Конспекты по развитию речи в младшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_mlad_grup.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по теме «Рассматриваем картины «Мы играем в кубики»»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей рассматривать картину

Задачи:

  1. Формировать умение отвечать на вопросы (по картине), и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ
  2. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют)
  3. Закрепить правильное произношение звуков (а, у, и), изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко, развивать речевой выдох.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог показывает детям послание, которое прислали им сказочники.

- Здравствуйте ребята, приглашаем вас принять участие в создании сказки по картинке. Будем ждать вашу историю.

2

Актуализация знаний

- Что нам предлагают делать?

- Можем ли мы составить рассказ?

- Что для этого нужно сделать?

4

«Открытие» нового знания

- Ребята, давайте рассмотрим фотографию «Дети играют в кубики». Кого вы видите на картине? (мы видим детей). Что они делают? (они строят забор). Малыши в детском саду построили забор из кубиков. Какой забор у них получился? (большой, высокий, красивый). Какого цвета забор? (забор желтого цвета). А ворота (ворота красного цвета). А башня? (башня красного цвета). Посмотрите на мальчика в голубой рубашке и в синих шортах. Его зовут Влад. Что он делает? (мальчик Влад строит башню). А теперь посмотрите на девочку. Ее зовут Лера. Что она делает? (девочка Лера сидит на полу. Она строит ворота). Хорошо! Девочка Лера в нарядном платье и с красным бантиком сидит на полу. Она строит ворота. А вот мальчик Леша. У него темные волосы и полосатая футболка. Что он делает? (Он везет грузовик. В грузовике кубики). Верно. Мальчик Леша везет грузовик. У грузовика зеленый кузов и зеленая кабина.

6. Упражнение «Вот какой красивый дом!»

- Молодцы! А теперь давайте отдохнем и выполним упражнение «Вот какой красивый дом!»:

Раз, два, три, четыре, пять!

(руки на поясе, повороты вправо-влево)

Будем строить и играть

(приседания)

Дом большой, высокий строим

(тянуться руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки на месте

Вот какой красивый дом!

(вытянуть руки вперед)

Будет жить мишутка в нем!

(приседания)

3

Затруднение в ситуации

- Что мы сейчас должны сделать?

- С чего же начать, чтобы было понятно и интересно?

Педагог предлагает ребятам посмотреть, как он будет составлять рассказ (либо вместе с детьми начинает составлять рассказ)

5

Включение нового знания в систему знаний

7. Рассказ педагога по картине.

- Ребята, посмотрите на фотографию «Дети играют в кубики». Я составлю рассказ. Дети в детском саду захотели построить забор. Они взяли большой грузовик. В грузовик они погрузили разноцветные кубики. У них получается очень красивый, высокий забор! Мальчик Леша с темными волосами и в полосатой футболке везет разноцветные кубики в большом зеленом грузовике. Рядом сидит девочка Лера в нарядном платье и с красным бантиком. Она строит ворота. Мальчик Влад в голубой рубашке и в синих шортах строит башню. Дети строят забор все вместе!

6

Осмысление (рефлексия)

Итак, Кому мы помогли?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Педагог делает общую положительную оценку.

Занятие по теме «Составление рассказа об игрушках»

Направление: познавательное развитие

Цель: учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы

Задачи:

Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей домашних животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках.

Уточнить и закрепить правильное произношение ы, учить правильно произносить ы в слове, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком.

Воспитывать познавательный интерес, умение выслушивать друг друга.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Раздается звонок. Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, вы слышите звонок? Это открылся магазин. Посмотрите, что продается в нашем магазине. (Игрушки.) Правильно, в магазине продаются игрушки. Какие? Давайте рассмотрим их вместе.

2

Актуализация знаний

Воспитатель: Кто это (Дети отвечаю) Как кошка мяукает? (Дети произносят звукоподражание) Как можно назвать кошку ласково?

– Кто хочет рассказать про кошку? (Ребенок рассказывает совместно с воспитателем) Это кошка. Она пушистая. У кошки ушки, маленькие ушки, черные глаза, глазки. А нос у нее розовый. Хвост у кошки длинный.

