ФОП ДО РЕШАЕМ ЗАДАЧИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коряпина Татьяна Владимировна

Работа детского сада по формированию представлений о методике работы по развитию речи в рамках решения задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования и осуществления преемственности ДОУ и начальной школы в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Алёнушка»

Из опыта работы:

«ФОП ДО: решаем задачи речевого развития».

Подготовил:

старший воспитатель

Т.В. Приходько

ноябрь, 2023 г.

с. Александровское

СЛАЙД 1

Цель: формирование представлений о методике работы МДОУ Детски сад №3 «Алёнушка» по развитию речи в рамках решения задач Федеральной образовательной программы дошкольного образования и осуществления переемственности ДОУ и начальной школы в данном направлении.

Задачи:

  1. Соотнести задачи по развитию речи по методике Валентины Викторовны Гербовой и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
  2. Показать на практике решение задач по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.
  3. Познакомить с пособиями, решающими задачи по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

СЛАЙД 2

Прежде чем мы будем говорить о речевом развитии, я хочу обратить ваше внимание на п. 23.4. Федеральной образовательной программы дошкольного образования, который гласит, что пособия по которым будет работать педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При этом существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Проанализировав методическое пособие Валентины Викторовны Гербовой по развитию речи, мы пришли к выводу, что такие направления как формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, интерес к художественной литературе полностью соответствует ФОП ДО. А вот направление работы по подготовке к обучению грамоте западает. Эта работа начинается только в подготовительной группе.

У многих, наверное, возникает вопрос: что делать с остальным. Как остальные задачи решать. И сейчас мы попробуем разобраться в этом.

СЛАЙД 3

Вам представлены методические пособия Валентины Викторовны Гербовой по развитию речи. Мы сказали, что не все задачи ФОП ДО данная методика реализует.

СЛАЙД 4

Так вот, задачи, которые не были решены в пособии Гербовой нам помогут решить рабочие тетради именно по словарной работе и грамматическому строю. У нас западал раздел «Подготовка детей к обучению грамоте». А эту задачу мы решаем с помощью пособия «Уроки грамоты». Также для постановки руки мы используем тетради-прописи.

Кроме того, программе «От рождения до школы» авторы рекомендовали для использования в работе парциальную программу Наталии Сергеевны Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте». Данное пособие полностью соответствует методике по развитию речи В.В. Гербовой, решает задачи ФОП ДО и рассчитано для работы с детьми 3-7 лет. Таким образом, работа по подготовке к обучению грамоте в нашем детском саду включается в занятие по развитию речи. Результаты этой работы вам продемонстрированы на занятии.

В отношении звуковой культуры речи данное пособие полностью соответствует ФОП ДО. Мы рассмотрели пособия и увидели, что в нём существуют занятия по формированию звуковой культуры речи, т.е. занятие полностью посвящено формированию звуковой культуры речи. А также и в других занятиях, независимо от темы и цели включены упражнения на формирование звуковой культуры речи.

СЛАЙД 5

Например, в младшей группе воспитатель работает над правильным произношением всех звуков, кроме сонорных и шипящих. Также работаем над темпом воспроизведения, над силой голоса, над интонацией, над интонационной выразительностью и слуховым вниманием. И предлагаем, например, такую дидактическую игру при отработке произношения звука «Ц» в словах.

Приходит белочка и сначала это звукоподражание «ЦОК-ЦОК-ЦОК», а потом акцент на звуки.

ВИДЕО – игра с белочкой.

Здесь вы видели, что воспитатель обращает внимание не только на правильное произношение звука, но и на количество слогов. Т.е. чтобы дети не пропускали слоги, повторили их именно 3 раза «ЦОК-ЦОК-ЦОК». Также вспоминаем и звукоподражание. Хотелось бы прокомментировать такой момент, что федеральная образовательная программа по задачам, которые поставлены рассчитана на детей с нормой. Но, к сожалению, таких деток всё меньше и меньше. В этом видео вы увидели, что детки разные. Но, тем не менее, работа ведётся. Мы стараемся нацелить детей на норму развития.

СЛАЙД 6

В средней группе начинается работа с повторения и закрепления навыков, полученных в младшей группе, и постепенно вводятся новые звуки. Вся работа строится на использовании сказок «Про весёлого язычка». А также на произведениях литературы для детей. Работа по интонационной выразительности речи ведётся с использованием стихотворений русских поэтов. Что очень приветствуется. Особенно, в связи с историческими событиями, которые сейчас происходят.

Фонематический слух детей также развивается с использованием классической литературы. Например, при прослушивании стихотворений, воспитатель предлагает детям услышать слова с определённым звуком, и назвать их потом. Также используем речевые игры. Например, игра «Поймай звук». Внимание на экран.

ВИДЕО – игра «Песенка звуков»

СЛАЙД 7

В старшей группе можно использовать такие же игры, но уже с усложнением. Даются задания на дифференциацию звуков.

