Конспект мероприятия в рамках Детско-родительского клуба на тему: «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Федорова Маргарита Федоровна

Ознакомление и приобщение детей и родителей дошкольного возраста к народной культуре посредством участия в мастер-классе по изготовлению тряпичной куклы и возможных игр с ней, в том числе по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaichik_na_palchik.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия в рамках Детско-родительского клуба

на тему: «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК» 

Цель:

Ознакомление и приобщение детей и родителей дошкольного возраста к народной культуре посредством участия в мастер-классе по изготовлению тряпичной куклы и возможных игр с ней, в том числе по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

- Научить последовательному изготовлению куклы –Зайчик на пальчик.

- Ознакомить и расширить представления детей и взрослых об истории русской народной куклы.

- Ознакомить и расширить представления взрослых и детей о речевых играх  по развитию фонематического восприятия с куклой - Зайчик на пальчик.

Развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки-обсуждение, высказывание.

- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

- Развивать речевое внимание (восприятие содержания высказывания),

   закреплять навыки выделять первый и последний звук в слове.

- Пополнить лексический запас детей на русскую народную тематику.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

Предварительная работа:

- Беседы о древних традициях изготовления кукол- оберегов, их предназначении, посещение мини-музея «Русская изба».

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек»«Моя любимая кукла»,

«Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса

Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Оборудование: 

лоскуты ткани 10:20см, нити, ножницы, образец игрушки «Зайчик на пальчик» образец куклы, тарелочка, синтепон, муз. записи русских народных мелодий;

мячик, предметные картинки,  схемы - модели слов для определения места звука в слове . Угощение - хлебобулочные изделия (баранки).

Ход:

I.Вводная часть.

Входит мама-зайчиха:

– Здравствуйте, девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

– Здравствуйте, ребята-молодцы.

Озорные удальцы!

Зддравствуйте, дорогие мамы и бабушки!

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

А я ключик нашла,

В этот терем вошла,

И корзиночку взяла…

-Хотите узнать, что в моей корзине находится?

Тогда присаживайтесь за столы, а я вам сейчас все покажу да расскажу.

-Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- А в корзиночке моей куклы народные, игровые и хороводные, из далекой древности.

– Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки. Ведь раньше не было таких игрушек как сейчас, но были другие-глиняные, деревянные, соломенные.

-Из чего их делали?

- А еще я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В иной избе таких кукол до сотни штук было.

-Посмотрите, какая кукла есть у меня и послушайте про нее загадку:

Будет мир да лад в семье,

Хлеб да каша на столе,

Эта кукла всем на диво

Гречкой и пшеном набита!

(Крупеничка)

-Верно, а иначе ее называли зерновушка, горошинка-фасолинка

-Как вы думаете –почему?

-Соберут бывало урожай зерен да крупы, да и куклу тряпичную набьют. А как закончится в доме крупа, из куклы ее и достанут и кашу сварят.

Если куклу подержать в руках, помять, то массируются при этом пальчики и ладошки.

-Подержите куколку в руках и угадайте, какой крупой она набита?

Хороводница.

-Хороводница-задорная и очень нарядная кукла. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена кукла пальчиками. А можно положить палочку между ладонями и двигать ладошки взад-вперед. При этом происходит массаж ладоней.

-Хотите с ней поиграть?

Кулачные бойцы-это игровые народные куклы для мальчиков. Как и хороводница-эта кукла на длинной палочке, которую надо вращать. У кулачных бойцов нет, конечно, нарядных юбочек, зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают какой-нибудь тяжелый предмет, например, камушки или монетки. Поэтому размахивают бойцы руками очень даже грозно. Обычно-эта игра для двоих. Кукол вращают, стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось, тот и победил.

-Кто хочет попробовать?

-А Эта куколка- забава. Сразу девица и баба.

Девка-баба- двойная кукла-сюрприз. Еще бы не сюрприз. Настоящий фокус. Раз- и из одной куклы получилась совсем другая! Народная кукла –перевертыш Девка- Баба готовила девочку к роли жены и матери. Она показывала отличия образа девицы от замужней женщины. Девица одета в светлые яркие одежды, волосы заплетены в косу. А у замужней женщины волосы полностью под платком спрятаны, и одежда более скромная.

Пеленашка.

Пеленашка-кукла младенец для вечной девчоночьей игры в дочки-матери. Пеленашка-это завернутая в тряпочки тканевая скрутка или палочка, напоминавшая туго спеленутого младенца. Куклу можно укачивать, кормить, на руках носить.

Малышок-голышок более похож на современных кукол. Он похож на фигуру человека. На такую куклу девочки шили разную одежку.

А теперь отгадайте мою загадку:

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.

-Кто это?

(заяц)

Зайчик на пальчик-это игровая народная игрушка для малышей. Его как колечко одевали ребенку на пальчик. Когда мама и папа уходили из дома, то малыш мог разговаривать с игрушкой, играть с ней, рассказывать свои секреты. С малышами постарше такой куклой можно поиграть в прятки. Спрятать зайчика за ладошку и спросить у ребенка «Где зайка?». А потом зайка неожиданно выскакивает.

-Давайте вспомним, а в каких сказках зайка встречается (дети перечисляют)

II. Основная часть

1. Постановка проблемной ситуации.