Кошечка любит молоко, любит лакать молоко. Она мяукает:мяу.

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

– А это кто пищит? Пищи-ииии. Правильно, это мышка. Кто хочет рассказать про мышку? Это мышка. Она какая?

4

«Открытие» нового знания

(Маленькая, серенькая.) У мышки маленькие ушки и длинный хвост. Мышка живет в норке, она любит. корки. Мышка пищит: пищи-пищи.

– А это кто такой большой? (Мишка.) Кто расскажет про мишку? Мишка. большой, лохматый, живет. в лесу, любит. мед, ягоды.

– А сейчас вы должны будете отгадать, чей голос услышите – козочки (показывает) или барашка (показывает).

Воспитатель произносит звукоподражания (мээ-мээ, бээ-бээ, дети называют животных.

– Как кричит коза? (Хоровые и индивидуальные ответы.) А как – барашек?Дети рассматривают игрушки и вместе с педагогом составляют сказку. Воспитатель обыгрывает игрушками составляемый сюжет.

5

Включение нового знания в систему знаний

Игра : Воспитатель говорит: «В нашем магазине много игрушек. Вы хотите купить себе игрушки? У нас в магазине есть продавец. Это кукла Маша, Продавец продает игрушки. Что делает продавец? А все дети будут покупателями. Что делают покупатели? Покупатель придет в магазин и вежливо попросит: «Маша, дай мне, пожалуйста, пирамидку».

Игра проводится до тех пор, пока все игрушки не будут «проданы». По ходу игры воспитатель от имени куклы побуждает детей пользоваться точными наименованиями, переспрашивает: «Тебе лягушку или лягушонка?»; «Тебе дать зайчонка? Какого – серого или белого?»; «Какую пирамидку ты хочешь – высокую или низкую?» И т. п.

6

Осмысление (рефлексия)

– Все товары распроданы, у нашей Машеньки ни одной игрушки не осталось. Скучно Маше. Но ты, Маша, не огорчайся: ребята с тобой поделятся. Правда? Давайте отдадим Маше все игрушки. Каждый должен назвать игрушку, сказать, как с ней играть, или объяснить, что она умеет делать.

Воспитатель побуждает детей правильно и полно строить высказывания («Маша, вот тебе матрешка. Она красивая, ее можно складывать и раскладывать»; «Это барабан, на нем можно барабанить»; «У меня кошка, она мяукает»).

– Машенька рада, что вы такие добрые. Теперь у нее много игрушек. Маша с ними играет: катает машину, играет на барабане, разбирает матрешку (кукла выполняет некоторые действия с предметами).

– А теперь, дети, посмотрите на часы. Пришло время закрыть магазин.

Занятие по теме 8 «Описание игрушке – козлика, ослика, парохода»

Направление: познавательное развитие

Цель: учить составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке

Задачи:

- Показать образование формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами

- Закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на слух; Различать слова, близкие по звучанию, вслушиваться в речь воспитателя, развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот)

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Воспитатель предлагает детям послушать звуки.

- Кто там рычит? Кто это?

- Медвежонок

- Да, это медвежонок. Еще его можно назвать мишкой. Как его можно назвать?

2

Актуализация знаний

- Как рычит мишка?

Дети произносят звукоподражание

Кто пришел с мишкой?

Дети называют: лошадка, как она разговаривает

Дети таким же способом рассматривают тигра

3

Затруднение в ситуации

Целеполагание

Зверята хотят играть, но не могут придумать свою сказку.

Давайте поможем им и составим с ними сказку.

Дети соглашаются

4

«Открытие» нового знания

Педагог предлагает всем вместе составить сюжет по заготовленной схеме.

5

Включение нового знания в систему знаний

Жил-был маленький …..Однажды он отправился в гости к другу ….. Когда они вместе пили чай, в дверь кто-то постучал. Там был … . Они открыли дверь и пригласили гостя к столу. Они вместе пили чай с … После этого они вместе ….. Теперь у них появился новый друг.

