Проектная деятельность на тему: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Акиньшина Елена Александровна

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 201»

Организация детской проектной деятельности

Название проекта: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Образовательная область: речевое развитие

Выполнила:

  Акиньшина Е.А.

г. Оренбург

Название проекта: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа)

Тема проекта: «Мои любимые стихи»

Актуальность:

«Учите ребёнка каким–ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.

Дети не любят учить стихотворения. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – Игру.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при заучивании стихотворений дошкольниками служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Содержание проекта:

Реализация проекта проходит в 3 этапа: подготовительный, внедренческий, заключительный.

 На данных этапах для достижения цели и задач проекта используются различные методы:

– словесные – объяснение, указания, беседа, рассказ воспитателя, вопросы детям;

– практические – рассказывание стихотворений;

– наглядные – мнемотаблицы.

Цель: 

Целенаправленное развитие словесной памяти у детей  дошкольного возраста путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность.

Задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

2. Создать материальную базу для использования мнемотехники.

Гипотеза: Активное использование мнемотехники заметно облегчит детям заучивание стихотворений, а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, словесной и зрительной памяти.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

3. Способствовать развитию основных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста – памяти, внимания, образного мышления дошкольников. 

4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию  детей.

5. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста.

6. Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

Планируемые результаты:

Дети

Родители

Педагоги

1.У детей появится умение работать по образцу, по правилам, по инструкции.

2. Расширится словарный запас у детей, будет развита связная речь, словесная память.

3.Будут развиты психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления)

4.Сформируются навыки сотрудничества, в взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Дети преодолеют робость, застенчивость, появится умение свободно держаться перед аудиторией.

1. У родителей появится потребность в сотрудничестве с ДОУ.

2.Повысетяся заинтересованность родителей в пользовании приемов мнемотехники для развития речи детей.

1. Будет создана материальная база для использования мнемотехники в дошкольной образовательной организации.

2. Будут разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники.

3.Повысится уровень педагогического мастерства педагога в детском саду.

4. Педагогический процесс будет внедрен опыт работы по данной проблеме.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В дальнейшем мнемотехнику можно использовать не только для заучивания стихотворений, но и для составления рассказов, пересказов.

Вид проекта: 

Долгосрочный (октябрь 2023г по апрель 2024г), групповой.

Тип проекта:

 по доминирующей деятельности – речевой

Состав участников:

воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

План реализации проекта:

Сроки

Мероприятия

Цель

Ответственный

Подготовительный этап

Октябрь 2024

- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники.
- Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.
- Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий (мнемотаблиц).
дошкольников.

Повышение уровня компетентности педагогов.

Воспитатели

Внедренческий этап

Октябрь 2024-Апрель 2025г

В течении года

В течении года

С педагогами:
- Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»).

-Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники.
- Использование педагогами в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, потешек.
- Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов.
- Выступление на педсовете

«Инновационные технологии по развитию речи».

С воспитанниками:

- Знакомство с мнемотехникой.
-Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в процессе занятий, в течение режима дня.

С родителями:

- Консультации по заучиванию стихотворения детьми с использованием мнемотаблиц.

- Выпуск памяток «В помощь родителям».

- Выставка мнемотаблиц для развития речи детей.
- Родительское собрание.

Создание условий для организации работы по заучиванию стихотворений с  использованием мнемотаблиц.

Демонстрация педагогического опыта по использованию мнемотаблиц.

Усвоение принципа работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Педагогическое просвещение родителей.

Воспитатели

Заключительный этап

Апрель 2024г

- Проведение итоговой диагностики.
- Открытое занятие для родителей.
-Обобщение и распространение полученных результатов.

Оценка эффективности работы.

Воспитатели

Перспективный план на 2024-2025г

Месяц

Содержание вида деятельности

октябрь

А. Борто «Наша Таня громко плачет» мнемодорожка «Жили у бабуси два веселых гуся», Слушание и разучивание песенки «Петушок»

ноябрь

«Мыши водят хоровод»,стихотворение «Осень», Дид. игра «Найди лишний предмет»,песенка «Листик желтый»

декабрь

Стих. Н. Нищеева «Елка»,пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

январь

Признаки зимы (мнемоквадраты), стих. «Огуречик», потешка «Водичка, водичка»

февраль

А. Барто «Бычок», «Мишка»

март

Стих-е «Ходит повар в калпоке», стих-е «Весна»

апрель

Признаки весны (мнемотаблица), «Аленушка пошл в лес», песенка «Воробушки весной»

Литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — 4-е изд., перераб. и доп. —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2011

Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....

Статья на тему «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Статья на тему «Использование приемов  мнемотехники в развитии  связной речи детей  дошкольного возраста». «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам...