Конспект мероприятия в рамках Детско-родительского клуба на тему: «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Ознакомление и приобщение детей и родителей дошкольного возраста к народной культуре посредством участия в мастер-классе по изготовлению тряпичной куклы и возможных игр с ней, в том числе по развитию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия в рамках Детско-родительского клуба
на тему: «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК»
Цель:
Ознакомление и приобщение детей и родителей дошкольного возраста к народной культуре посредством участия в мастер-классе по изготовлению тряпичной куклы и возможных игр с ней, в том числе по развитию речи.
Задачи:
Образовательные:
- Научить последовательному изготовлению куклы –Зайчик на пальчик.
- Ознакомить и расширить представления детей и взрослых об истории русской народной куклы.
- Ознакомить и расширить представления взрослых и детей о речевых играх по развитию фонематического восприятия с куклой - Зайчик на пальчик.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки-обсуждение, высказывание.
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
- Развивать речевое внимание (восприятие содержания высказывания),
закреплять навыки выделять первый и последний звук в слове.
- Пополнить лексический запас детей на русскую народную тематику.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.
Предварительная работа:
- Беседы о древних традициях изготовления кукол- оберегов, их предназначении, посещение мини-музея «Русская изба».
- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла»,
«Тряпичные куклы».
- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».
- Дидактическая игра «Из чего сделана?»
- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса
Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек».
Оборудование:
лоскуты ткани 10:20см, нити, ножницы, образец игрушки «Зайчик на пальчик» образец куклы, тарелочка, синтепон, муз. записи русских народных мелодий;
мячик, предметные картинки, схемы - модели слов для определения места звука в слове . Угощение - хлебобулочные изделия (баранки).
Ход:
I.Вводная часть.
Входит мама-зайчиха:
– Здравствуйте, девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
– Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
Зддравствуйте, дорогие мамы и бабушки!
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключик нашла,
В этот терем вошла,
И корзиночку взяла…
-Хотите узнать, что в моей корзине находится?
Тогда присаживайтесь за столы, а я вам сейчас все покажу да расскажу.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
- А в корзиночке моей куклы народные, игровые и хороводные, из далекой древности.
– Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки. Ведь раньше не было таких игрушек как сейчас, но были другие-глиняные, деревянные, соломенные.
-Из чего их делали?
- А еще я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В иной избе таких кукол до сотни штук было.
-Посмотрите, какая кукла есть у меня и послушайте про нее загадку:
Будет мир да лад в семье,
Хлеб да каша на столе,
Эта кукла всем на диво
Гречкой и пшеном набита!
(Крупеничка)
-Верно, а иначе ее называли зерновушка, горошинка-фасолинка
-Как вы думаете –почему?
-Соберут бывало урожай зерен да крупы, да и куклу тряпичную набьют. А как закончится в доме крупа, из куклы ее и достанут и кашу сварят.
Если куклу подержать в руках, помять, то массируются при этом пальчики и ладошки.
-Подержите куколку в руках и угадайте, какой крупой она набита?
Хороводница.
-Хороводница-задорная и очень нарядная кукла. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена кукла пальчиками. А можно положить палочку между ладонями и двигать ладошки взад-вперед. При этом происходит массаж ладоней.
-Хотите с ней поиграть?
Кулачные бойцы-это игровые народные куклы для мальчиков. Как и хороводница-эта кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов нет, конечно, нарядных юбочек, зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают какой-нибудь тяжелый предмет, например, камушки или монетки. Поэтому размахивают бойцы руками очень даже грозно. Обычно-эта игра для двоих. Кукол вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось, тот и победил.
-Кто хочет попробовать?
-А Эта куколка- забава. Сразу девица и баба.
Девка-баба- двойная кукла-сюрприз. Еще бы не сюрприз. Настоящий фокус. Раз- и из одной куклы получилась совсем другая! Народная кукла –перевертыш Девка- Баба готовила девочку к роли жены и матери. Она показывала отличия образа девицы от замужней женщины. Девица одета в светлые яркие одежды, волосы заплетены в косу. А у замужней женщины волосы полностью под платком спрятаны, и одежда более скромная.
Пеленашка.
Пеленашка-кукла младенец для вечной девчоночьей игры в дочки-матери. Пеленашка-это завернутая в тряпочки тканевая скрутка или палочка, напоминавшая туго спеленутого младенца. Куклу можно укачивать, кормить, на руках носить.
Малышок-голышок более похож на современных кукол. Он похож на фигуру человека. На такую куклу девочки шили разную одежку.
А теперь отгадайте мою загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
-Кто это?
(заяц)
Зайчик на пальчик-это игровая народная игрушка для малышей. Его как колечко одевали ребенку на пальчик. Когда мама и папа уходили из дома, то малыш мог разговаривать с игрушкой, играть с ней, рассказывать свои секреты. С малышами постарше такой куклой можно поиграть в прятки. Спрятать зайчика за ладошку и спросить у ребенка «Где зайка?». А потом зайка неожиданно выскакивает.
-Давайте вспомним, а в каких сказках зайка встречается (дети перечисляют)
II. Основная часть
1. Постановка проблемной ситуации.
-Много игрушек на нашей ярмарке, а гостей и того больше. Как же быть, что сделать надо, чтобы всем игрушек хватило (Нужно смастерить еще куколок)Предлагаю вам смастерить зайчиков.
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Вот сейчас вы вместе с бабушками и мамами будите друг другу помогать.
-Сейчас я вас научу, как зайчика мастерить.
Для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки, нитки и синтепон, ножницы.
2. Объяснение предстоящей работы:
- Берём лоскут ткани, какой он формы? (прямоугольный)Складываем его пополам вдоль. Находим серединку, разворачиваем и щепоткой собираем ушки нашему зайчику.
- Потом берём ниточку и перевязываем ушки, делаем узелочек.
- Теперь формируем голову. Под самые ушки подкладываем комочек синтепона. Закручиваем вокруг. Что у нас получилось? (голова)Прячем ниточки внутрь куколки.
-Теперь будем делать туловище: переворачиваем заготовку, складываем лоскуток, два раза заворачиваем ткань внизу, а третий раз складываем ткань пополам и заворачиваем ее под шейку зайчика.
- Ниточкой обматываем зайчика посерединке и наискосок так, чтобы получились лапки. Теперь лишние ниточки срежем ножницами.
Вот, кукла – Зайчик на пальчик готова! Вам нравится?
-Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (сложить лоскуток, найти серединку)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала ушки, потом сделать головку)
- Что вы будете делать дальше? (обмотаем голову ниточкой)
-Что нужно сделать после? (скрутить два раза внизу и сложить пополам)
- И в завершении? (обмотать куколку, чтобы получились лапки)
Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.
(хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
А теперь, угощение - баранки из печи!
Упражнения с зайчиком для развития речи.
1. Отгадайте загадку-обманку- получите с вязанки баранку!
Глаза закройте, сюжет представьте, последнее слово в шутке добавьте!
Вышел зайчик погулять, Лап у зайца ровно …(пять?) | Когда луч солнечный потух, В лесу завыл большой… (петух?) |
Выбрать сам Ванюша мог Пару варежек для… (ног?) | Моим сестричкам маленьким Купили к лету … (валенки?) |
В огороде до сих пор Под землею … (помидор?) | В теплой лужице своей Громко квакал…(муравей?) |
Друга лучше не найдешь, лает громко верный …(еж?) | Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь?) |
2. Следующее упражнение «Звука в слове определение!»
Взял в лапки зайчик колючий мячик слово назвал, другому зайчику мяч передал.
Второй зайчик поднял вверх большой пальчик, всем показал- первый звук в этом слове назвал. Третий зайчик поднял вверх пятый пальчик, по воздуху поводил - последний звук в слове определил.
(Дети и родители становятся в круг. Для зрительной опоры можно предложить предметные картинки и схемы - модели слов для определения места звука в слове.)
4. Практическая работа.
В. -Прежде чем, приступить к изготовлению зайчика, я вам хочу открыть один секрет- работу надо делать с хорошим настроением и добрыми мыслями.
В. -Приступайте к изготовлению куклы. (звучит русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему.
5. Итог занятия.
В.-Какие забавные зайчики у вас получились.
-Хотите с ними поиграть? Тогда оденьте их на пальчики.
(Дети поют под музыку и играют пальчиками с мамами и бабушками.)
-Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так вот так, попляши. Вот так вот так, попляши.
Заинька, поклонись, серенький, поклонись.
Вот так вот так, поклонись. Вот так, вот так, поклонись.
6. Рефлексия.
- Какую игрушку вы сегодня научились мастерить?
- Что новое узнали?
- Какое сейчас у вас настроение?
Большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте наших кукол поместим в мой короб и будем доставать их когда нам будет скучно. Вот теперь игрушек всем хватит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия в рамках работы семейного клуба "Вежливый пешеход"
Совместное мероприятие с детьми и родителями в клубе "Вежливый пешеход"МДОУ «Детский сад №69» Подарок для малышейзанятие в рамках работы...