6

Осмысление (рефлексия)

Игрушки благодарят детей за веселую игру.

- Как вам удалось им помочь?

- Что было трудным?

- Кем мы с вами были? (сказочниками)

Занятие по теме «Пересказ сказки «Репка»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей пересказу знакомых им литературных произведений

Задачи:

Формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателем сказку, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слова и фразы; развивать умение отвечать на вопросы, психические познавательные процессы; воспитывать усидчивость, внимательность

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Ребята, сегодня я принесла Вам сказку. Она у меня в сундучке. Но чтобы его открыть нужно произнести волшебные слова:

Тук - тук, чок - чок, (стучат кулачками друг о друга)

Ты откройся сундучок. (топают ногами, руками хлопают по коленям)

Не открывается, давайте все вместе скажем слова:

Тук - тук, чок - чок,

Ты откройся сундучок.

(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем).Сундучок наш открылся, давайте сядем на стульчики и посмотрим что там лежит.

Воспитатель: Слышите? В сундучке кто - то шуршит? (Ответы детей)

(Выглядывает мышка.)

Ребята. Кто это?

Дети: Мышка

Ребята в каких сказках живет мышка? (Ответы детей – «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»).

2

Актуализация знаний

Игра «Да-нет»

Воспитатель показывает картинки и просит детей ответить. Это сказка «Теремок»? Это сказка «Курочка ряба»? Это сказка «репка»? Дети отвечают: да или нет.

-Мышка, а ты из какой сказки к нам пришла?

Мышка: А вы отгадайте загадку и узнаете.

Мышка загадывает загадку:

«Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой»

- У меня еще что - то есть в сундучке – (достаю лэпбук «Репка»)

- Какую сказку я вам принесла? (Дети отвечают "Репка»)

4

«Открытие» нового знания

Вам знакома эта сказка, но я предлагаю вам ещё раз её послушать.

Рассказывание сказки «Репка» воспитателем. (иллюстрации из лепбука).

Вопросы:

Понравилась вам сказка?

Кто посадил репку?

Какая выросла репка?

Кто захотел вытянуть репку?

Кто ему помог?

Воспитатель: - Дети сейчас я ещё раз расскажу вам сказку, вы её внимательно послушайте. Потому что потом вы будете её рассказывать вместе со мной. (рассказ сказки воспитателем)

3

Затруднение в ситуации

Воспитатель: Как же нам восстановить сказку, их которой исчезли некоторые слова? Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. А помогут нам герои этой сказки из театра. Я начну, а вы, мне помогайте «Посадил дед… (репку, выросла репка (большая – пребольшая) и т. д.» (рассказ сопровождается показом персонажей из магнитного театра). Молодцы!

5

Включение нового знания в систему знаний

Игра «Кого не стало».

А теперь закройте глазки.

Убирается один персонаж сказки (дед, бабка и т. д.)

- Открываем глазки. Посмотрите внимательно, кого из героев не стало?

Какой дед? (старенький, какая бабка, внучка, какая собачка, как она лает, какая кошка, как она мяукает, какая мышка, как она пищит?

Дети, а если бы один из героев сказки не пришёл, смогли бы вытянуть наши герои репку?

А вытянули они ёё, потому что они были дружные. Какие были герои? (дружные)

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами посадим репку. Дети встают возле стульчиков

Физкультминутка:

Вот мы репку посадили. (наклонились)

И водой её полили (имитация)

Выросла репка большая –пребольшая (дети встают на носочки, руки

разводят в сторону)

А теперь её потянем (имитация)

И из репки кашу сварим (имитация)

И будем мы от репки здоровы и крепки (имитация).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Мышке очень понравилось, как вы рассказывали сказку и угадывали её героев, давайте скажем нашей мышке спасибо, за такую замечательную сказку.

6

Осмысление (рефлексия)

Всё складываю в сундук.

— Кто к нам приходил в гости? В какой сказке мы побывали? Вам понравилось? Я думаю после знакомства с героями этой сказки вы в группе будете жить дружно и помогать друг другу как герои сказки «Репка». А сундучок со сказкой мы отнесём ребяткам в другую группу, пусть они тоже познакомятся с этой сказкой.

