Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОВЗ. Пересказ сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Волкова Наталья Анатольевна

Закреплять умение пересказывать сказку связно и  последовательно; обозначать  последовательность действий персонажей при помощи  мнемотаблиц. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОВЗ.

Пересказ сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц.

Цель: закреплять умение пересказывать сказку связно и  последовательно; обозначать  последовательность действий персонажей при помощи  мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные:

   Упражнять детей в умении рассказывать сказки, используя  мнемотаблицы;

Развивающие: 

   Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление, связную речь.

Воспитательные:

  Побуждать детей   проявлять  инициативу и самостоятельность, вызывать желание  активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Учить выражать свои мысли и желания, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: 

Чтение сказки «Теремок»; рассматривание и обсуждение символов диких животных (волк, заяц) по мнемотаблицам; показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, пальчиковый театр), выбор сказки для пересказа голосованием.

Кинезиологические упражнения, артикуляционная гимнастика.

Методы и приемы: наглядные и игровые, рассказ сказки по мнемотаблице.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и встают полукругом

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети садятся полукругом на стульчики. Педагог в центре, перед ними.

Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской.

Воспитатель: Ребята, подскажите, а вы любите сказки?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Назовите ваши самые любимые.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на наших гостей, они что-то заскучали, а давайте  спросим,  любят ли они сказки?

Гости: ответы гостей

Воспитатель: Ребята, а гости наши совсем взрослые и, наверное, уже забыли все сказки. Давайте расскажем им сказку, которую вы выбрали голосованием. Кто напомнит, как эта сказка называется?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Но, перед тем, как мы начнем рассказывать сказку, давайте определим, кто каким героем хочет быть.

Дети: (дети выбирают схемы с персонажами сказки).

Воспитатель: Ребята, давайте назовем героев этой сказки?

Дети: ответы детей. (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-зубами щелк, медведь косолапый).

Воспитатель: Хорошо, а подскажите заяц, лиса, волк, медведь это какие животные (дикие или домашние) и где они живут? Правильно, молодцы.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Физкультминутка:

«ТЕРЕМОК»

В чистом поле теремок
Был ни низок, ни высок.                     
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили                  
(поклон)
Там и мышка                                      (руки перед собой на носочках)
И лягушка                                           (присели)
Зайчик                                                 
(прыжки)
С лисонькой – подружкой                
(повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк              
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.                
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый                            
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.                    
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались                       
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.           
(сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, помните, кто первым  нашел теремок?

Дети:

Воспитатель: Затем прискакала - зеленая….

Дети: ответы детей

Воспитатель: Третьим был – серенький трусишка…

Дети: ответы детей

Воспитатель: Четвертой прибежала хитрая …

Дети: ответы

Воспитатель: Пятым пришел сердитый...

Дети: ответы детей

Воспитатель: А после волка появился косолапый…

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем рассказать сказку «Теремок», пользуясь мнемотаблицей (опорными схемами, карточками). Разрешите мне тоже принять участие и взять роль рассказчицы.

Воспитатель: Кто скажет, с каких слов начинается сказка «Теремок?»

Дети: ответы детей (Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…)

Совместное рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

C:\Users\MK\Desktop\zanyatie_v_sredney_gruppe_po_mnemotehnike_rasskazyvanie_skazki_teremok.docx_image2.jpg

(дети по очереди пересказывают сказку, продолжая друг за другом)

Воспитатель: Молодцы, ребята, постарались, рассказали сказку, ничего не забыли.

 Ребята, сказка про теремок грустная или веселая? Почему?

Как вы думаете, почему звери смогли построить новый теремок?  (Они дружно работали, помогали друг другу).

Рефлексия: Ребята, вам понравилось самостоятельно пересказывать сказку? Как легче рассказывать сказку, с картинками или без картинок? Если понравилось, покажите мне сердечко, сложенное из пальчиков. Надеюсь, всем гостям тоже понравилась наша сказка.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка. — Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — А ты кто? — А я лисичка-сестричка. — Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — А ты кто? — А я волчок-серый бочок. — Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? — А я медведь косолапый. — Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — Я лучше у вас на крыше буду жить. — Да ты нас раздавишь! — Нет, не раздавлю. — Ну так полезай! Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку. Игра "Весна-осень".

1. Воспитатель обращает внимание детей на картины с изображением весны и осени. Педагог просит отобрать отдельно картины с изображением весны и осени. Обьяснить, как они определили, где весна, а где о...

НОД Комплексное занятие по развитию речи в средней группе на тему "Моделирование русской народной сказки "Теремок"

Материал занятия знакомит детей с новым видом пересказа русских народных сказок посредством моделирования, учит подбирать заместителей персонажей сказки, развивает речь детей....

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста "Показ настольного театра - сказка "Теремок"

Цель: Способствовать формированию  речи как средству общения у детей раннего возраста . Задачи:1. Образовательные: - расширять знания о сказке, сопровождая ее рассказывание, показо...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Чтение и пересказ сказки Заюшкина избушка".

Тема: «Чтение и пересказ сказки Заюшкина избушка».  Цель: формировать умение строить сказки по мнемоленте Задачи: ознакомить детей с произведением, акватизировать словарный ...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста "Показ настольного театра - сказка "Теремок"

Цель: Способствовать формированию  речи как средству общения у детей раннего возраста . Задачи:1. Образовательные: - расширять знания о сказке, сопровождая ее рассказывание, показо...