Конспект занятия по развитию речи " Волшебный мешок сказок".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тугина Евгения Владимировна

Конспект занятия по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы.

Тема: «Волшебный мешок сказок»

Цель: развивать речь, мышление и воображение детей, обогащая их словесный запас через знакомства со сказками.

В: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и пожелаем друг другу доброго дня.

(дети встают с воспитателем в круг, берутся за руки)

Вместе: Встало солнце рано, рано - добрый день!

Плещут волны в океанах -  добрый день!

Улыбаются озера - добрый день!

С высоты кивают волны - добрый день!

И в моё окошко ветер

Постучался на рассвете,

Просыпайся, улыбайся - добрый день!

В: Ребята, а ветер озорник, проказник. Он не только постучался сегодня в мое окно, но и ещё принёс мне письмо. Я не стала его открывать, очень уж мне хотелось прочесть его вместе с вами.

(воспитатель открывает письмо)

В: Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята. Пишет вам сказочник – Чародейкин. Беда у меня случилась. Никак с ней один не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста.»

В: Ребята, что-то случилось серьёзное у Чародейкина, раз он обратился к нам за помощью. Поможем ему?

Д: Да!

В: Какие же вы отзывчивые и добрые. Вы еще не знаете, что случилось у сказочника, а уже готовы прийти на помощь. Молодцы! Но все же, давайте для начала узнаем, что случилось в сказочной стране.

«Ребята, я вчера гулял в сказочном лесу. Читал свою волшебную книгу сказок. Вдруг поднялся сильный ветер. И из моей книги вылетели странички самой любимой сказки. Ребята, пожалуйста, помогите их найти. Ваш Чародейкин.»

В: Ребята, ну что поможем найти странички из книги сказок Чародейкина?

Д: Поможем.

В: Интересно, а какая сказка у Чародейкина самая любимая, как думаете?

Д:

В: Ой, ребята, а в конверте лежат еще какие – то картинки. Давайте рассмотрим их.

(воспитатель достает из конверта картинки – гриб – большой и маленький,  Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушонок)

В: Ребята, как вы думаете, почему именно эти картинки положил Чародейкин в конверт?

Д:

В: Я тоже думаю, что скорее всего это герои из сказки, которая ему больше всего нравится. Давайте вспомним, в каких сказках встречаются эти герои.

Д:

В: Верно – всех этих героев можно встретить в сказке В. Сутеева «Под грибом». Догадались, странички какой сказки мы должны найти?

Д:

В: Ну что ж, пора отправляться на поиски.

(дети встают перед воспитателем)

Здравствуй лес, дремучий лес -

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Тёмной ночью грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь – мы свои!

В: Ребята, вот мы очутились на волшебной полянке. Посмотрите вокруг. Чей домик перед нами?

Д: Муравейник.

В: Действительно, ребята, это муравейник. Давайте постучимся, может Мувей из сказки «Под грибом» В. Сутеева дома.

(стучатся)

М: Иду-иду. Кто там?

В: Здравствуй, Муравей. Это мы, ребята из детского сада, помогаем Чародейкину найти разлетевшиеся странички книги сказок.

М: Ааааа. Да, Чародейкин заходил ко мне, говорил, что вы ему помогаете.

В: К тебе, случайно, не залетала страничка из его любимой книги?

М: Нет. Но ко мне прилетела моя знакомая из сказки. Отгадаете, кто?

Д:

М: Тогда слушайте загадку:

В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает.

Д: Бабочка.

М: Верно ребята, это бабочка.

(появляется бабочка)

Б: Здравствуйте, ребята. Очень рада я вас видеть. Мы с Муравьём играли в игру, «Найди каждому насекомому своё место», но совсем запутались. Помогите нам, пожалуйста.

Д: Конечно поможем.

В: Ребята, подходите ближе к мольберту.

(Дети подходят. Перед ними – игровое поле, разделённое на сектора. Необходимо в пустые клеточки расположить насекомых так, чтобы они не повторялись ни в ряду, ни в строчке, ни в квадрате 2*2. Д/и по экологии «Судоку. Насекомые». групповая работа детей)

В: Итак. Перед вами игра – «Найди каждому насекомому своё место». Нужно так расположить насекомых, чтобы они не повторялись ни в ряду, ни в строчке, ни в квадрате 2*2. Приступайте. Будьте внимательными. Не торопитесь. (воспитатель комментирует работу детей)

В: Готовы? Муравей, Бабочка, посмотрите, справились ли ребята с вашей игрой?