Итак, с какой сказкой мы познакомились?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Педагог делает общую положительную оценку.

Занятие по теме «Описание предметов одежды куклы Оли»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей составлению описательного рассказа про одежду (на примере куклы)

Задачи:

- формирование умения составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением;

- актуализация и закрепление словарного запаса по теме «одежда», умения правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;

- закрепление правильного произношения звуков [п], [п’], умения громко и четко произносить слова с этими звуками. Обращение внимания на наличие звука в словах.

- закрепление знаний о порядке одевания на прогулку.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Сегодня к нам на занятие пришла кукла Оля. Давайте е поприветствуем. Вам нравится кукла Оля?

Ответы детей.

Кто хочет рассказать про Олю?

Дети рассказывают совместно с воспитателем.

Оля… У нее голубое… белые… черные… Вот какая Оля нарядная! Расскажите кукле, что вы делаете в детском саду. (Дети рассказывают)

2

Актуализация знаний

Как интересно у нас в саду! Утром ребята приходят в детский сад, делают зарядку, потом завтракают, после завтрака играют со своими любимыми игрушками. А сейчас вы что делаете?

Дети: Занимаемся.

3

Затруднение в ситуации

Воспитатель: Правильно, сейчас у ребят занятие. А после занятия мы пойдем гулять. И кукла Оля тоже хочет пойти на прогулку. Но она еще маленькая, и не знает, что нужно надеть и как это называется. Давайте поможем кукле одеться.

4

«Открытие» нового знания

На улице холодно. Какая погода на улице? (дети отвечают) Правильно, холодно. Надо надеть теплую одежду. Что надо надеть на Олю? (показывает рейтузы, надевает, уточняет, какого они цвета) Что наденем кукле на ножки?

Дети отвечают.

Правильно, сапоги. Какого они цвета?

Дети отвечают.

А это что?

Дети: кофта.

Воспитатель: Еще мы наденем Оле кофту. Какого она цвета?

Дети отвечают.

Что нужно надеть на голову?

Дети отвечают.

А на руки?

Дети отвечают.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили слова.

5

Включение нового знания в систему знаний

И чтобы наша Оля не замерзла, еще мы наденем на нее пальто. Оно теплое. Что я сейчас делаю? (Застегивает пуговицы и завязывает шарф.)

Дети отвечают.

Вот наша Оля и одета. Теперь ей не холодно. Расскажите, что Оля будет делать.

Дети: пойдет гулять, играть.

Воспитатель: Что мы надели на куклу?

Дети отвечают.

Мы надели одежду. Рейтузы, кофта, пальто, платье – это одежда. Оля ушла гулять.

Физкультминутка.

Давайте представим, что мы тоже вместе с Олей пойдем гулять. Наденем рейтузы, ботинки, кофту, пальто, шапку, варежки. Гуляем!

 (Дыхательное упражнение – вдыхаем носом, долгий выдох на «ха», (Дети выполняют действия.) Пора возвращаться в группу.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Спасибо Вам, что помогли Оле собраться на прогулку! А хотите с ней поиграть?

Дети отвечают.

Она вам покажет картинку, а вы скажете, что на ней нарисовано.

Кукла Оля показывает картинки и спрашивает, что это. Дети отвечают.

А теперь будем играть по-другому. Вы назовите предмет, а Оля покажет картинку. Только ее надо попросить вежливо, например, «Оля, покажи, пожалуйста, пальто».

После того, как кукла покажет картинку, воспитатель спрашивает: «Правильно показала Оля картинку?» Иногда кукла ошибается. «Будь внимательной, не ошибайся», - обращается воспитатель к кукле.

Воспитатель: Дети, послушайте слова: п-п-пальто, п-п-платье, п-п-поезд. Какой звук есть в этих словах?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь кукла Оля знает, как называются все предметы одежды, и в каком порядке нужно собираться на прогулку. Спасибо вам!

6

Осмысление (рефлексия)

Всё складываю в сундук.

