Конспект занятия по развитию речи " Волшебный мешок сказок".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы.
Тема: «Волшебный мешок сказок»
Цель: развивать речь, мышление и воображение детей, обогащая их словесный запас через знакомства со сказками.
В: Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и пожелаем друг другу доброго дня.
(дети встают с воспитателем в круг, берутся за руки)
Вместе: Встало солнце рано, рано - добрый день!
Плещут волны в океанах - добрый день!
Улыбаются озера - добрый день!
С высоты кивают волны - добрый день!
И в моё окошко ветер
Постучался на рассвете,
Просыпайся, улыбайся - добрый день!
В: Ребята, а ветер озорник, проказник. Он не только постучался сегодня в мое окно, но и ещё принёс мне письмо. Я не стала его открывать, очень уж мне хотелось прочесть его вместе с вами.
(воспитатель открывает письмо)
В: Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам сказочник – Чародейкин. Беда у меня случилась. Никак с ней один не справлюсь. Помогите мне, пожалуйста.»
В: Ребята, что-то случилось серьёзное у Чародейкина, раз он обратился к нам за помощью. Поможем ему?
Д: Да!
В: Какие же вы отзывчивые и добрые. Вы еще не знаете, что случилось у сказочника, а уже готовы прийти на помощь. Молодцы! Но все же, давайте для начала узнаем, что случилось в сказочной стране.
«Ребята, я вчера гулял в сказочном лесу. Читал свою волшебную книгу сказок. Вдруг поднялся сильный ветер. И из моей книги вылетели странички самой любимой сказки. Ребята, пожалуйста, помогите их найти. Ваш Чародейкин.»
В: Ребята, ну что поможем найти странички из книги сказок Чародейкина?
Д: Поможем.
В: Интересно, а какая сказка у Чародейкина самая любимая, как думаете?
Д:
В: Ой, ребята, а в конверте лежат еще какие – то картинки. Давайте рассмотрим их.
(воспитатель достает из конверта картинки – гриб – большой и маленький, Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушонок)
В: Ребята, как вы думаете, почему именно эти картинки положил Чародейкин в конверт?
Д:
В: Я тоже думаю, что скорее всего это герои из сказки, которая ему больше всего нравится. Давайте вспомним, в каких сказках встречаются эти герои.
Д:
В: Верно – всех этих героев можно встретить в сказке В. Сутеева «Под грибом». Догадались, странички какой сказки мы должны найти?
Д:
В: Ну что ж, пора отправляться на поиски.
(дети встают перед воспитателем)
Здравствуй лес, дремучий лес -
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Тёмной ночью грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!
В: Ребята, вот мы очутились на волшебной полянке. Посмотрите вокруг. Чей домик перед нами?
Д: Муравейник.
В: Действительно, ребята, это муравейник. Давайте постучимся, может Мувей из сказки «Под грибом» В. Сутеева дома.
(стучатся)
М: Иду-иду. Кто там?
В: Здравствуй, Муравей. Это мы, ребята из детского сада, помогаем Чародейкину найти разлетевшиеся странички книги сказок.
М: Ааааа. Да, Чародейкин заходил ко мне, говорил, что вы ему помогаете.
В: К тебе, случайно, не залетала страничка из его любимой книги?
М: Нет. Но ко мне прилетела моя знакомая из сказки. Отгадаете, кто?
Д:
М: Тогда слушайте загадку:
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.
Д: Бабочка.
М: Верно ребята, это бабочка.
(появляется бабочка)
Б: Здравствуйте, ребята. Очень рада я вас видеть. Мы с Муравьём играли в игру, «Найди каждому насекомому своё место», но совсем запутались. Помогите нам, пожалуйста.
Д: Конечно поможем.
В: Ребята, подходите ближе к мольберту.
(Дети подходят. Перед ними – игровое поле, разделённое на сектора. Необходимо в пустые клеточки расположить насекомых так, чтобы они не повторялись ни в ряду, ни в строчке, ни в квадрате 2*2. Д/и по экологии «Судоку. Насекомые». групповая работа детей)
В: Итак. Перед вами игра – «Найди каждому насекомому своё место». Нужно так расположить насекомых, чтобы они не повторялись ни в ряду, ни в строчке, ни в квадрате 2*2. Приступайте. Будьте внимательными. Не торопитесь. (воспитатель комментирует работу детей)
В: Готовы? Муравей, Бабочка, посмотрите, справились ли ребята с вашей игрой?