Б и М: Справились. Молодцы.

Б: Ой, какой сильный ветер. Кажется, на нас что-то летит?

В: Где?

М: Я тоже видел. Возле муравейника моего упало.

В: Действительно. Так это же страничка из сказки «Под грибом».

М: Кажется, вы нашли первую страницу сказки.

В: Бабочка, Муравей, нам с ребятами надо поспешить, чтобы найти все страницы сказки. До свидания!

(дети прощаются)

Б и М: До свидания.

В: Ребята, нам пора идти дальше на поиски страниц волшебной книги.

(Физкультминутка)

В: Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

В: Ребята, посмотрите, кажется на полянку летит какая-то птица. Кто же это?

(воспитатель надевает на руку игрушку – Воробья)

Д: Это воробей.

Воробей: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуй.

Воробей: Я – весёлый воробей! Зовут меня – Прошка –

Любопытный непоседа, озорной немножко.

Как же я спешил, чтобы вас догнать. Мне мои друзья – Муравей и Бабочка сказали, что вы им помогли справиться с очень сложной и интересной игрой. Вот я и подумал, может мне вы тоже поможете?

Дети: Поможем.

В: А что нужно делать?

Воробей: Совсем скоро наступит зима и многие мои друзья улетят на ют. А я совсем забыл, кто же из них улетит на юг, а кто останется зимовать.

В: Прошка, как же так? А ребята точно знают, какие птицы перелётные, а какие зимующие. Правда, ребята?

Д: Знаем.

В: Каких перелётных птиц вы знаете?

Д: Ласточка, грач, утка…

В: А какие птицы останутся зимовать в нашем лесу?

Д: Синица, воробей, сова…

Воробей: Подождите, подождите, я так точно не запомню – ласточка, синичка… Я приготовил на полянке карточки: на одной нарисована зима, а на другой лето. Помогите распределить моих друзей, кто из них какой климат больше любит, кто из них только летом прилетает в наши леса с юга, а кто и зимой со мной играет в перелёт наперегонки.

В: Ребята, ну что поможем Прошке?

Д: Да.

В: Тогда подходите к столам с двух сторон. Работаем в паре. Посмотрите перед вами лежат карточки – на одних изображено лето, на других зима. Те из вас, перед кем лежит карточка с летом прикрепляют на нее перелётных птиц, а те, у кого зима – зимующих птиц.

(Работа в паре – дети с одного подноса берут карточки с птицами – зимующих и перелётных и прикрепляют на соответствующую картинку. Воспитатель комментирует работу)

В: Ребята готовы? Давайте проверим. Какие птицы перелётные?

Д:

В: А какие останутся на зиму в лесу вместе с Прошкой?

Д:

В: Молодцы. Мы с Прошкой тоже вспоминали, какие птицы зимующие, а какие перелётные. Посмотрите, что у нас получилось.

(На экране два фона – на одном летний лес с перелётными птицами, а на другом зимующие. Допущена ошибка)

Д: Неправильно: ласточка – это перелётная птица, а голубь – зимующая.

В: Вот видишь Прошка, а я тебе говорила – будь внимательнее.

Воробей: Хорошо – хорошо, я понял. Спасибо, что помогли мне. А если вы такие умные, то может быть поможете мне еще в одном деле.

В: Поможем, в чем дело?

Воробей: Я совсем забыл, чем можно угощать моих друзей – птиц. Помню, что семенами, а какими не помню.

В: И это ребята тоже знают, и сейчас тебе расскажут. Ребята, чем зимой можно подкармливать зимующих птиц?

Д: Ягоды, семечки, просо, сало.

В: А чем нельзя подкармливать птиц?

Д: Хлеб, соленые и сладкие орешки…

В: Молодцы. Прошка, ты запомнил?

Воробей: Запомнил, теперь не забуду.

В: Ой, Прошка, ты совсем нас заболтал, и мы забыли, зачем пришли в лес. Мы же ищем странички из любимой сказки Чародейкина – «Под грибом» В. Сутеева.

Воробей: Не переживайте! Я страничку нашёл. Забирайте.

(отдает страничку воспитателю)

В: Воробей, нам пора с ребятами. Прощай!

Воробей: До свидания, ребята!