— Кто к нам приходил в гости? В какой сказке мы побывали? Вам понравилось? Я думаю после знакомства с героями этой сказки вы в группе будете жить дружно и помогать друг другу как герои сказки «Репка». А сундучок со сказкой мы отнесём ребяткам в другую группу, пусть они тоже познакомятся с этой сказкой.

Итак, с какой сказкой мы познакомились?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Педагог делает общую положительную оценку.

Занятие по теме «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»»

Направление: развитие речи

Цель: формирование умения воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского

Задачи:

- Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки "Цыпленок" К. Чуковского по вопросам;

- Звуковая культура речи : закреплять произношение звуков к, к мягкого; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Дети полукругом сидят на ковре, воспитатель : "Кто это (Курица.) Вышла курочка гулять. Ходит, ищет червяков, крошки, зернышки, зовет своих. цыплят :"Ко-ко-ко!"

2

Актуализация знаний

Как зовет курица цыплят (Дети повторяют.) Прибежали цыплята и стали вместе с курицей клевать. зернышки. Что делают цыплята?. Прибежал петух, показывает игрушку, закричал: "Ку-ка-ре-ку!"- и тоже стал клевать. А черный кот (воспитатель показывает) притаился и наблюдает за цыплятами. Курица это увидела, испугалась и зовет цыплят: "Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!" Ребята, давайте поможем курочке и позовем всех цыплят.

3

Затруднение в ситуации

Физкультминутка. Проводится игра. "Я буду мама-курица,- предлагает воспитатель,- а вы мои цыплята. Вот цыплята вышли погулять, ходят, высоко поднимают лапки, ищут крошки, зернышки. Мама-курица нашла зернышко и зовет цыплят : "Ко-ко-ко!" Цыплята прибежали и стали клевать. "Цыплята-ребята, пойдемте домой, я вам расскажу сказку".

4

«Открытие» нового знания

Воспитатель читает сказку про цыпленка:

-Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Мама кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот и прогнал ее прочь со двора. И был черный кот вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый, большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал:" Ку-ка-ре-ку!" - и важно посмотрел по сторонам:" Я ль не молодец, я ль не удалец!"

Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал:"Пи-пи-пи!" Я тоже молодец! Я тоже удалец!" Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:"Ха-ха-ха!Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая.

Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так.

5

Включение нового знания в систему знаний

-Про кого рассказывается в этой сказке (Про цыпленка и его маму.) Какой был цыпленок (Маленький.)Кто был у цыпленка (Мама-курица.) Чем она его кормила (Червяками.) Кто прогнал маму со двора (Черный кот.) Кого увидел цыпленок (Петуха.) Что запищал цыпленок (Пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец) Кто смеялся над цыпленком (Лягушка.) Что сделала мама (Пожалела и приласкала цыпленка.)

Какой был цыпленок, покажите (вот такой)

Цыпленок что делал важно? Как он задирал голову (вот так)

А мама любила своего цыпленка? Как она его любила (вот так)

Чем мама кормила сыночка? Какие были червяки (вот такие)

Кто налетел на маму? Какой кот был?

Кто взлетел на забор? Как он вытянул шею (вот так)

Что сделал петух? Как он закричал (вот так)

Что понравилось цыпленку? Вытягивать шею, как?

Как запищал цыпленок? (вот так)

Что произошло с цыпленком?

А кто сидел в луже?

А как лягушка засмеялась?

Кто подбежал к цыпленку?

А как мама пожалела его?

После ответов на вопросы воспитатель вызывает поочередно нескольких детей и предлагает им вместе рассказать сказку (по частям.)

Дети при пересказе используют фигурки персонажей для фланелеграфа.

6

Осмысление (рефлексия)

Воспитатель: молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием

Итог: - С какой сказкой мы сегодня познакомились? (Ответы детей.)

А написал ее К. И. Чуковский.