Б и М: Справились. Молодцы.
Б: Ой, какой сильный ветер. Кажется, на нас что-то летит?
В: Где?
М: Я тоже видел. Возле муравейника моего упало.
В: Действительно. Так это же страничка из сказки «Под грибом».
М: Кажется, вы нашли первую страницу сказки.
В: Бабочка, Муравей, нам с ребятами надо поспешить, чтобы найти все страницы сказки. До свидания!
(дети прощаются)
Б и М: До свидания.
В: Ребята, нам пора идти дальше на поиски страниц волшебной книги.
(Физкультминутка)
В: Воробьи – воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
В: Ребята, посмотрите, кажется на полянку летит какая-то птица. Кто же это?
(воспитатель надевает на руку игрушку – Воробья)
Д: Это воробей.
Воробей: Здравствуйте, ребята!
Д: Здравствуй.
Воробей: Я – весёлый воробей! Зовут меня – Прошка –
Любопытный непоседа, озорной немножко.
Как же я спешил, чтобы вас догнать. Мне мои друзья – Муравей и Бабочка сказали, что вы им помогли справиться с очень сложной и интересной игрой. Вот я и подумал, может мне вы тоже поможете?
Дети: Поможем.
В: А что нужно делать?
Воробей: Совсем скоро наступит зима и многие мои друзья улетят на ют. А я совсем забыл, кто же из них улетит на юг, а кто останется зимовать.
В: Прошка, как же так? А ребята точно знают, какие птицы перелётные, а какие зимующие. Правда, ребята?
Д: Знаем.
В: Каких перелётных птиц вы знаете?
Д: Ласточка, грач, утка…
В: А какие птицы останутся зимовать в нашем лесу?
Д: Синица, воробей, сова…
Воробей: Подождите, подождите, я так точно не запомню – ласточка, синичка… Я приготовил на полянке карточки: на одной нарисована зима, а на другой лето. Помогите распределить моих друзей, кто из них какой климат больше любит, кто из них только летом прилетает в наши леса с юга, а кто и зимой со мной играет в перелёт наперегонки.
В: Ребята, ну что поможем Прошке?
Д: Да.
В: Тогда подходите к столам с двух сторон. Работаем в паре. Посмотрите перед вами лежат карточки – на одних изображено лето, на других зима. Те из вас, перед кем лежит карточка с летом прикрепляют на нее перелётных птиц, а те, у кого зима – зимующих птиц.
(Работа в паре – дети с одного подноса берут карточки с птицами – зимующих и перелётных и прикрепляют на соответствующую картинку. Воспитатель комментирует работу)
В: Ребята готовы? Давайте проверим. Какие птицы перелётные?
Д:
В: А какие останутся на зиму в лесу вместе с Прошкой?
Д:
В: Молодцы. Мы с Прошкой тоже вспоминали, какие птицы зимующие, а какие перелётные. Посмотрите, что у нас получилось.
(На экране два фона – на одном летний лес с перелётными птицами, а на другом зимующие. Допущена ошибка)
Д: Неправильно: ласточка – это перелётная птица, а голубь – зимующая.
В: Вот видишь Прошка, а я тебе говорила – будь внимательнее.
Воробей: Хорошо – хорошо, я понял. Спасибо, что помогли мне. А если вы такие умные, то может быть поможете мне еще в одном деле.
В: Поможем, в чем дело?
Воробей: Я совсем забыл, чем можно угощать моих друзей – птиц. Помню, что семенами, а какими не помню.
В: И это ребята тоже знают, и сейчас тебе расскажут. Ребята, чем зимой можно подкармливать зимующих птиц?
Д: Ягоды, семечки, просо, сало.
В: А чем нельзя подкармливать птиц?
Д: Хлеб, соленые и сладкие орешки…
В: Молодцы. Прошка, ты запомнил?
Воробей: Запомнил, теперь не забуду.
В: Ой, Прошка, ты совсем нас заболтал, и мы забыли, зачем пришли в лес. Мы же ищем странички из любимой сказки Чародейкина – «Под грибом» В. Сутеева.
Воробей: Не переживайте! Я страничку нашёл. Забирайте.
(отдает страничку воспитателю)
В: Воробей, нам пора с ребятами. Прощай!
Воробей: До свидания, ребята!
Д: До свидания.
В: Ребята, нам пора идти дальше. Мы еще не все страницы сказки нашли.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки – подтянись.
