Карты Проппа
консультация по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Использование Карт Проппа для составления пересказа сказки с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование Карт Проппа для составления пересказа сказки с детьми дошкольного возраста»
__________________________________________________________________________________
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим удивительную методику, которая превратит традиционный пересказ сказки в увлекательное приключение и мощный инструмент развития. Речь пойдет о Картах Проппа.
Кто такой Владимир Пропп и что это за карты?
Владимир Пропп — это известный филолог, который изучал волшебные сказки. Он заметил, что в основе большинства из них лежат одни и те же повторяющиеся события или функции персонажей. Он выделил 31 функцию, но для работы с дошкольниками мы возьмем лишь ключевые, самые понятные и часто встречающиеся.
Карты Проппа — это набор карточек, где каждая карточка символически изображает одно из таких ключевых событий (функций) сказки.
Зачем это нужно?
· Развитие речи: Ребенок не просто механически запоминает текст, а осмысленно выстраивает повествование, используя сложные предложения и сказочную лексику.
· Развитие логики и памяти: Карты служат визуальным планом, опорой, которая помогает выстроить последовательность событий.
· Развитие воображения: Абстрактные символы на картах ребенок интерпретирует по-своему, что стимулирует фантазию.
· Обучение анализу: Дети начинают видеть общую структуру разных сказок, понимать, что у них есть общие «кирпичики».
· Мотивация: Работа с яркими карточками воспринимается как игра, что повышает интерес детей к занятию.
Как подготовиться к занятию?
1. Создайте набор карт. Для старшей и подготовительной группы достаточно 15-20 основных функций. На каждой карточке должен быть простой и понятный рисунок-символ и подпись-название.
2. Выберите знакомую сказку, которая четко ложится на схему (например, «Гуси-лебеди», «Колобок», «Царевна-лягушка»).
3. Проведите предварительную работу: прочитайте сказку, обсудите героев и основные события.
Примеры ключевых карт Проппа для дошкольников:
Название функции (события) Символ на карте Пример из сказки «Гуси-лебеди»
1. Запрет Знак "СТОП" или перечеркнутый предмет «Не уходи со двора, не покидай братца»
2. Нарушение запрета Тот же знак, но с трещиной Сестра ушла играть, оставив братца
3. Отлучка Уходящие человечки Родители уезжают
4. Вредительство/Недостача Злое лицо или пропажа Гуси-лебеди уносят братца
5. Отправка героя в путь Указательная стрелка Сестра отправляется на поиски
6. Встреча с дарителем Волшебный предмет (клубок, яблочко) Встреча с Печкой, Яблонькой, Речкой
7. Волшебный помощник Тот же предмет, но в действии Клубочек указывает дорогу
8. Препятствие Гора или стена Река с кисельными берегами
9. Борьба Скрещенные мечи Побег от гусей
10. Победа Флаг победителя Герои спасаются и возвращаются домой
Пошаговый план проведения занятия по пересказу
Этап 1: Вводный. «Вспомним сказку»
· «Ребята, давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что случилось в самом начале? Что сделала сестра? Кого она встретила в лесу?»
Этап 2: Знакомство с картами. «Волшебные подсказки»
· Разложите перед детьми несколько ключевых карт (5-7 штук), которые подходят для этой сказки.
· Объясните значение каждой: «Посмотрите, эта карточка с перечеркнутым домиком — это «Запрет». А эта, с уходящими человечками — «Отлучка». Давайте найдем, какая карточка подойдет к началу нашей сказки?»
Этап 3: Совместное составление плана. «Выстроим путь»
· Вместе с детьми выстройте карты в правильной последовательности, проговаривая каждое событие.
· Воспитатель: «Итак, сначала была «Отлучка» — уехали родители. Потом что? Правильно, «Запрет» — не уходить со двора. А потом? «Нарушение запрета» — девочка ослушалась».
Этап 4: Пересказ по картам. «Расскажи сказку по картинкам»
· Предложите детям (по одному, в паре или командой) пересказать сказку, опираясь на выстроенный ряд карт.
· Помогайте наводящими вопросами: «Что обозначает эта карточка? («Встреча с дарителем»). А кто был дарителем в нашей сказке? Что он дал героине?»
Этап 5: Творческое задание (усложнение). «Придумай свою сказку»
· Когда дети хорошо освоят технику, предложите им вытащить 3-5 случайных карт и составить по ним свою небольшую историю. Это высший пилотаж!
Практические советы:
· Начинайте с простого: используйте 3-5 карт для первой сказки.
· Действуйте постепенно: сначала работайте фронтально, потом раздавайте карты небольшим группам или индивидуально.
· Проявляйте гибкость: если ребенок трактует карту иначе, но логично — это прекрасно! Цель — не догма, а развитие.
· Сделайте карты яркими и долговечными: ламинируйте их.
Заключение
Карты Проппа — это мостик между игрой и обучением. Они дают ребенку инструмент, с помощью которого он может не только воспроизвести услышанное, но и осмыслить, проанализировать и создать новое. Попробуйте использовать этот метод на практике, и вы увидите, насколько глубже и интереснее станет работа со сказкой.
Удачи в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...
"Играем с картами Проппа"
В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)
Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...