Занятие по теме «Рассматриваем картины «Мы играем в кубики»»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей рассматривать картину и составлять динамичный рассказ

Задачи:

  1. Формировать умение отвечать на вопросы (по картине), и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ
  2. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют)
  3. Закрепить правильное произношение звуков (а, у, и), изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко, развивать речевой выдох.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

- Сейчас мы с вами поедем в гости к кукле Маше. Но ее дом очень далеко.

На каком транспорте мы с вами можем к ней поехать? (Дети предлагают свои варианты. Перечисляем пассажирский транспорт.)

- Все правильно. Сначала мы с вами поедем на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

-Все сели? Поехали! (Дети встают друг за другом, по очереди занимая места в поезде. Имитация движения поезда).

2

Актуализация знаний

- Вот поезд наш едет,

колеса стучат,

а в поезде этом

ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!»

Бежит паровоз

далеко, далеко,

ребят он повез

далеко-далеко.

- Остановка.

- Но мы еще не приехали… Теперь нам надо ехать на автобусе. (Встают парами за водителем.)

- Я ночую в гараже…

Хватит, выспался уже!

Я бензином подкреплюсь, ведь уже в начале дня

Пассажиры ждут меня.

Всем в салоне хватит мест,

Заплатите за проезд.

4

«Открытие» нового знания

- Долго-долго ехали, к Маше в гости мы приехали.

- Здравствуйте, гости. (Детей встречает кукла Маша.

Все дети по очереди здороваются с Машей.)

- Маша очень рада вас видеть.

Она ждала вас в гости и нарисовала для вас красивую картину.

- Посмотрите, что на ней нарисовано. (На доску вывешивается картина «Троллейбус и игрушки». Ответы детей, по очереди, с добавлениями.)

- Сейчас мы с вами придумаем историю, о том, как Маша ездила на троллейбусе.

- Сначала ответьте на вопросы.

- Кто нарисован на картине, какие игрушки? – Мишка, кукла, зайка.

- Где они нарисованы? – На автобусной остановке и в троллейбусе.

- Кто стоит на автобусной остановке? – Мишка, кукла.

- Какой транспорт приехал на остановку? – Троллейбус.

- Кто сидит в троллейбусе? – Зайка.

- Какой троллейбус? – Синий, белый, большой, у него есть окна и двери.

- Сейчас я буду начинать предложение, а вы его заканчивайте. (При затруднении, воспитатель показывает отдельные части картины, но вопросы уже не задает.

Можно помогать детям с помощью движений и естественных жестов.)

- Однажды Маша пришла (на автобусную остановку). Там она увидела другие игрушки : (мишку, куклу и матрешку в красном платочке).

Вот приехал (троллейбус). В нем сидели (зайка и матрешка в синем платочке). Троллейбус остановился, и Маша вместе с другими игрушками (вошли в него).

Двери (закрылись) и троллейбус поехал дальше.

3

Затруднение в ситуации

- Вот такая история у нас получилась?

Давайте спросим у Маши, понравилась ли ей наша история?

- Мне понравилась ваша история, но я хочу, чтобы (Имя ребенка) рассказал ее еще раз сам.

- А сможете?

5

Включение нового знания в систему знаний

(Один-два ребенка задают вопросы кукле Маше, она отвечает, что ей понравилось.

Воспитатель с помощью куклы Маши выбирает 2-3 детей, которые рассказываю всю историю. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы, возможна помощь других воспитанников.)

Рассказы детей.

6

Осмысление (рефлексия)

- Маше очень понравилось, как вы рассказывали, а остальные внимательно слушали и помогали.

- А теперь нам пора прощаться с Машей.

До свиданья, Маша.

(До новых встреч, прощай)

- На каком транспорте мы с вами ехали к Маше? Как поедем обратно?

- Садитесь в автобус!

- А теперь занимайте места в вагончиках!

- На поезде мы ехали… и домой приехали!

Дальнейшая работа: беседа с детьми о поездках в транспорте вместе с родителями.

Занятие по теме «Пересказ сказки «Курочка Ряба»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей пересказу знакомых им литературных произведений

Задачи:

  1. Учить детей составлению коротких рассказов с помощью взрослого
  2. Развивать умение ориентироваться на признаки объекта
  3. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «а»

Материал: настольный театр «Курочка Ряба» игрушки (гусь, лягушка)

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог показывает, что в гости к ним пришли зверята. Только какие им нужно догадаться.