Конспект занятия "Прогулка в осенний лес" в рамках детско-родительского клуба
Конспект встречи №1. "Прогулка в осенний лес" Возраст детей 5 - 6 лет (старшая группа) Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ....
Конспект мероприятия в рамках работы родительского клуба "Поклонимся великим тем годам!"
Конспект мероприятия в рамках родительского клуба....

Сценарии мероприятий в рамках детско-родительского клуба "Семейный очаг"
Сценарий развлечения «Путешествие в прошлое ложки» в рамках детско-родительского клуба "Семейный очаг"Сценарий развлечения «Откуда хлеб пришёл» в рамках детско-родите...

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОЛНЫШКО» В РАМКАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НАШ МАЛЫШ»
Место проведения: ГБОУ Школа №492, СП №3 «Медвежонок», музыкальный залДата проведения: 21 февраля 2017 годаВремя проведения: 09.30 – 10.00Участники: родители ...

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОЛНЫШКО» В РАМКАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НАШ МАЛЫШ»
Авторы сценария:Войтович В.В.Духанина Т.И.,Павлова Н.А.,Шуваева Л.Н....

Совместное мероприятие для детей и родителей в рамках детско-родительского клуба "Счастливая семья" «Дорогами сказок».
Содействовать мотивации к чтению русских народных сказок, сплочению коллектива, а также вызвать радостные чувства...
