Занятие по развитию речи "Живая шляпа"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рамалданова Рамила Абдулкадыровна

Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
1.Образовательные: 
• формировать умение детей понимать юмор ситуации; 
• уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; 
• обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие: 
• развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников; 
• развитие чувства юмора, творческого изображения; 
• развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные: 
• воспитание интереса к произведениям художественной литературы
• воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_-_zhivaya_shlyapa.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1»

Петропавловск – Камчатского городского округа

Конспект занятия по развитию речи

(образовательная область «Речевое развитие»)

для воспитанников средней группы №1

«Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

                                                       Приготовила и провела: воспитатель

                                                                                             Рамалданова Р.А.

                                   Петропавловск –Камчатский, 2025 г.

Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
Цель:
 познакомить детей с произведением Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи:
1.Образовательные: 

• формировать умение детей понимать юмор ситуации; 
• уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; 
• обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;
2.Развивающие: 
• развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников; 
• развитие чувства юмора, творческого изображения; 
• развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
3.Воспитательные: 
• воспитание интереса к произведениям художественной литературы
• воспитывать эстетические чувства через художественное произведение: помочь почувствовать красоту и выразительность поэтического языка.

Предварительная работа: 
воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта образовательной деятельности, подготовка необходимых материалов;
с детьми: чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
с родителями: родителям рекомендовали читать с детьми художественную литературу, побеседовать о содержании произведений с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: 
занятие проводится в групповой комнате, дети сидят на стульях; 
демонстрационный: портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу «Живая шляпа», книга Н. Носова «Живая шляпа»

Словарная работа:
Активизация словаря:
 кабинет, шляпа
Обогащение словаря: комод, кочерга, треснуть, плюхнуть, клюшка

Методы и приемы:
Словесные: чтение рассказа, беседа, вопросы, анализ, пояснения, составление рассказов.
Наглядные: рассматривание портрета Н.Носова и иллюстраций к рассказу «Живая шляпа».
Практические: рисование котенка, придумывание истории о котенке.
Игровые методы: игровая мотивация.

                                                Ход занятия:
I. Вводная часть.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чём я сейчас загадаю вам загадку:
Что такое, подскажите, 
Там игрушки не сидят. 
Книги выстроились в ряд, 
Ждут читающих ребят. 
Дети: книжная полка, книжный шкаф, библиотека
- Как вы догадались? У нас в группе тоже есть библиотека. Какие книги есть в нашей библиотеке? 
- Сказки, рассказы, стихи.
- Ребята, вспомните, чем отличаются рассказы от сказок и стихов. 
Ответы детей. 
-В рассказе говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. 
- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством известного писателя Н. Н. Носова. Посмотрите на его портрет. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
- Ребята, а какие вы знаете произведения Н. Н. Носова? 
- Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
II. Основная часть.
(Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». На экране постепенно появляются картинки из рассказа).
- Вам понравился этот рассказ? (да)
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая? (нет)
- Назовите героев рассказа (Володя, Владик). 
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая? (она поползла)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?(они испугались)
- Расскажите, как мальчики испугались.
- Покажите, как они испугались!
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой? (картошка)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? (Вовке)
- Как узнали мальчики секрет шляпы? (швыряли картошкой и шляпа подскочила к верху)
- Оцените поведение мальчиков. Какие они?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.
- Как же мальчики относятся к животным? (доброжелательно)
- Какими мы их видим в конце рассказа? (они обрадовались)
- Смешная это история или печальная? (смешная)
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Рассказ называется «Живая шляпа». Как по - другому можно назвать этот рассказ?

- Ответы детей  
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю, а на следующем занятии мы послушаем, какую концовку вы придумали к этому рассказу
Физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть
Семь, восемь – лень
отбросим
Рефлексия:
- Важно видеть по-настоящему, смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.

III. Заключительная часть

В конце занятия педагог подводит итоги и оценивает результат от приёмов, которые он использовал, обсуждает с детьми, что они узнали нового.

- Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор? (ответы детей)
- Какие чувства вы испытывали, при чтении рассказа? (ответы детей)

Воспитатель: Наши друзья – Герои из этого рассказа -хотят сделать вам подарки – это раскраски из рассказа Н.Носова «Живая шляпа». Они хотят, чтобы вы раскрасили эти раскраски и не забывали этот интересный и забавный рассказ. Давайте поблагодарим их.

Дети говорят: спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию детского изобразительного творчества в подготовительной группе Тема: «Дизайнерское оформление шляп»

Конспект занятия по развитию  детского изобразительного творчества в подготовительной группеТема: «Дизайнерское оформление шляп»...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде серии картинок, отображающих последовательность событий....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24669852","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Продолжать развивать интерес к художественным произведениям и творчеству Н.Н.Носова.О...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Чтение рассказа Живая шляпа"

Развитие интереса к художественной литературе через знакомство детей с  рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа»....

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. Веселые рассказы Н.Носова: «Живая шляпа и «Затейники».

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.Задачи:1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.2. Формировать умение давать краткие и развернутые отве...