой структуры слова. Повтори: дом, снег, крыша, каша, мостик, хлеб.

  1. Назови по картинке: кошка, капуста, помидоры, самолет, петушок, велосипед.

3. Повтори предложения: Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод.

Изучение связной речи детей среднего дошкольного возраста

  1. Опиши куклу.
  2. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
  2. рассказывает по вопросам педагога;
  3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать? но бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

  1. называет отдельные слова.
  1. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
  1. Ребенок составляет описание (рассказ);
  2. перечисляет качества и действия;
  3. называет 2-3 слова.
  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья». 1) Составляет рассказ самостоятельно;
  1. рассказывает с помощью взрослого;
  2. отвечает на вопросы односложно.
  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду) и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослых;

3) говорит отдельные слова.

Старший дошкольный возраст

1.

Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? 
  1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
  2. называет отдельные признаки, действия;
  3. называет 1-2 слова.
  1. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? 

1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка? 1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, которых есть ручка (1-2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов,

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой...(радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он непросто шел, а... (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а...(плелся, тащился, брел)».

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок - телята -двое телят; лошадь жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13.Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать;уколоться)',

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

2.

Изучение освоения грамматического строя речи детьми старшего дошкольного возраста

В морфологии 1. Проверка сформированное™ осознанного отношения к грамматическим конструкциям. Детям предлагают выслушать фразу и определить, какие формы употреблены неправильно. (Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?)

- Девочка "рисовает" красками.

 - А мальчик лепит из глины "матрёшков".

- Я ем "красный спелый яблок".

- К двум карандашам прибавить три карандаша, получится пять "карандашов".

- Мальчик пришел домой и сказал маме, что был в "кине".

- У конуры лежит собака с "пять щенят"

. - Я построю много домов "из песков".

  1. Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе)'.

 а) дети должны рассмотреть картинки в альбоме О. И. Соловьевой "Говори правильно" и ответить на вопросы полным предложением: —Сколько пальто висит в шкафчике? —Какого цвета пальто висят в шкафу? — На чем играет мальчик? И т. п.;

б) закончить предложение:

—Оля учится играть на... (пианино).

—Утром мы пьем чай или... (кофе).

—Мне мама налила целую чашку... (кофе или какао).

—Оле купили теплое зимнее... (пальто).

—У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового... (пальто)

—Расскажи о своем пальто: какого оно цвета? Есть ли на нем карманы? Нравится ли тебе новое пальто?

  1. Проверка употребления разноспрягаемого глагола хотеть. "Продолжи предложение". Педагог предлагает послушать предложение "Девочка хочет гулять".

 - Как можно сказать про многих девочек?

- Девочки... (хотят гулять).

- Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

- Мальчики... (хотят петь).

- Как сказать про Колю?

 - Коля... (хочет петь).

 - Оля, ты хочешь петь? (Хочу.)

- Оля и Катя, вы хотите рисовать? (Хотим.)

  1. Проверка употребления существительных в родитель ном падеже множественного числа:
  2. а) игра "Чего не стало" (сапог, туфель, сандалий, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров). Игру можно провести с игрушками-картинками или с реальными предметами. А. М. Бородич рекомендует проверять, как старшие дошкольники употребляют такие формы: гольфов, носков, чулок, полотенец, простынь, рейтуз, шарфов; блюдец, оладий, тортов; обручей, ружей; рельсов, шоферов; медведей, волков, лисиц, кур;
  3. б) для освоения слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение "Закончи предложение":

 - Мама печет оладьи. Так мне захотелось... (оладий).

- На день рождения купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор... (тортов). В словообразовании

  1. Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы: - Как ты объяснишь, кто такой строитель, учитель, мойщик?

- Человек может работать велосипедистом, читателем?

- Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

- Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

  1. Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение ("Можно так сказать? Как сказать правильно?")

 - Масло лежит в "масленице" (масленке).

- Соль насыпана в "соленицу" (солонку).

- Бабушка положила вкусное вишневое варенье в „вареньицу" (вазочку для варенья, розетку).

- На картинке нарисованы маленькие "поросёнки", "котёнки" и "свинёнки" (поросята, котята).

  1. Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей (кошка, собака, кролик, заяц, лиса, корова, лошадь, слои, свинья, овца). Проводится игра "Кто у кого". Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы-лисята, у лисы много лисят) и т. д.
  2. Проверка умения образовывать слова:

а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ). Детям предлагается ответить на вопросы:

 - У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый.)

- У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий.)

- У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый.)

- У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая.);

б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико-морфологический способ).

Детям предлагается упражнение на образование прилагательных:

- Стакан сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный.)

- Стол сделан из дерева. Какой он? (Деревянный.)

- Мясорубка сделана из металла. Какая она? (Металлическая.) И т. п.

  1. Проверка умения подбирать однокоренные слова:

а) дается задание подобрать родственные слова к словам снег (снежок, снежный, снеговик, подснежник), зима (зимушка, зимний, зимующий, зимуют);

б) ответить на вопрос, родственны ли слова лед и подледный слову полет.

  1. Проверка употребления сравнительной степени прилагательного. Детям предлагается закончить предложения.

—Этот дом высокий, а этот еще... (выше).

—Наша река глубокая, а пруд еще... (глубже).

—Этот цветок красивый, а тот еще... (красивее).

—Лето было хорошее, а осень... (лучше).

—Трава зеленая, а после дождя еще... (зеленее).

—Осенью холодно, а зимой... (холоднее, более холодно).

В синтаксисе Проверка умения конструировать предложения. Ребенку предлагают три слова {имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение (дети, гулять, парк; рыбка, аквариум, плавать).

3.

Изучение звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста

  1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слои, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова.баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки сиш . (Старушка, Саша,сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
  1. Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
  2. называет более двух слов;
  3. называет одно слово.
  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро -медленно, тихо - громко - шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
  1. Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
  2. недостаточно четко произносит;
  3. не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
  1. Ребенок передает заданные интонации;
  2. передает только вопросительную интонацию;
  3. повторяет повествовательную интонацию.
  1. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
  1. Ребенок ритмично заканчивает фразу;
  2. отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

4.

Изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста

  1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке),
  1. ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
  2. рассказывает, опуская начало (или конец);
  3. перечисляет отдельные качества.
  1. Воспитатель предлагает серию картинок объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
  1. Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
  2. рассказывает с помощью взрослого;
  3. перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  1. Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
  2. составляет рассказ с помощью взрослого;

 3) не справляется с заданием.

5.

Восприятия детьми литературных произведений

Индивидуальная беседа

  1. Ты любишь книжки?
  2. Какие книжки есть у вас в детском саду? а дома?
  3. Какая у тебя самая любимая книжка?
  4. Ты любишь сказки?
  5. Какие сказки ты знаешь?
  6. Расскажи мне сказку, которая тебе больше всего нравится.
  7. А стихи ты знаешь?
  8. Прочти, пожалуйста, свое любимое стихотворение.
  9. Рисование детей на тему «Моя любимая книжка»

При анализе рисунков важно учесть:

  1. Какой литературный текст отражается ребенком?
  2. Каких героев художественного произведения он изобразил?
  3. Почему это произведение является любимым? (Почему ты любишь этот рассказ, сказку?)
  4. что ребенок рассказывает о своем рисунке?

Игра: «Угадай сказку по иллюстрациям».

Детям предлагается ответить на вопросы: 1. Узнал сказку? Как она называется?

  1. Какие герои в ней встречаются?
  2. Какие волшебные превращения происходили в этой сказке?
  3. Как сказка заканчивается?
  4. Может ты знаешь, какой художник нарисовал эти картинки? Подбираются иллюстрации к 4-5 программным сказкам. Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. При анализе детских ответов учитывается: сколько сказок ребенок узнал, помнит ли героев, волшебные превращения, завершение событий? Отгадывание литературного произведения по отдельным отрывкам текста. Педагог зачитывает начало текста или отрывок, отражающий наиболее важные события.

Ребенку предлагаются вопросы: 1. Как сказка называется?

  1. Узнал сказку? Как она называется?
  2. Какие герои в ней встречаются?
  3. Какие волшебные превращения происходили в этой сказке?
  4. Как сказка заканчивается?
  5. Какие сказки ты еще знаешь?
  6. Отгадывание загадок о знакомых сказках

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушкию

 Угадай-ка без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Девочка хорошая по лесу идет.

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о ее пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можешь отвечать теперь. («Красная шапочка»)

Помогла нам яблонька.

Помогла нам печка.

Помогла хорошая

 Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назови-ка книжку. («Гуси-лебеди»)

Ведра я послал на речку.

Сам спокойно спал на печке.

Спал я целую неделю!

Как зовут меня? .... (Емеля) («По щучьему велению»)

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто распростился с зеленою кожей,  

Стал мигом красивой и пригожей? («Царевна-лягушка»)

 После отгадывания ребенком загадки желательно уточнить:

  1. О какой сказке эта загадка;
  2. Кто из героев больше всего понравился;
  3. Как заканчивается сказка;
  4. Какую сказку ребенок хотел бы послушать.
  5. Ты любишь, когда тебе читают?

По детским ответам (в играх, беседах и др.) можно сделать вывод о литературном багаже каждого ребёнка

Оценка ответов

Если ответы ребенка подходят под №1 , он получает 3 балла;

Если ответы соответствуют №2 - 2 балла;

Если ответы соответствуют №3 , ребёнок получает 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла - Сформировано.

Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - На стадии формирования.

Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - не сформирован.

Примерные уровни восприятия и понимания литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста (на примере восприятия сказки) 

Сформировано - объясняет, почему сказка так называется;

- устанавливает разнообразные связи в литературном произведении, проникает в его эмоциональный контекст;

- верно осознает мотивы поступков героев, обращает внимание на их переживания, мысли, чувства; оценка персонажей совпадает с авторской;

 - замечает некоторые элементы формы художественного текста: объясняет отличие литературных жанров, выделяет структуру произведения, повторы, волшебные превращения; запоминает образные выражения, пословицы, традиционные сказочные выражения.

На стадии формирования: - не всегда связывает название произведения с его содержанием;

 - устанавливает наиболее существенные связи в тексте;

- обращает внимание на действия и поступки героев, но «не видит» их внутренних переживаний;

- оценка персонажей не всегда основывается на содержании сюжета; - замечает отдельные элементы формы художественного произведения: как начинается и как заканчивается сказка, волшебные превращения, запоминает традиционные сказочные выражения.

Не сформировано: - не может объяснить, почему сказка так называется;

- устанавливает связи между отдельными фактами, без проникновения в подтекст;

- при оценке персонажей не учитывает совершаемые ими действия и поступки (внеконтекстная оценка);

- не обращает внимания на средства языковой выразительности;

- поверхностно воспринимает основное содержание и образы литературного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...