Лапки ставим на бочок –
На носочках – скок – поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
В: Ребята, вы слышите, кажется здесь кто-то плачет.
(Слышен плачь)
В: Кто же это мог быть?
(под деревом сидит зайчик)
З: Здравствуйте, это я плачу – Зайчишка.
В: Здравствуй, Зайчишка. А почему ты плачешь?
З: Как же мне не плакать? Меня лисица пригласила в гости. Но я не пойду.
В: Почему?
З: Я ее боюсь… Она все время за мной бегает по лесу и хочет съесть.
В: Зайчишка, раз лиса пригласила тебя в гости – это не значит, что она хочет съесть. Она наверное, хочет с тобой просто подружиться.
З: Правда?
В: Конечно. А вот если ты лисе еще и подарок принесёшь, то она тем более не захочет тебя есть.
З: Подарок… Нет не приготовил….
В: Как же так?
З: Кажется я знаю, что подарить лисе, только мне понадобится ваша помощь. Поможете мне, ребята?
Д:
В: Конечно поможем. А что же ты ей решил подарить?
З: Себя. То есть – я хочу сделать целую кампанию зайцев для лисы, чтобы она с ними играла, и у нее точно пропало желание нас есть. Поможете?
В: Поможем. Ребята, садитесь за стол.
(Дети садятся за стол. Перед ними подносы с тканью и нитками.
В: Ребята, мы с вами поможем Зайчишке сделать народную тряпичную игровую куклу «Зайчик на пальчик». Делали ее с давних времён детям с трёх лет. Был такой зайка и другом и одновременно оберегом. Нам понадобится для этого – лоскут ткани, нитка и вата. Готовы?
Д:
В: Приступим. Возьмите лоскут ткани в руки. Рассмотрите его. Какой он формы?
Д:
В: Инструкция по изготовлению тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»:
1.Сложите лоскут ткани пополам по длинной стороне изнаночной стороной внутрь. Молодцы. Держите получившуюся заготовку вертикально так, чтобы узкая сторона была вверху и внизу.
2.Теперь сделаем нашему зайке ушки – для этого верхний угол сгиба заложите вовнутрь, как показано на примере. Хорошо. А теперь соберём наши ушки вместе и перевяжем ниткой – левой рукой придерживайте ткань на месте сгиба, а правой возьмите нитку и сделайте 3 – 4 оборота вокруг и завяжите узелок под самыми ушками. Молодцы. Аккуратно обрежьте оставшуюся нитку. Будьте внимательны, узелки завязываем с той стороны, где у зайки будет спинка.
3.Что же дальше? Теперь нам необходимо сделать головку зайке. Возьмите немного ваты, скатайте из нее шарик – это и будет голова зайца. Спрячьте этот ватный шарик под ушами зайца. Спрятали. Теперь туго завяжите нитью (в несколько оборотов) ткань под шариком. Не забудьте сделать узелок с обратной стороны игрушки и обрезать лишнюю нить. Голова готова.
4.Ткань, которая осталась ниже головы зайца, распрямите и сложите к центру. Слегка продавите пальцем места сгибов. Снизу два раза сложите ткань по 5 мм. Сложили?
5.А теперь сложим ее еще раз до самой головы зайца. Переверните зайца лицевой стороной к себе и на уровне талии прижмите пальцами ткань. Нам снова нужна нить. Возьмите ее и намотайте в районе груди игрушки в виде крестика. Как? Легко. Начало нити заложите под большой палец левой руки на талии зайчика. Сделайте несколько оборотов вокруг нее.
6.Хорошо А после направьте нить на плечо зайца и снова вернитесь на талию. Сделайте еще несколько оборотов. Молодцы. Теперь нам надо сделать несколько витков вокруг талии и завязать нить. У нас получился переплёт крест-накрест с обеих сторон.
7.Отлично! Справились! Расправьте юбочку получившейся игрушке. Молодцы. А теперь попробуйте надеть ее на свой пальчик. Вот так. У всех получилось?
В: Зайчишка, смотри, сколько новых друзей мы сделали для лисы.
З: Вот спасибо вам, друзья.
В: Ребята, давайте поставим наших зайчиков на полянку под деревья. Зайчишка пойдёт в гости к лисе и подарит ей.
(Дети ставят игрушки на стол)
З: Спасибо вам ребята за помощь. Надеюсь лиса наиграется с такими замечательными игрушками – зайцами и ей расхочется меня есть.
В: Конечно, зайчишка, все так и будет. Ой, мы совсем забыли, зачем сюда пришли. Мы же ищем страничку из волшебной книжки Чародейкина.
З: Эту? Так она давно здесь лежит. Забирайте.
В: Спасибо тебе, Зайчишка. Нам с ребятами пора идти дальше. Прощай.
Д: До свидания.
З: До свидания, ребята!
В: Ну что ж, пора идти дальше. Ой, ребята, на нашем пути препятствие – болото. Давайте попробуем его пройти, передвигаясь с кочки на кочку. Будьте внимательны, не промочите ноги.
(Динамическая пауза)
В: Ребята, посмотрите, какой дом стоит посреди болота. Кто же в нем живёт?
(Слышат кваканье)
Л: Кто, кто, кто на болоте живёт? Знамо кто – я Лягушка – квакушка, вредная старушка.
В: Здравствуй, лягушка – квакушка.
Д:
Л: Здравствуйте. Покоя от вас нет, ходят и ходят. Я ж специально на болото подальше ускакала жить. Так нет, и здесь нашли.
В: Лягушечка, милая, прости нас. Не специально мы с ребятами нарушили твой покой. Просто дело у нас есть – ищем странички разлетевшейся сказки сказочника Чародейкина. К тебе, случайно не прилетала?
Л: Лягушечка, милая… это вы про меня?
В: Про кого? Конечно о тебе мы говорим.
Л: Вот спасибо вам. А то моя подружка Мышь все вредной старушкой меня зовёт. А я почему такая вредная? Да потому, что ласковых слов мне никто не говорит.
В: Мы с ребятами много ласковых знаем.
Л: Много? А скажете мне еще что-нибудь ласковое, нежное.
В: Ребята, какие ласковые слова скажем Лягушке – квакушке? Какая она?
Д: Зелёненькая, маленькая, пучеглазенькая…
Л: Вот спасибо вам большое. Слушала бы вас вечность.
В: Лягушечка, у нас нет столько времени. Нам надо странички книги Чародейкина найти.
Л: Да вот, его книга. Знал он, что в конец вашего пути будет на моём болоте. Принес ее сюда.
В: Ой, а вот и последняя страничка. Ребята. Давайте соберём в книгу сказок Чародейкина его любимую сказку В. Сутеева «Под грибом».
(Дети с воспитателем собирают книгу)
Л: Вот спасибо, а то Чародейкин очень грустный ходил по лесу. Я книгу ему обязательно передам. Он вам передал подарок, за то, что вы все странички нашли. Отгадайте, что это:
Мы вчера в лесок зашли,
И чего мы там нашли?
Он стоял на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.
Д: Гриб.
Л: Молодцы! Но гриб этот не простой, волшебный. Откройте его, когда вернётесь в детский сад. А мне пора – подруга меня заждалась – Мышка полевая.
В: Спасибо скажем вместе Чародейкину за подарок
Д: Спасибо.
В: Ребята, нам действительно пора возвращаться в детский сад.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть.
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!
В: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Д:
В: А что вам запомнилось больше всего?
Д:
В: Что нового вы узнали?
Д:
В: А хотелось бы вам вновь оказаться в волшебной стране?
Д:
В: Я думаю, что если мы заглянем в волшебный гриб, который нам подарил Чародейкин, то обязательно окажемся в сказочной стране. Давайте это сделаем.
(Дети с воспитателем открывают гриб. В нем сказка «как лиса волку шубу шила»)
В: Ребята, посмотрите, Чародейкин подарил нам сказку «Как лиса волку шубу шила» и игры по этой сказке. Хотите с ними познакомиться?
Д:
В: Тогда я вам предлагаю этим и заняться, не откладывая надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Сочинение сказок по загадкам, стихам»
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)
Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебная книга сказок"
Конспект занятия с использованием метода "сказкотерапия". Учить детей придумывать новую сказку с известными сказочными героями....
Конспект занятия по развитию речи «По дорогам сказок»
Конспект занятия...
Конспект занятия по развитию речи "В стране сказок"
Увлекательное занятие по сказкам, которые вы читали детям, с простыми и доступными заданиями, с развитием мелкой моторики и воображения....

Конспект занятия по развитию речи "В мире сказок А.С. Пушкина".
Конспект занятия по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи "По дорогам сказок"
Воспитывать уважение к книге, любовь к книгам. Углублять, расширять активный словарь, активизировать устную речь....
