Занятие по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Разработанное занятие направлено на создание условий для развития у детей умения пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 534.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – д/с № 27 «Сказка» МО
г. Саяногорск
Занятие по развитию речи для детей 5–6 лет.
Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»
с использованием магнитной доски.
Цель: Создание условий для развития у детей умения пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период.
2. Активизировать словарь детей по теме «Осень».
3. Закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
4. Воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)*, картинки для магнитной доски: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
Предварительная работа: беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.
Словарная работа:
Эхо - явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости.
Перво-наперво - прежде всего, первым делом, сначала, сперва.
Оседлые - птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте.
Сдирать - сдирать, что-то с чего-либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев.,
Прищёлкнет – запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).
Науськает - подстрекать к нападению, каким-либо враждебным действиям, преследованию.
Телогрейка (тело – грея) - женская теплая кофта, обычно без рукавов.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Ход занятия
1. Организационный момент.
К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.
2. Объявление темы.
В.: - Послушайте стихотворение:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Когда это бывает? (Осенью.)
А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.
3. Игра «Один — много».
Воспитатель выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу.
Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.
Енот — еноты — много енотов.
Лиса — лисы — много лис.
Еж — ежи — много ежей.
Белка — белки — много белок.
Медведь — медведи — много медведей.
Барсук — барсуки — много барсуков.
Птица — птицы — много птиц.
4. Рассказ воспитателя.
В.: - Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
Далее логопед от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок на доску.
5. Беседа по рассказу.
- О каком времени года говорилось в рассказе?
- Кто задавал вопросы жителям леса?
- Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки).
- Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?
- Как барсуки и еноты?
- Как ежи и медведи?
- Как перелетные птицы?
- А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.).
6. Пересказ рассказа.
Логопед снимает картинки с фланелеграфа и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.
Физкультминутка «Осень».
Туча небо кроет,
Солнце не блестит (Взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет (изображают рупор)
Дождик моросит (Взмахи руками перед собой)
Воды зашумели,
Быстрого ручья (Топают ногами)
Птички улетели в тёплые края.
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.
7. Итог занятия.
- Кто прилетал к вам в гости?
- Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки?
- А ежи и медведи?
- А перелетные птицы?
Рассказ «Осень на пороге». Николай Сладков
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховки наденем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Енот – еноты - много енотов.
Это заяц, а это зайцы. Много зайцев.
Лиса- лисы -много лис.
Еж- ежи -много ежей.
Белка -белки -много белок.
Медведь- медведи -много медведей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста "Рассказ о городе"
ЦЕЛЬ: составление рассказа о Сарове, закрепление знаний детей о родном городе.ЗАДАЧИ:-Уточнять представления детей о родном городе;-Формировать понятие «малая родина»;-Воспитывать патриотические ...

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (составление описательных рассказов).
Тема: «Рассказ о зиме»Цель: формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал. Развивать пространственную и временную ориентировку, слуховое внимание и память, логическо...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.
Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....

Конспект занятия по развитию речи "На одном бревне", по рассказу Н. Сладкова
Конспект занятия по развитию речи , на основе рассказа Н. Сладкова "На одном бревне". Рассказ носит поучительный характер. с помощью которого младший дошкольник может научится противостоять ...