 -Много игрушек на нашей ярмарке, а гостей и того больше. Как же быть, что сделать надо, чтобы всем игрушек хватило (Нужно смастерить еще куколок)Предлагаю вам смастерить зайчиков.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Вот сейчас вы вместе с бабушками и мамами будите друг другу помогать.

-Сейчас я вас научу, как зайчика мастерить.

Для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки, нитки и синтепон, ножницы.

2. Объяснение предстоящей работы:

- Берём лоскут ткани, какой он формы? (прямоугольный)Складываем его пополам вдоль. Находим серединку, разворачиваем и щепоткой собираем ушки нашему зайчику.

- Потом берём ниточку и перевязываем ушки, делаем узелочек.

- Теперь формируем голову. Под самые ушки подкладываем комочек синтепона. Закручиваем вокруг. Что у нас получилось? (голова)Прячем ниточки внутрь куколки.

-Теперь будем делать туловище: переворачиваем заготовку, складываем лоскуток, два раза заворачиваем ткань внизу, а третий раз складываем ткань пополам и заворачиваем ее под шейку зайчика.

- Ниточкой обматываем зайчика посерединке и наискосок так, чтобы получились лапки. Теперь лишние ниточки срежем ножницами.

Вот, кукла – Зайчик на пальчик готова! Вам нравится?

-Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,

- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (сложить лоскуток, найти серединку)

- Что надо сделать потом? (перевязать сначала ушки, потом сделать головку)

- Что вы будете делать дальше? (обмотаем голову ниточкой)

-Что нужно сделать после? (скрутить два раза внизу и сложить пополам)

- И в завершении? (обмотать куколку, чтобы получились лапки)

Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(хлопают в ладоши)

Оля, Аня, Света, Нина,

И весёлая Марина.

(загибают поочередно все пальчики)

1, 2, 3, 4, 5

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Кукол всех пересчитать.

(хлопают в ладоши)

Сколько кукол – пять.

А теперь, угощение - баранки из печи!

Упражнения с зайчиком для развития речи.

1. Отгадайте загадку-обманку- получите с вязанки баранку!

Глаза закройте, сюжет представьте, последнее слово в шутке добавьте!

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно …(пять?)

Когда луч солнечный потух,

В лесу завыл большой… (петух?)

Выбрать сам Ванюша мог

Пару варежек для… (ног?)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету … (валенки?)

В огороде до сих пор

Под землею … (помидор?)

В теплой лужице своей

Громко квакал…(муравей?)

Друга лучше не найдешь,

лает громко верный …(еж?)

Серый шарик только тронь,

Всех уколет тихий… (конь?)

2. Следующее упражнение «Звука в слове определение!»

Взял в лапки зайчик колючий мячик слово назвал, другому зайчику мяч передал.

Второй зайчик поднял вверх большой пальчик, всем показал- первый звук в этом слове назвал. Третий зайчик поднял вверх пятый пальчик, по воздуху поводил - последний звук в слове определил.

(Дети и родители становятся в круг. Для зрительной опоры можно предложить предметные картинки и схемы - модели слов для определения места звука в слове.)

4. Практическая работа.

В. -Прежде чем, приступить к изготовлению зайчика, я вам хочу открыть один секрет- работу надо делать с хорошим настроением и добрыми мыслями.

В. -Приступайте к изготовлению куклы. (звучит русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему.

5. Итог занятия.

В.-Какие забавные зайчики у вас получились.

-Хотите с ними поиграть? Тогда оденьте их на пальчики.

(Дети поют под музыку и играют пальчиками с мамами и бабушками.)

-Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так вот так, попляши. Вот так вот так, попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так вот так, поклонись. Вот так, вот так, поклонись.

6. Рефлексия.

- Какую игрушку вы сегодня научились мастерить?

- Что новое узнали?

- Какое сейчас у вас настроение?

Большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте наших кукол поместим в мой короб и будем доставать их когда нам будет скучно. Вот теперь игрушек всем хватит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мероприятия в рамках работы семейного клуба "Вежливый пешеход"

Совместное мероприятие с детьми и родителями в клубе "Вежливый пешеход"МДОУ «Детский сад №69»          Подарок для малышейзанятие в рамках работы...

Конспект занятия "Прогулка в осенний лес" в рамках детско-родительского клуба

Конспект встречи №1. "Прогулка в осенний лес" Возраст детей 5 - 6 лет (старшая группа) Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ....

Сценарии мероприятий в рамках детско-родительского клуба "Семейный очаг"

Сценарий развлечения «Путешествие в прошлое ложки» в рамках детско-родительского клуба "Семейный очаг"Сценарий развлечения «Откуда хлеб пришёл» в рамках детско-родите...

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОЛНЫШКО» В РАМКАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НАШ МАЛЫШ»

Место проведения:   ГБОУ Школа №492, СП №3 «Медвежонок», музыкальный залДата проведения: 21 февраля 2017 годаВремя проведения:  09.30 – 10.00Участники: родители ...

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОЛНЫШКО» В РАМКАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НАШ МАЛЫШ»

Авторы сценария:Войтович В.В.Духанина Т.И.,Павлова Н.А.,Шуваева Л.Н....

Совместное мероприятие для детей и родителей в рамках детско-родительского клуба "Счастливая семья" «Дорогами сказок».

Содействовать мотивации к чтению русских народных сказок, сплочению коллектива, а также вызвать радостные чувства...