Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Кораблик»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Конспект ООД по развитию речи
в старшей группе
«Кораблик»
Воспитатель:
Сафьянова А.А.
Саяногорск 2025г.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Кораблик»
Цель: создание условий для умения связно пересказывать сказку В Сутеева.
Задачи:
1) способствовать формированию умений выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
2) понимать и объяснять смысл поговорок;
3) подводить к усвоению способов словообразования.
Оборудование: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг).
Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? (Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки для детей)
Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Кораблик».
2. Чтение сказки с последующим обсуждением.
Воспитатель читает сказку «Кораблик».
Сутеев «Кораблик»
В. Сутеев «Кораблик»
Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл...
И не догонишь!
Беседа по содержанию:
- Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)
- О чем рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о дружбе, помощи и смекалке.)
- Расскажи, кто однажды отправился на прогулку (Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок.)
- Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на реку? (Давайте купаться!)
- Что сказал Лягушонок, когда услыхал, что Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать? (Куда же вы годитесь! И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся)
- Понравились ли такие слова малышам? Что они придумали сделать? (Друзья построили свой корабль.)
- Расскажи, как Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок смастерили кораблик. (Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.)
- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь!)
- Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным.)
- Скажи, ты бы хотел, чтобы у тебя был такой друг, как Лягушонок? Почему?
- А его друзья какие? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)
Воспитатель:
- Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»? (Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)
В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев.)
А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?
Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.)
3. Лексико-грамматические упражнения к тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок, лягушка, цыпленок, мышка, муравей, вода, друг.
Игра «Назови детёнышей»
У лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывём.
4. Физкультминутка «Кораблик».
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем
Прогремел на небе гром. круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.
6. Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.
Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.
7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально).
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку? (3 детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.)
Воспитатель: А теперь кто сможет пересказать всю сказку? (Индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки.)
III. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? (Ответы детей)
Задание воспитателя
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.












Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 785.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Конспект ООД по развитию речи
в старшей группе
«Кораблик»
Воспитатель:
Сафьянова А.А.
Саяногорск 2024г.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Кораблик»
Цель: создание условий для умения связно пересказывать сказку В Сутеева.
Задачи:
1) способствовать формированию умений выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
2) понимать и объяснять смысл поговорок;
3) подводить к усвоению способов словообразования.
Оборудование: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг).
Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? (Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки для детей)
Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Кораблик».
2. Чтение сказки с последующим обсуждением.
Воспитатель читает сказку «Кораблик».
Сутеев «Кораблик»
В. Сутеев «Кораблик»
Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду.
Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл...
И не догонишь!
Беседа по содержанию:
- Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)
- О чем рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о дружбе, помощи и смекалке.)
- Расскажи, кто однажды отправился на прогулку (Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок.)
- Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на реку? (Давайте купаться!)
- Что сказал Лягушонок, когда услыхал, что Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать? (Куда же вы годитесь! И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся)
- Понравились ли такие слова малышам? Что они придумали сделать? (Друзья построили свой корабль.)
- Расскажи, как Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок смастерили кораблик. (Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.)
- Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь!)
- Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным.)
- Скажи, ты бы хотел, чтобы у тебя был такой друг, как Лягушонок? Почему?
- А его друзья какие? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)
Воспитатель:
- Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»? (Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу.)
В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев.)
А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?
Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.)
3. Лексико-грамматические упражнения к тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок, лягушка, цыпленок, мышка, муравей, вода, друг.
Игра «Назови детёнышей»
У лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывём.
4. Физкультминутка «Кораблик».
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем
Прогремел на небе гром. круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.
6. Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.
Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.
7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально).
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку? (3 детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.)
Воспитатель: А теперь кто сможет пересказать всю сказку? (Индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки.)
III. Рефлексия.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? (Ответы детей)
Задание воспитателя
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Пересказ сказки В.Г.Сутеева «Кораблик»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Пересказ сказки В.Г.Сутеева «Кор...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик".
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада. Тема: "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик".
Работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
О.С.Ушакова...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: " Пересказ сказки В.Сутеева " Кораблик"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».Цель: Создать условия для формирования навыков связного по...










