Речевое развитие (граматика)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

«Ознакомление с буквой е Е». «Ознакомление с тем, что буква е может обозначать два звука — [й’э]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_e.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ознакомление с буквой е Е». «Ознакомление с тем, что буква е может обозначать два звука — [й’э]»

Образовательная область:  «Речевое развитие».

 Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие»,  « Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: познакомить детей с буквой Е, звуком е.

Задачи:        

-образовательные: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить с буквой е Е и правилами написания е после мягких согласных звуков; учить составлять предложения из трех слов с союзом продолжать учить детей словоизменению; учить называть слова с заданным ударным гласным звуком. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить с тем, что буква е может обозначать два звука — [й’э]; продолжать учить называть слова с заданными звуками.

-развивающие: Продолжать развивать связную речь.

-воспитательные: Продолжить формировать навык взаимовыручки и помощи.

Словарная  работа: звук, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работа: заучивание слов физкультминутки, дидактические игры «Кто внимательней», «Назови слова».

-демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы е, Е; указка; картинки и схемы к словам лес,ель; картинка радуга, конверты разного цвета.

-раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы е, Е;  рабочая тетрадь; картинки и схемы к словам ели, лес.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там.

 (Воспитатель открывает конверт, читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Я волшебная радуга. Помогите, пожалуйста! Я торопился в детский сад, но попала в Кощеево царство. Злой Кощей заточил меня в темнице откуда я не могу сама выбраться. Чтобы меня спасти. нужно выполнить задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы спасете меня.  Самое главное условие – конверты надо брать в определённой последовательности.

Воспитатель: Посмотрите, кроме письма здесь еще разноцветные конверты с заданиями. А как вы думаете, почему конверты разноцветные. (У радуги 7 цветов).

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно – у радуги 7цветов. Конверт, какого цвета нужно взять первым? (Красный)

Ответы детей.

Воспитатель: Открываю конверт: Нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

Воспитатель: Молодцы, вернули красный цвет радуги. Ребята, а какого цвета возьмем второй конверт?(оранжевый)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Слушайте следующее задание. Нужно составить предложение из трех слов.

Праздник, наступит, скоро.  Какое предложение получится? (Скоро наступит праздник.)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята. Нарисовал, кошку, Гриша? Какое предложение получится?

(Гриша нарисовал кошку).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Книгу, мальчик, читает. Какое предложение получится?

(Мальчик читает книгу).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились успешно и вернули оранжевый цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт? (жёлтый).

Ответы детей.

Воспитатель: Все верно. Вам нужно будет отгадать загадку.

В шубе летом, а зимой раздетый. (Это лес).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сколько букв в слове лес? (В слове лес 3 буквы).

Ответы детей.

Воспитатель: А звуков в слове лес? (В слове лес 3 звука).

Ответы детей.

Воспитатель: Какой первый звук в слове лес? (Первый звук в слове лес «ль», он согласный мягкий, обозначается зеленым цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Какой звук мы слышим после звука «ль»? (После звука «ль» мы слышим звук «Э»).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы слышим звук «э», но после мягкого согласного звука обозначается буквой «е». Какая она? (Буква Е гласная, обозначается красным цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Какой следующий звук? (Звук «с». Он согласный, твердый, обозначается синим цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята. Слушайте следующую загадку.

Зимой и летом одним цветом. (Это ель)

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько букв в слове ель? (В слове ель 3 буквы).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А сколько звуков? (В слове ель 3 звука).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В слове ель первый звук е состоит из двух звуков «й» и «э».В сочетании эти два звука образуют букву «е». У буквы е есть секрет она обозначает два звука в начале слова. Какой звук «й»? (Звук «й» согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А звук «э» какой? (Звук «э» гласный, обозначается красным цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Какой следующий звук? (Звук «ль», он согласный мягкий, обозначается зеленым цветом).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какой гласный звук в слове ель? (в слове ель гласный звук «э»).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А какие мягкие согласные звуки в слове ель? (В слове ель мягкие согласные звуки «й» и «ль»).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы вы отлично справились с этим заданием и вернули желтый цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт? (зеленый)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Приглашает вас размяться.

Физминутка 

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Наклонились, поднялись!

Вправо, влево головой!

Руки вверх, перед собой!

Топни правою ногой!

Топни левою ногой!

Воспитатель: Молодцы ребята, садимся на свои места. Какого цвета возьмём следующий конверт? (голубой)

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Голубой конверт самый хитрый, он приготовил для вас игру, которая называется «Кто внимательный». Нужно назвать буквы, которые обозначают твердость согласных.

(Воспитатель ставит синюю фишку на доске, а дети называют гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных).

(После твердых согласных пишутся буквы а,о, у, ы, э).

Воспитатель: Правильно. А какие буквы обозначают мягкость согласных?

Ответы детей.

(Воспитатель ставит зеленую фишку на доске, а дети называют гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных). (После мягких согласных пишутся буквы я, ё, ю, и, е).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и вернули голубой цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт? (синий)

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Ребята приглашаю вас поиграть в игру «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «й». В конце игры определяется победитель.

Воспитатель: Воспитатель: Молодцы ребята.  Какого цвета возьмём следующий конверт?

(фиолетовый).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Вам нужно будет заштриховать букву Е и прописать ее по образцу. Ребята. А каким цветом мы будем штриховать букву Е.

(Штриховать букву Е будем красным цветом, т.к она гласная буква).

Воспитатель: Правильно. Штриховать будем слева направо, не выходя за границы. Из каких элементов состоит буква Е? (Буква Е состоит из одной вертикальной и двух горизонтальных линий).

Ответы детей.

( Воспитатель на доске показывает как правильно прописать букву Е)

Воспитатель: Правильно. Ребята приглашаю сделать зарядку для наших пальчиков

Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу гулял. Плавные движения кистями рук

влево - вправо.

Ветер листики считал. Сжимать-разжимать пальцы рук.

Вот дубовый, Загибать пальцы обеих рук,

начиная с большого.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. Плавно опустить ладони на колени.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите мы выполнили все задания и освободили радугу.

Воспитатель: посмотрите, что вы видите? (радугу)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а кому мы сегодня помогали? (Мы помогали радуге)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Ребята с какой буквой мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с буквой Е).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. А из каких звуков состоит буква Е?(Буква Е состоит из двух звуков «й» и «э»).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Какой секрет есть у буквы Е. (Она обозначает два звука в начале слова).

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наше путешествие по радуге подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...