Д: До свидания.

В: Ребята, нам пора идти дальше. Мы еще не все страницы сказки нашли.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки – подтянись.

Лапки ставим на бочок –

На носочках – скок – поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

В: Ребята, вы слышите, кажется здесь кто-то плачет.

(Слышен плачь)

В: Кто же это мог быть?

(под деревом сидит зайчик)

З: Здравствуйте, это я плачу – Зайчишка.

В: Здравствуй, Зайчишка. А почему ты плачешь?

З: Как же мне не плакать? Меня лисица пригласила в гости. Но я не пойду.

В: Почему?

З: Я ее боюсь… Она все время за мной бегает по лесу и хочет съесть.

В: Зайчишка, раз лиса пригласила тебя в гости – это не значит, что она хочет съесть. Она наверное, хочет с тобой просто подружиться.

З: Правда?

В: Конечно. А вот если ты лисе еще и подарок принесёшь, то она тем более не захочет тебя есть.

З: Подарок… Нет не приготовил….

В: Как же так?

З: Кажется я знаю, что подарить лисе, только мне понадобится ваша помощь. Поможете мне, ребята?

Д:

В: Конечно поможем. А что же ты ей решил подарить?

З: Себя. То есть – я хочу сделать целую кампанию зайцев для лисы, чтобы она с ними играла, и у нее точно пропало желание нас есть. Поможете?

В: Поможем. Ребята, садитесь за стол.

(Дети садятся за стол. Перед ними подносы с тканью и нитками.

В: Ребята, мы с вами поможем Зайчишке сделать народную тряпичную игровую куклу «Зайчик на пальчик». Делали ее с давних времён детям с трёх лет. Был такой зайка и другом и одновременно оберегом. Нам понадобится для этого – лоскут ткани, нитка и вата. Готовы?

Д:

В: Приступим. Возьмите лоскут ткани в руки. Рассмотрите его. Какой он формы?

Д:

В: Инструкция по изготовлению тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»:

1.Сложите лоскут ткани пополам по длинной стороне изнаночной стороной внутрь. Молодцы. Держите получившуюся заготовку вертикально так, чтобы узкая сторона была вверху и внизу.

2.Теперь сделаем нашему зайке ушки – для этого верхний угол сгиба заложите вовнутрь, как показано на примере. Хорошо.  А теперь соберём наши ушки вместе и перевяжем ниткой – левой рукой придерживайте ткань на месте сгиба, а правой возьмите нитку и сделайте 3 – 4 оборота вокруг и завяжите узелок под самыми ушками. Молодцы. Аккуратно обрежьте оставшуюся нитку. Будьте внимательны, узелки завязываем с той стороны, где у зайки будет спинка.

3.Что же дальше? Теперь нам необходимо сделать головку зайке. Возьмите немного ваты, скатайте из нее шарик – это и будет голова зайца. Спрячьте этот ватный шарик под ушами зайца. Спрятали. Теперь туго завяжите нитью (в несколько оборотов) ткань под шариком. Не забудьте сделать узелок с обратной стороны игрушки и обрезать лишнюю нить. Голова готова.

4.Ткань, которая осталась ниже головы зайца, распрямите и сложите к центру. Слегка продавите пальцем места сгибов. Снизу два раза сложите ткань по 5 мм. Сложили?

5.А теперь сложим ее еще раз до самой головы зайца. Переверните зайца лицевой стороной к себе и на уровне талии прижмите пальцами ткань. Нам снова нужна нить. Возьмите ее и намотайте в районе груди игрушки в виде крестика. Как? Легко. Начало нити заложите под большой палец левой руки на талии зайчика. Сделайте несколько оборотов вокруг нее.

6.Хорошо А после направьте нить на плечо зайца и снова вернитесь на талию. Сделайте еще несколько оборотов. Молодцы. Теперь нам надо сделать несколько витков вокруг талии и завязать нить. У нас получился переплёт крест-накрест с обеих сторон.

7.Отлично! Справились! Расправьте юбочку получившейся игрушке. Молодцы. А теперь попробуйте надеть ее на свой пальчик. Вот так. У всех получилось?

В: Зайчишка, смотри, сколько новых друзей мы сделали для лисы.

З: Вот спасибо вам, друзья.

В: Ребята, давайте поставим наших зайчиков на полянку под деревья. Зайчишка пойдёт в гости к лисе и подарит ей.

