Интегрированное занятие по духово-нравственному воспитанию на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди» Средняя группа (4-5лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хлебова Людмила Владимировна

Задачи

Образовательные:

1.Наполнять духовно – нравственную категорию «Радость послушания» - вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный покой.

2.Побуждать детей уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее на примере сказки «Гуси – лебеди».

3.Формировать умения детей вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию знакомого произведения, используя распространенные предложения.

4.Обогащение словаря детей образными выражениями русской народной сказки.

Развивающие:

1. Развитие объяснительной речи детей.

2.Показать детям способ передачи интонационной выразительности речи.

3.Способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.

4.Развивать интерес к русским народным сказкам.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей послушание и почитание взрослых, заботу о младших.

2.Воспитывать желание участвовать в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Интегрированное занятие по духово-нравственному воспитанию на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Средняя группа (4-5лет)

Составитель: воспитатель Хлебова Л. В.

с. Каратузское 2024г

Образовательная область: Интеграция образовательных областей: духовно-нравственное воспитание речевое развитие, познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, социально-коммуникативное развитие.

Оснащенность наглядными пособиями, ТСО, дидактическими раздаточными материалами: ТСО: презентация; макет: яблони с яблоками, печки, молочной речки; аудиозапись: гогот гусей; шкатулка, клубок, книга «Радость послушания» социокультурные истоки.

Предшествующая работа: Чтение сказки: «Гуси-лебеди», обсуждение пословиц о послушании, беседа по прочитанной сказке, рассматривание иллюстраций к сказкам, игра «Собери сказку».

Вид деятельности: Тематический, интегрированный, фронтальный.

Цель: Создать условия для освоения детьми духовно – нравственной категории «Радость послушания» посредством русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Задачи

Образовательные:

1.Наполнять духовно – нравственную категорию «Радость послушания» - вера рождает доверие; доверие к опыту взрослых; уважение; послушание; душевный покой.

2.Побуждать детей уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее на примере сказки «Гуси – лебеди».

3.Формировать умения детей вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию знакомого произведения, используя распространенные предложения.

4.Обогащение словаря детей образными выражениями русской народной сказки.

Развивающие:

1. Развитие объяснительной речи детей.

2.Показать детям способ передачи интонационной выразительности речи.

3.Способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.

4.Развивать интерес к русским народным сказкам.

Воспитательные:

1.Воспитывать у детей послушание и почитание взрослых, заботу о младших.

2.Воспитывать желание участвовать в коллективе.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1.Организационный

Здравствуйте ребята, я сказочница прихожу к детям и рассказываю сказки

«Тише, дети, не шумите,

Наши сказки не спугните.

Здесь бывают чудеса …

Сказка спряталась пока!

Не грусти, улыбнись,

Сказка дарит нам сюрприз!»

- Посмотрите, шкатулка! Ребята, как вы думаете, что в ней может храниться?

- Предлагаю отгадать загадку и узнать.

«Не дерево, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.» (книга)

Сообщение темы и мотивация деятельности

Ребята, глядя на книгу, как вы думаете, как она может называться? (предположения детей)

- Эта книга не простая в ней живёт сказка о послушании, заботе. Хотели бы послушать эту сказку?

1 слайд

(На экране телевизора картинки из сказки «Гуси- лебеди»

- Ребята, знакома вам эта сказка? (ответы детей) Хотели бы послушать эту сказку?

 (дети просматривают презентацию «Гуси-лебеди» до момента, когда сестра с братцем убегают от бабы яги.)

2 слайд

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы поедем в город, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

-Какой наказ дали родители, дочке уезжая в город? («Будь умницей, братца береги, со двора не уходи».)

3, 4 слайд

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

- Ослушалась ли девочка родителей? (Не послушалась, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась.)

5 слайд

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Видит вдалеке метнулись гуси-лебеди. Бросилась девочка догонять их.

- Что случилось с братцем, которого, оставила старшая сестра? («Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях».)

6, 7 слайд

Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

 Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала.

8, 9 сайд

Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

 - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

10 слайд

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Речка ей ничего не сказала.

Долго она бегала по полям, по лесам.

11 слайд

День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. У окошка братец сидит золотыми ябочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой.

12 слайд

А Баба-яга кликнула гусей-лебедей и послала их за девочкой в погоню.