Игра: «Кто так кричит?» (гусь, лягушка, корова и т.д.)

Педагог выставляет животных перед детьми.

2

Актуализация знаний

Ребята, смотрите, что за коробка стоит на столе? Давайте посмотрим.

А чтобы узнать, что в этой коробке. нужно отгадать загадку.

Как-то мышка –невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба плачет дед

Что за сказка? Дай ответ (ответы детей)

4

«Открытие» нового знания

Воспитатель : Правильно, это сказка, называется «курочка Ряба», сейчас мы с вами ее посмотрим и послушаем, а кто ее не знает, тот ее узнает, только слушайте внимательно.

Показ и рассказ сказки с настольными фигурками «Курочка Ряба»

3. Беседа по сказке:

Воспитатель: -

Ребята, вам понравилась сказка?

- У кого жила курочка Ряба?

- Что снесла, курочка Ряба?

- Какое яичко снесла курочка?

- Что делал дед?

- Что делала баба?

- Кто же разбил яйцо?

- Как мышка разбила яйцо?

Физминутка: «Курочка и цыплята»

Педагог превращается в курочку, дети клюют зернышки, и при голосе курочки прячутся под крылышки.

3

Затруднение в ситуации

Педагог предлагает вспомнить сказку, но признается что некоторые слова из сказки убежали Поможем и вернем их на место.

Пересказ сказки детьми с опорой на картинки, по наводящим вопросам.

5

Включение нового знания в систему знаний

Ребята давайте  посмотрим на картинки и вспомним сказку. (Допускаются хоровые и индивидуальные ответы.)

Выкладываются картинки, согласно тексту- на доску.

Воспитатель. Жили-были…

Дети. Дед да баба.

Воспитатель. И была у них…

Дети. Курочка- Ряба. И. т. д.

Смотрите, кто бежит? (ответы детей).

Правильно это мышка, а что мышка собирается сделать?

Дети: разбить яичко.

Воспитатель: правильно, а что произошло дальше?

Дети: яичко разбилось и дед с бабой начали плакать.

Воспитатель: Как же разбила мышка яичко?

Дети: хвостиком махнула и яичко разбилось.

Воспитатель: Правильно. А что же произошло дальше?

Дети: курочка пришла и сказала: «не плачь баба, не плачь дед, я вам еще снесу яичко, не золотое, а простое»

Воспитатель? Правильно! Обрадовались баба и дед? Хорошее настроение у них было? А почему?

Дети: потому курочка рябя снесла для них новое яичко.

6

Осмысление (рефлексия)

Итак, с какой сказкой мы познакомились?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Педагог делает общую положительную оценку.

Занятие по теме «Описание игрушек – щенка, жеребёнка, тигрёнка»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей составлять совместно с воспитателем небольшой (два-три предложения) рассказ об игрушке;

Задачи:

  1. Учить образовывать наименования детёнышей животных; объяснить значения слов, образованных с помощью суффикса -онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький);
  2. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «и» (в звукосочетаниях, словах); учить регулировать высоту голоса.

Материал: домик-ширма, игрушки (лошадь и жеребёнок, мышка и мышонок, кошка и котенок)  

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

- Посмотрите, кто это к нам прискакал?

- Лошадь

Таким же способом рассматриваются игрушки: собачка и тигрёнок.

- Эти игрушки нашел наш охранник в садике. Кто-то их потерял.

2

Актуализация знаний

Педагог рассказывает, что мамы потеряли своих малышей и теперь зовут их. Давайте поможем, как они будут их звать? (дети изображают звуки животных)

4

«Открытие» нового знания

Дальше педагог предлагает рассмотреть с игрушками .

Вначале нужно назвать игрушку: затем, рассказать о величине игрушки – большая, средняя или маленькая; потом – какого цвета, затем – по форме, потом – из какого материала она сделана, из каких частей состоит, т. е. что есть у каждой игрушки; как можно играть с этой игрушкой и выразить свое отношение (нравиться, не нравиться, красивая, люблю свою игрушку и т.п.).

3

Затруднение в ситуации

Вдруг звонит звонок и девочка Маша просит описать игрушки, которые она потеряла.

5

Включение нового знания в систему знаний

Дети помогают воспитателя описать игрушки, поставив телефон на громкую связь.

В составлении рассказа используется схема.

Девочка благодарит и радуется, что нашла свои игрушки.

6

Осмысление (рефлексия)

Итак, Кому мы помогли?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Педагог делает общую положительную оценку.

Занятие по теме «Описание кукол Димы и Маши»

Направление: развитие речи

Цель: учить детей составлению описательного рассказа про одежду (на примере куклы)

Задачи:

- Учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательными в роде.

- актуализация и закрепление словарного запаса по теме «одежда», умения правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;

- закрепление правильного произношения звуков [д], [д’], умения громко и четко произносить слова с этими звуками. Обращение внимания на наличие звука в словах.

- закрепление знаний о порядке одевания на прогулку.

Этапы ОД деятельностной направленности

Ход образовательной деятельности

1

Введение в игровую ситуацию:

Мотивация

Педагог вносит двух кукол.

- Посмотрите ребята, кто к нам пришел?

Дети говорят (мальчик и девочка)

- Да, это Маша и Дима

2

Актуализация знаний

Педагог рассказывает, что ребята отправятся сегодня встречать своего дядю, который их не видел с самого рождения. Как же помочь им быстрее найти друг друга в толпе?

3

Затруднение в ситуации

Дети предлагают сделать фотографию и взять их.

- Они уже вылетают и хотят сделать дяде сюрприз. Как им помочь?

- Нужно составить их описание.

4

«Открытие» нового знания

Дети: Куклы. Воспитатель: Эту куклу зовут Даша. Она большая или маленькая? (Дети отвечают).

Саша расскажи нам про куклу. Что на ней надето? (Ребенок рассказывает. По ходу рассказа воспитатель помогает)

Кирилл, а ты покажи нам маленькую куклу. (Ребенок показывает).

Воспитатель: Эту куклу зовут Дима. Что на нем надето? (Ребенок отвечает).

Воспитатель: Какие у него волосы? (Ребенок отвечает).

Какого цвета штанишки? (Ребенок отвечает).

А теперь расскажите кто-нибудь о куклах. (Рассказывает 1-2 человека)

Кукла Даша и Дима поиграли и пошли гулять. Даша взяла с собой мячи. Это какой мяч?

Дети: Большой.

Воспитатель: Какого он цвета? (Дети отвечают) Это какой мяч?

Дети: маленький.

Воспитатель: Как можно играть с мячом? ( Дети отвечают: покидать, покатать, пинать в ворота как футболист).

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами поиграем с мячами?

Физминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики- ложат мячики возле себя

Ручками похлопаем

Ножками потопаем

Глазками моргаем

Мячик поднимаем

И в корзинку убираем.

5

Включение нового знания в систему знаний

- А теперь давайте вспомним, во что одеты наши гости (педагог прячет кукол за ширму) Дети вспоминают.

Дид. игра: ведущий называет цвет и передает мяч. Дети возвращают мяч обратно и называют любую из одежды.

6

Осмысление (рефлексия)

— Кто к нам приходил в гости? Кому вы помогли?

Как нам удалось это сделать?

Что было трудным?

Ребята, давайте попрощаемся с куколками. Что мы скажем на прощание? Скажем «До свидания Даша», «До свидания Дима»!

Педагог делает общую положительную оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в младшей группе. «Чей это голос?»

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша....

Конспект по развитию речи для младшей группы

А.Л.Барто  Стихотворения для малышей....

План-конспект по развитию речи 2 младшая группа

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы...

Конспект по развитию речи 2 младшей группы

"Как котенок зиме удивился"...

конспект по развитию речи 2 младшая группа

Конспект по развитию речи "В гостях у зайчика"...