Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе Знакомство с малыми фольклорными формами
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Старикова Ольга Александровна
Цель ознакомления детей с малыми фольклорными формами — развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными жанрами. 
Некоторые задачи, которые помогают достичь этой цели:
  • Образовательные. Учить детей внимательно слушать произведения малого жанра фольклора, запоминать и читать их наизусть, вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
  • Развивающие. Развивать речь, обогащать словарный запас детей, умение рассматривать иллюстрации в книгах, самостоятельность и инициативность.
  • Воспитательные. Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям. Формировать эстетический и художественный вкус, познавательный интерес, элементарные навыки применения народного слова в разных видах деятельности.
Малые формы фольклора, такие как потешки, загадки, пословицы, считалки, колыбельные песенки, помогают развивать устную речь ребёнка, его память, воображение, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными формами

Задачи:

-познакомить с жанром загадки;

-помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;

-рассказывать о жанрах скороговорки;

-научить четко произносить скороговорки, придумывать не большие истории по их сюжету;

-объяснить назначение и особенности колыбельной песни.

Оборудование: "чудесный" мешочек; игрушки-белочка,лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

***

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая "чудесный " мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.

Воспитатель. Как можно узнать об этом?

Дети. Угадать, пощупать, достать из мешочка.

Воспитатель. Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т. е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

Отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубка.

Дети. Мышка.

Воспитатель. Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Дети отвечают.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети. Белка

Воспитатель. Как вы поняли, что это белка?

Дети отвечают.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?

Дети отвечают.

Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка- это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова "шишка", "сушка". Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию,

что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет скороговорку "Шла Саша по шоссе и сосала сушку" сначала медленно, затем немного быстрее.

Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?

Воспитатель поет колыбельную.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай.

Громкие или тихие колыбельные? Быстрые или медленные? Почему?

Дети отвечают.

В заключении можно прочитать детям колыбельную К. Кулиева.

Дремлет конь в соседстве с мячиком.

В медном кране спит вода.

Кот, свернувшимся калачиком,

Спит у печки, как всегда.

За стеною ходит маятник,

Смотрит месяц к нам в окно.

Спи скорее, мальчик маленький,

Детям спать пора давно!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными формами

Задачи:

-познакомить с жанром загадки;

-помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;

-рассказывать о жанрах скороговорки;

-научить четко произносить скороговорки, придумывать не большие истории по их сюжету;

-объяснить назначение и особенности колыбельной песни.

Оборудование: "чудесный" мешочек; игрушки-белочка,лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.

***

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая "чудесный " мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.

Воспитатель. Как можно узнать об этом?

Дети. Угадать, пощупать, достать из мешочка.

Воспитатель. Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т. е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

Отгадайте загадки.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубка.

Дети. Мышка.

Воспитатель. Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

Дети отвечают.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети. Белка

Воспитатель. Как вы поняли, что это белка?

Дети отвечают.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

Дети. Зайчик.

Воспитатель. Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?

Дети отвечают.

Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка- это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.

Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова "шишка", "сушка". Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию,

что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет скороговорку "Шла Саша по шоссе и сосала сушку" сначала медленно, затем немного быстрее.

Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?

Воспитатель поет колыбельную.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай.

Громкие или тихие колыбельные? Быстрые или медленные? Почему?

Дети отвечают.

В заключении можно прочитать детям колыбельную К. Кулиева.

Дремлет конь в соседстве с мячиком.

В медном кране спит вода.

Кот, свернувшимся калачиком,

Спит у печки, как всегда.

За стеною ходит маятник,

Смотрит месяц к нам в окно.

Спи скорее, мальчик маленький,

Детям спать пора давно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Будет полезна для педагогов, так как раскрывается методика развития детей с использованием малых фольклорных форм...

"Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм"

опыт работы по теме "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм"....

Конспект занятия по развитию речи с элементами конструирования из геометрических форм на тему: «Помогаем птицам»

(старшая группа)Программное содержание:Закрепить и активизировать знания детей о птицах; уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Рассказать детям, что птицы - лучшие защитники...