- Кого девочка встретила на своем пути? (Печку, яблоньку, молочную речка)

- Почему речка, яблонька и печка сначала не помогли девочке? (Девочка не захотела их слушать.)

- Ой-ой-ой Машеньке с братцем не справится с бедой. Поможем Машеньке с братцем спастись от «Гусей лебедей» (Ответы детей)

Основная часть

- А дорожку нам покажет мой дружок волшебный клубок.

Катись, катись, клубок

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки. (Дети внимательно слушают и направляются туда, куда покатился клубок)

13 слайд

Клубок приводит детей к «Молочной речке, кисельные берега»

- Ребята, давайте вспомним, помогла ли речка девочке? (Ответы детей). Почему речка не помогла девочке? (Ответы детей)

- Попросим речку о помощи «Реченька, голубушка, укрой нас!» (Дети повторяют за воспитателем)

«Молочная речка, кисельные берега» отвечает

-Отгадайте мои загадки, тогда и укрою!

- Мама, папа, брат и я —
Вместе мы одна…(Семья)      

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

 — Лишь заботливая... (Мама)

 - Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …(Папа)    

 -Молодцы справились. Прячьтесь скорее! 

(Дети отгадывают загадки.  Речка укрывает детей. Воспитатель одевает красную перчат имитируя клюв клюв гусей «пролетая» над детьми. Дети затихают, Гуси лебеди «улетают».)

(Дети благодарят речку) – «Спасибо тебе речка!»

- Гуси-лебеди скоро вернуться, нам пора спешить.

Катись, катись, клубок

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки. (Дети внимательно слушают и направляются туда, куда покатился клубок)

14 слайд

Клубок приводит детей к «Яблоне»

- Ребята, как вы догадались на нашем пути яблоня. Вспомните, помогла ли яблоня девочке? (Ответы детей). Почему яблоня не помогла девочке? (Ответы детей)

- Попросим яблоньку спрятать нас. «Яблонька, голубушка, спрячь нас!»

Яблонька отвечает

-Тяжелы яблоки, склонили мои ветви до земли, соберите яблоки тогда и спрячу!

- Поможем яблоньке соберем яблоки в корзину. (Дети собирают яблоки. Приседают у яблони прячась от гусей. Воспитатель одевает красную перчатку имитируя клюв клюв гусей «пролетая» над детьми. Дети затихают, Гуси лебеди «улетают».)

Дети благодарят яблоньку– «Спасибо тебе яблонька!»

- Гуси-лебеди скоро догонят нас. Поспешим поскорее вернуться в деревню!

Катись, катись, клубок

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки. (Дети внимательно слушают и направляются туда, куда покатился клубок)

15 слайд

 Дети перемещаются к печке

- Ребята на нашем пути печка. Вспомните, помогла ли печка девочке? (Ответы детей. Девочка не выполнила просьбу печки, ослушалась).

- Давайте попросим печку спрятать нас. «Печка, матушка, спрячь нас!».(Дети повторяют за воспитателем)

Печка

- Помогите мне испечь пирожки тогда и спрячу.

Игра «Я пеку, пеку…»

Я пеку, пеку, пеку («Пекут пирожки» то одна рука сверху, то другая)

Всем друзьям по пирогу: (поочередно загибают пальчики)

Для серого зайки,

Для мышки -малышки,

 Для лягушки квакушки,

Пирожок тебе, лиса.

Мишка, съешь и ты дружок!

Очень вкусная игра!  (Хлопают в ладоши)

Дети приседают у печки. Воспитатель одевает красную перчатку имитируя клюв клюв гусей «пролетая» над детьми. Дети затихают, Гуси лебеди «улетают».

- Давайте поблагодарим печку «Спасибо тебе печка!»

- Нам пора спешить.  Скоро родители вернутся из города.

Катись, катись, клубок

Через запад на восток

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки. (Дети внимательно слушают и направляются туда, куда покатился клубок)

Подведение итогов. Рефлексия

Вот и вернулись мы в деревню, помогли девочке с братцем спастись от гусей?

- Как сказка называется?

- Чему научила нас сказка?

- Ребята сказка научила нас, что девочка попала в беду потому, что ослушалась родителей, не выполнила их наказ, поэтому ей пришлось пройти много трудностей и испытаний, чтобы найти и спасти братца. И только после того, как девочка начинает слушаться советов тех, кто желает ей добра, получает помощь и спасает братца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа

Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы

Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре.Задачи: Обучающая задача:Познакомить детей с русскими...