Занятие по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей умения пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhigulovoy_e.v.docx534.21 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» МО

                  г. Саяногорск

Занятие по развитию речи для детей 5–6 лет.

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

с использованием магнитной доски.

Цель: Создание условий для развития у детей умения пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

 1.Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период. 

2. Активизировать словарь детей по теме «Осень».

3. Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

4. Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для магнитной доски: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

 Предварительная работа: беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

Словарная работа:

Эхо - явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости. 

Перво-наперво - прежде всего, первым делом, сначала, сперва.

Оседлые - птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте.

Сдирать - сдирать, что-то с чего-либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев., 

Прищёлкнет –  запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).

Науськает - подстрекать к нападению, каким-либо враждебным действиям, преследованию.

Телогрейка (тело – грея) - женская теплая кофта, обычно без рукавов.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия

1. Организационный момент.

 К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

2.  Объявление темы.

В.: - Послушайте стихотворение:

 Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

 Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Осенью.)

А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.

3.  Игра «Один много».

Воспитатель выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу.      

Это заяц, а это — зайцы.   Много зайцев.

        Енот — еноты — много енотов.

        Лиса — лисы — много лис.

        Еж — ежи — много ежей.

        Белка — белки — много белок.

        Медведь — медведи — много медведей.

        Барсук — барсуки — много барсуков.

        Птица — птицы — много птиц.

4.  Рассказ воспитателя.

В.: - Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Далее логопед от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок на доску.

5. Беседа по рассказу.

-  О каком времени года говорилось в рассказе?

- Кто задавал вопросы жителям леса?

- Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки).

- Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

-  Как барсуки и еноты?

- Как ежи и медведи?

-  Как перелетные птицы?

- А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.).

6. Пересказ рассказа.

Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень».

                Туча небо кроет,

                Солнце не блестит (Взмахи руками над головой)

                Ветер в поле воет (изображают рупор)

                Дождик моросит (Взмахи руками перед собой)

                Воды зашумели,

                Быстрого ручья (Топают ногами)

                 Птички улетели в тёплые края.

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

7. Итог занятия.

- Кто прилетал к вам в гости?

- Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки?

- А ежи и медведи?

- А перелетные птицы?

Рассказ «Осень на пороге». Николай Сладков

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховки наденем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Енот – еноты - много енотов.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095a/00022c39-5554a350/img9.jpg

        

        

Это заяц, а это зайцы. Много зайцев.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1269/00115078-cf8aee0b/hello_html_m1b39a45e.jpg

Лиса- лисы -много лис.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095a/00022c39-5554a350/img5.jpg

Еж- ежи -много ежей.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095a/00022c39-5554a350/img6.jpg

Белка -белки -много белок.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095a/00022c39-5554a350/img7.jpg

Медведь- медведи -много медведей.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/095a/00022c39-5554a350/img8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста "Рассказ о городе"

ЦЕЛЬ: составление рассказа о Сарове, закрепление знаний детей о родном городе.ЗАДАЧИ:-Уточнять представления детей о родном городе;-Формировать понятие «малая родина»;-Воспитывать патриотические ...

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (составление описательных рассказов).

Тема: «Рассказ о зиме»Цель: формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал. Развивать пространственную и  временную ориентировку, слуховое внимание и память, логическо...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....

Конспект занятия по развитию речи "На одном бревне", по рассказу Н. Сладкова

Конспект занятия по развитию речи , на основе рассказа Н. Сладкова "На одном бревне". Рассказ носит поучительный характер. с помощью которого младший дошкольник может научится противостоять ...