Кружковая работа
материал по развитию речи

Котовщикова Ирина Николаевна

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством мнемотехники на 2021-2025г

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки с помощью различных приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мнемотехника231.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 84 «Искорка» Городского округа «Город Якутск»

Представление собственного инновационного

педагогического опыта

Кружок «Мнемотехника»

(Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством мнемотехники)

Воспитатель:

Котовщикова Ирина Николаевна

г.Якутск


Кружок «Мнемотехника» (Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством мнемотехники)

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста коммуникативные навыки с помощью различных приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Задачи: Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.

Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.

Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Актуальность:

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например: для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Ожидаемые результаты:

- увеличение знаний детей об окружающем мире; систематизация знаний детей по теме «Времена года»;

- появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;

- появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов;

- обогащение словарного запаса;

- преодоление детьми робости, застенчивости; дети учатся свободно держаться перед аудиторией;

- получение педагогами и родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Перспективный план работы с родителями

Формы работы

Сроки выполнения

Консультация «Речевые игры по дороге в детский сад»

Сентябрь

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Октябрь

Консультация «Учим ребёнка пересказывать»

Ноябрь

Консультация «Как учить стихи с ребёнком»

Родительское собрание №2 «Что такое мнемотехника?»

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».

Декабрь

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Январь

Оформление выставки детско-родительских работ, презентация проекта

Май


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план по использованию мнемотехники в развитии речи детей (средняя группа) на 2024-2025 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

#1054;знакомление детей с мнемотаблицами и символами для них.

#1044;иагностика развития речи детей.

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

Октябрь

1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».

#1057;тихотворение И. Бланки «Листопад»

Закрепление стихотворения с детьми.

Мастер-класс.

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Ноябрь

#1057;казка о глупом мышонке» С Маршака.

#1057;тихотворение Саши Черного «Кто?»

Семинар-практикум.

Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники»

Декабрь

;Дети Севера» - стихотворение.

#1057;тихотворение «Елка» К. Чуковского

Предложить стихи для закрепления с детьми

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Январь

#1056;ассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

2. Загадывание и отгадывание загадок о зиме.

Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников»

Февраль

#1056;ассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Март

#1057;тихотворение «Олененок» Ю. Кушака.

«Дед хотел уху сварить»

#1056;ассказ детей о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года».

Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми «Олененок» Ю.Кушака.

Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Апрель

#1057;читалка про цифру (восемь).

#1057;тихотворение «Весенняя песенка» С. Маршак.

Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми «Весенняя песенка» С. Маршак.

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Май

#1048;тоговая диагностика развития речи детей.

#1057;тихотворение «Тучка» Т.Белозёров

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

Перспективный план по использованию мнемотехники в развитии речи детей (старшая группа) на 2025-2026 уч.год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

1. Диагностика развития речи детей.

2. Стихотворение «Подарки Осени» Е. Трутневой

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

Октябрь

1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».

#1057;тихотворение В. Орлова «Ты скажи мне реченька…».

Предложить стих для закрепления с детьми В. Орлова «Ты скажи мне реченька…».

Мастер-класс.

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Ноябрь

1. Загадывание и отгадывание загадок об осени.

2. Стихотворение А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

Семинар-практикум «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Декабрь

1. Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

2. Стихотворение «Тает месяц молодой…». С.Маршака.

Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение «Тает месяц молодой…». С. Маршака

Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники»

Январь

1. Описательные рассказы о животных зимнего леса.

#1057;тихотворение «Зима» И. Сурикова

Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение

«Зима» И. Сурикова

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Февраль

#1055;ересказ сказки «Лиса и кувшин» с помощью мнемотаблицы.

#1057;тихотворение «Февраль» С. Маршак

Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Март

1. Описательные рассказы предметах (по выбору педагога или детей).

#1056;анняя весна. Разучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой

Родителям предложить стих для закрепления с детьми

Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников»

Апрель

#1056;ассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

#1057;тихотворение «Удивительная кошка» Д.Хармса

Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Май

#1048;тоговая диагностика развития речи детей.

#1057;тихотворение

«У лукоморья дуб зеленый…» А.С. Пушкин.

Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей.

Перспективный план по использованию мнемотехники в развитии речи детей (подготовительная к школе группа) на 2026-2027 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

#1044;иагностика развития речи детей.

#1047;аучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Рисование с детьми

Родителям предложить стих для закрепления с детьми

Октябрь

1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года».

#1047;аучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Закрепление стихотворения с детьми А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Мастер-класс.

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Ноябрь

1. Загадывание и отгадывание загадок об осени.

#1047;аучивание стихотворения К. Чолиева «Деревья спят»

Семинар-практикум.

Папка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям. (стихи, рассказы, сказки).

Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники»

Декабрь

1. Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

#1047;аучивание стихотворения Е. Трутнева «Первый снег»

Предложить стихи для закрепления с детьми

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Январь

#1054;писательные рассказы о животных зимнего леса.

#1050;расота русской березки. Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая береза»

Родителям предложить стих для закрепления с детьми

Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Февраль

1. Пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова с помощью мнемотаблицы.

#1047;аучивание стихотворения М. Лермонтов «На севере диком…»

Родителям предложить стих для закрепления с детьми

Мастер-класс: «Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники»

Март

#1056;ассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года».

#1047;аучивание стихотворения В. Берестов «Праздник мам»

Родителям предложить стих для закрепления с детьми.

Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника.

Апрель

#1054;писательные рассказы о предметах (по выбору педагога или детей).

#1047;аучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Родителям предложить стих для закрепления с детьми

Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников»

Май

#1048;тоговая диагностика развития речи детей.

#1047;аучивание стихотворения А. Усачёва «День победы»

Родителям предложить стих для закрепления с детьми


Самоотчет о работе кружка «Мнемотехника»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. В своей работе мы совместно с детьми создаём мнемотаблицы для заучивания стихотворений и составления описательных рассказов. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель совместно с детьми в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу или стихотворению.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы ребёнок не отвлекался на яркость символических изображений. Совместно с детьми мы составляли мнемотаблицы по блокам «Осень» и «Зима».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Для этого нами был разработан перспективный план, согласно которому мы с ребятами ежемесячно разучивали новое стихотворение (тематика стихотворений совпадала с комплексно-тематическим планированием). Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом вспоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

В ходе своей работы мы тесно взаимодействовали с родителями, нами был проведён мастер-класс на тему «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста», во время которого мы познакомили родителей с понятием «мнемотехника» и рассказали, для чего и как мы её используем в совместной работе с детьми; рассказали об основных этапах работы по запоминанию стихотворений и составлению описательных рассказов. Предложили родителям поупражняться в самостоятельном составлении мнемотаблиц к стихотворениям и дали рекомендации по заучиванию текстов, используя данный метод. Также нами были разработаны и составлены консультации для родителей по данной теме, все консультации выставлялись в приёмной.

В январе нами был проведён мастер-класс на педагогическом совете на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», во время которого мы познакомили своих коллег с данным приёмом, предложили им поупражняться в составлении мнемотаблиц для заучивания стихотворений. Предложили использовать данный опыт в своей дальнейшей педагогической работе.

В перспективе мы планируем продолжать работу по данной теме: совместно с детьми и родителями составлять мнемотаблицы к стихотворениям и рассказам, чтобы использовать их на занятиях и мастер-классах, а также подготовить презентацию с фотографиями для обмена опытом с коллегами по работе.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....