ВИДЕО – игра «Узнай звук»

Вы увидели, как воспитатель произносит звуки, дети слышат их и определённым образом реагируют. Можно использовать эту игру для различных звуков. Кроме того, хотелось бы сказать, что формирование фонематического слуха и различение звуков, в частности, по глухости-звонкости как раз является одним из моментов подготовки к обучению грамоте.

Также можно предложить детям дифференциацию звуков в словах. Например, игра «Поймай звук». Дети ловя мяч, если слышат слова с определённым звуком. Можно изменить правила игры. Воспитатель кидает ребёнку мячик, а ребёнок называет слова с нужным звуком. Также можно называть имена детей группы, в которых есть определённый звук, с которым они знакомились.

СЛАЙД 8

На слайде вам представлены задачи речевого развития детей подготовительной группы. Дети учатся выполнять звуковой анализ слова в дидактических играх «Найди слова на определённый звук», «Найди парочку», «Что лишнее», «Сочини чистоговорку» и т.д. Эти игры мы включаем как в занятие, так и вне занятия, в индивидуальной работе. Вашему вниманию представляется игра «Что лишнее».

ВИДЕО игра «Что лишнее».

Если в карточки включается ещё и написание слова, или слово с выделенным звуком, то здесь уже можно говорить и о подготовке к обучению грамоте одновременно с развитием звуковой культуры речи. Ведётся работа и по формированию образа слова, формированию образа буквы и соотнесению звука и буквы.

СЛАЙД 9

ВИДЕО игра «Найди парочку».

Для развития ритмической стороны речи, чистоты произношения звуков мы включаем чистоговорки, придумываем сами, и даже предлагаем детям. Ещё хотелось бы сказать, что если мы говорим о формировании интереса к языку и интереса к художественной литературе, то, как раз при чтении художественной литературы звуковая культура речи тоже нисколько нам не мешает, а наоборот. Если мы говорим о чтении книг с продолжением, или толстых, так называемых книг, то все мы с вами помним, что у Носова в Незнайке есть момент, когда Незнайка сочиняет там стихи. И там как раз есть двустишия, которые можно использовать для развития фонематического слуха. Например, «Пончик был голодный, проглотил утюг холодный». Какие слова похожие и чем они отличаются. И мы говорим о том, что один звук и одна буква в написании и меняется смысл целого слова. Все структуры языка тут взаимодействуют. Хочу сказать, что те задания, в которых можно что-то придумать детям очень нравятся, они с удовольствием включаются в эти игры. Особенно, если получилось в рифму, то это всегда им очень интересно.

Игры, которые мы вам представили по формированию звуковой культуры речи могут использоваться в разных возрастных группах. И когда они детям более старшей группы знакомы уже с прошлого года, то они всегда вызывают особый интерес. А когда у них появляется дополнительные усложнения в правилах, то кроме развития речи, это всегда даёт ещё и формирование слухового внимания, социальных навыков в плане выполнения правил. Т.е. здесь у нас уже идёт интеграция и других направлений развития ребёнка.  

СЛАЙД 10-11

И, конечно, стоит отдельно остановиться на развивающей предметно-пространственной среде. Конечно, в каждой группе есть центры речевого развития. Они вам представлены на экране. Однако, анализируя нашу среду, мы поняли, что нам не хватает игр для пропедевтики речевых нарушений. Поэтому, работа в этом направлении нами будет продолжена.

СЛАЙД 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Алёнушка» Из опыта работы МДОУ: « ФОП ДО: решаем задачи речевого развития». Подготовил : старший воспитатель Т.В . Приходько ноябрь , 2023 г. с. Александровское

Слайд 2

Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 г. №1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования». п. 23.4. Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования .

Слайд 5

Работа по формированию звуковой культуры речи в младшей группе Воспитатель отрабатывает с детьми произношение отдельных звуков и произношение этих звуков в словах, упражняя в правильном произношении звуков с разной силой голоса, в разном темпе, соблюдая предложенный ритм.

Слайд 6

Работа по формированию звуковой культуры речи в средней группе закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи .

Слайд 7

Работа по формированию звуковой культуры речи в старшей группе педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения ( самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания ).

Слайд 8

Работа по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп ).

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"

В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития.

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы речевого развития и методы их решения....

"Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития"

quot;Использование мнемотехнологий для решения задач речевого развития детей"...

Цели и задачи речевого развития в ДОУ по ФГОС.

Цели и задачи речевого развития в ДОУ по ФГОС....

Решение задач речевого развития в играх экологического содержания

Данный материал - представление опыта работы. Описанные игры и упражнения помогут воспитателям формировать не только познавательный интерес, экологическую культуру у детей старшего дошкольного возраст...

Развивающая игра «Реши ребус» Речевое развитие (для детей общеразвивающей направленности 6 -7 лет)

Ребус - это увлекательная головоломка, в которой необходимо восстановить слово или предложение, зашифрованное в виде отдельных изображений....

Особенности развития сюжетно-ролевой игры при решении задач речевого развития детей дошкольного возраста

Мир дошкольного детства тесно связан с игрой, и несомненно сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи детей....