Карты Проппа
консультация по развитию речи (старшая группа)

Мошникова Ирина Сергеевна

Тема: «Использование Карт Проппа для составления пересказа сказки с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proppa.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование Карт Проппа для составления пересказа сказки с детьми дошкольного возраста»

__________________________________________________________________________________

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы рассмотрим удивительную методику, которая превратит традиционный пересказ сказки в увлекательное приключение и мощный инструмент развития. Речь пойдет о Картах Проппа.

Кто такой Владимир Пропп и что это за карты?

Владимир Пропп — это известный филолог, который изучал волшебные сказки. Он заметил, что в основе большинства из них лежат одни и те же повторяющиеся события или функции персонажей. Он выделил 31 функцию, но для работы с дошкольниками мы возьмем лишь ключевые, самые понятные и часто встречающиеся.

Карты Проппа — это набор карточек, где каждая карточка символически изображает одно из таких ключевых событий (функций) сказки.

Зачем это нужно?

· Развитие речи: Ребенок не просто механически запоминает текст, а осмысленно выстраивает повествование, используя сложные предложения и сказочную лексику.

· Развитие логики и памяти: Карты служат визуальным планом, опорой, которая помогает выстроить последовательность событий.

· Развитие воображения: Абстрактные символы на картах ребенок интерпретирует по-своему, что стимулирует фантазию.

· Обучение анализу: Дети начинают видеть общую структуру разных сказок, понимать, что у них есть общие «кирпичики».

· Мотивация: Работа с яркими карточками воспринимается как игра, что повышает интерес детей к занятию.

Как подготовиться к занятию?

1. Создайте набор карт. Для старшей и подготовительной группы достаточно 15-20 основных функций. На каждой карточке должен быть простой и понятный рисунок-символ и подпись-название.

2. Выберите знакомую сказку, которая четко ложится на схему (например, «Гуси-лебеди», «Колобок», «Царевна-лягушка»).

3. Проведите предварительную работу: прочитайте сказку, обсудите героев и основные события.

Примеры ключевых карт Проппа для дошкольников:

Название функции (события) Символ на карте Пример из сказки «Гуси-лебеди»

1. Запрет Знак "СТОП" или перечеркнутый предмет «Не уходи со двора, не покидай братца»

2. Нарушение запрета Тот же знак, но с трещиной Сестра ушла играть, оставив братца

3. Отлучка Уходящие человечки Родители уезжают

4. Вредительство/Недостача Злое лицо или пропажа Гуси-лебеди уносят братца

5. Отправка героя в путь Указательная стрелка Сестра отправляется на поиски

6. Встреча с дарителем Волшебный предмет (клубок, яблочко) Встреча с Печкой, Яблонькой, Речкой

7. Волшебный помощник Тот же предмет, но в действии Клубочек указывает дорогу

8. Препятствие Гора или стена Река с кисельными берегами

9. Борьба Скрещенные мечи Побег от гусей

10. Победа Флаг победителя Герои спасаются и возвращаются домой

Пошаговый план проведения занятия по пересказу

Этап 1: Вводный. «Вспомним сказку»

· «Ребята, давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что случилось в самом начале? Что сделала сестра? Кого она встретила в лесу?»

Этап 2: Знакомство с картами. «Волшебные подсказки»

· Разложите перед детьми несколько ключевых карт (5-7 штук), которые подходят для этой сказки.

· Объясните значение каждой: «Посмотрите, эта карточка с перечеркнутым домиком — это «Запрет». А эта, с уходящими человечками — «Отлучка». Давайте найдем, какая карточка подойдет к началу нашей сказки?»

Этап 3: Совместное составление плана. «Выстроим путь»

· Вместе с детьми выстройте карты в правильной последовательности, проговаривая каждое событие.

· Воспитатель: «Итак, сначала была «Отлучка» — уехали родители. Потом что? Правильно, «Запрет» — не уходить со двора. А потом? «Нарушение запрета» — девочка ослушалась».

Этап 4: Пересказ по картам. «Расскажи сказку по картинкам»

· Предложите детям (по одному, в паре или командой) пересказать сказку, опираясь на выстроенный ряд карт.

· Помогайте наводящими вопросами: «Что обозначает эта карточка? («Встреча с дарителем»). А кто был дарителем в нашей сказке? Что он дал героине?»

Этап 5: Творческое задание (усложнение). «Придумай свою сказку»

· Когда дети хорошо освоят технику, предложите им вытащить 3-5 случайных карт и составить по ним свою небольшую историю. Это высший пилотаж!

Практические советы:

· Начинайте с простого: используйте 3-5 карт для первой сказки.

· Действуйте постепенно: сначала работайте фронтально, потом раздавайте карты небольшим группам или индивидуально.

· Проявляйте гибкость: если ребенок трактует карту иначе, но логично — это прекрасно! Цель — не догма, а развитие.

· Сделайте карты яркими и долговечными: ламинируйте их.

Заключение

Карты Проппа — это мостик между игрой и обучением. Они дают ребенку инструмент, с помощью которого он может не только воспроизвести услышанное, но и осмыслить, проанализировать и создать новое. Попробуйте использовать этот метод на практике, и вы увидите, насколько глубже и интереснее станет работа со сказкой.

Удачи в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...