(Дети ставят игрушки на стол)

З: Спасибо вам ребята за помощь. Надеюсь лиса наиграется с такими замечательными игрушками – зайцами и ей расхочется меня есть.

В: Конечно, зайчишка, все так и будет. Ой, мы совсем забыли, зачем сюда пришли. Мы же ищем страничку из волшебной книжки Чародейкина.

З: Эту? Так она давно здесь лежит. Забирайте.

В: Спасибо тебе, Зайчишка. Нам с ребятами пора идти дальше. Прощай.

Д: До свидания.

З: До свидания, ребята!

В: Ну что ж, пора идти дальше. Ой, ребята, на нашем пути препятствие – болото. Давайте попробуем его пройти, передвигаясь с кочки на кочку. Будьте внимательны, не промочите ноги.

(Динамическая пауза)

В: Ребята, посмотрите, какой дом стоит посреди болота. Кто же в нем живёт?

(Слышат кваканье)

Л: Кто, кто, кто на болоте живёт? Знамо кто – я Лягушка – квакушка, вредная старушка.

В: Здравствуй, лягушка – квакушка.

Д:

Л: Здравствуйте. Покоя от вас нет, ходят и ходят. Я ж специально на болото подальше ускакала жить. Так нет, и здесь нашли.

В: Лягушечка, милая, прости нас. Не специально мы с ребятами нарушили твой покой. Просто дело у нас есть – ищем странички разлетевшейся сказки сказочника Чародейкина. К тебе, случайно не прилетала?

Л: Лягушечка, милая… это вы про меня?

В: Про кого? Конечно о тебе мы говорим.

Л: Вот спасибо вам. А то моя подружка Мышь все вредной старушкой меня зовёт. А я почему такая вредная? Да потому, что ласковых слов мне никто не говорит.

В: Мы с ребятами много ласковых знаем.

Л: Много? А скажете мне еще что-нибудь ласковое, нежное.

В: Ребята, какие ласковые слова скажем Лягушке – квакушке? Какая она?

Д: Зелёненькая, маленькая, пучеглазенькая…

Л: Вот спасибо вам большое. Слушала бы вас вечность.

В: Лягушечка, у нас нет столько времени. Нам надо странички книги Чародейкина найти.

Л: Да вот, его книга. Знал он, что в конец вашего пути будет на моём болоте. Принес ее сюда.

В: Ой, а вот и последняя страничка. Ребята. Давайте соберём в книгу сказок Чародейкина его любимую сказку В. Сутеева «Под грибом».

(Дети с воспитателем собирают книгу)

Л: Вот спасибо, а то Чародейкин очень грустный ходил по лесу. Я книгу ему обязательно передам. Он вам передал подарок, за то, что вы все странички нашли. Отгадайте, что это:

Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.

Д: Гриб.

Л: Молодцы! Но гриб этот не простой, волшебный. Откройте его, когда вернётесь в детский сад. А мне пора – подруга меня заждалась – Мышка полевая.

В: Спасибо скажем вместе Чародейкину за подарок

Д: Спасибо.

В: Ребята, нам действительно пора возвращаться в детский сад.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть – не упасть.

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть!

В: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Д:

В: А что вам запомнилось больше всего?

Д:

В: Что нового вы узнали?

Д:

В: А хотелось бы вам вновь оказаться в волшебной стране?

Д:

В: Я думаю, что если мы заглянем в волшебный гриб, который нам подарил Чародейкин, то обязательно окажемся в сказочной стране. Давайте это сделаем.

(Дети с воспитателем открывают гриб. В нем сказка «как лиса волку шубу шила»)

В: Ребята, посмотрите, Чародейкин подарил нам сказку «Как лиса волку шубу шила» и игры по этой сказке. Хотите с ними познакомиться?

Д:

В: Тогда я вам предлагаю этим и заняться, не откладывая надолго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок"

Конспект занятия с использованием метода "сказкотерапия". Учить детей придумывать новую сказку с известными сказочными героями....

Конспект занятия по развитию речи "В стране сказок"

Увлекательное занятие по сказкам, которые вы читали детям, с простыми и доступными заданиями, с развитием мелкой моторики и воображения....

Конспект занятия по развитию речи "По дорогам сказок"

Воспитывать уважение к книге, любовь к книгам. Углублять, расширять активный словарь, активизировать устную речь....