Проектная деятельность на тему: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)
Проект
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Организация детской проектной деятельности
Название проекта: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Образовательная область: речевое развитие
Выполнила:
Акиньшина Е.А.
г. Оренбург
Название проекта: «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа)
Тема проекта: «Мои любимые стихи»
Актуальность:
«Учите ребёнка каким–ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.
Дети не любят учить стихотворения. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – Игру.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при заучивании стихотворений дошкольниками служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Содержание проекта:
Реализация проекта проходит в 3 этапа: подготовительный, внедренческий, заключительный.
На данных этапах для достижения цели и задач проекта используются различные методы:
– словесные – объяснение, указания, беседа, рассказ воспитателя, вопросы детям;
– практические – рассказывание стихотворений;
– наглядные – мнемотаблицы.
Цель:
Целенаправленное развитие словесной памяти у детей дошкольного возраста путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность.
Задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники.
Гипотеза: Активное использование мнемотехники заметно облегчит детям заучивание стихотворений, а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, словесной и зрительной памяти.
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
3. Способствовать развитию основных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста – памяти, внимания, образного мышления дошкольников.
4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.
5. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста.
6. Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
Планируемые результаты:
Дети | Родители | Педагоги |
1.У детей появится умение работать по образцу, по правилам, по инструкции. 2. Расширится словарный запас у детей, будет развита связная речь, словесная память. 3.Будут развиты психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления) 4.Сформируются навыки сотрудничества, в взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 5.Дети преодолеют робость, застенчивость, появится умение свободно держаться перед аудиторией. | 1. У родителей появится потребность в сотрудничестве с ДОУ. 2.Повысетяся заинтересованность родителей в пользовании приемов мнемотехники для развития речи детей. | 1. Будет создана материальная база для использования мнемотехники в дошкольной образовательной организации. 2. Будут разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники. 3.Повысится уровень педагогического мастерства педагога в детском саду. 4. Педагогический процесс будет внедрен опыт работы по данной проблеме. |
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В дальнейшем мнемотехнику можно использовать не только для заучивания стихотворений, но и для составления рассказов, пересказов.
Вид проекта:
Долгосрочный (октябрь 2023г по апрель 2024г), групповой.
Тип проекта:
по доминирующей деятельности – речевой
Состав участников:
воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
План реализации проекта:
Сроки | Мероприятия | Цель | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
Октябрь 2024 | - Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники. | Повышение уровня компетентности педагогов. | Воспитатели |
Внедренческий этап | |||
Октябрь 2024-Апрель 2025г В течении года В течении года | С педагогами: -Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники. «Инновационные технологии по развитию речи». С воспитанниками: - Знакомство с мнемотехникой. С родителями: - Консультации по заучиванию стихотворения детьми с использованием мнемотаблиц. - Выпуск памяток «В помощь родителям». - Выставка мнемотаблиц для развития речи детей. | Создание условий для организации работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотаблиц. Демонстрация педагогического опыта по использованию мнемотаблиц. Усвоение принципа работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Педагогическое просвещение родителей. | Воспитатели |
Заключительный этап | |||
Апрель 2024г | - Проведение итоговой диагностики. | Оценка эффективности работы. | Воспитатели |
Перспективный план на 2024-2025г
Месяц | Содержание вида деятельности |
октябрь | А. Борто «Наша Таня громко плачет» мнемодорожка «Жили у бабуси два веселых гуся», Слушание и разучивание песенки «Петушок» |
ноябрь | «Мыши водят хоровод»,стихотворение «Осень», Дид. игра «Найди лишний предмет»,песенка «Листик желтый» |
декабрь | Стих. Н. Нищеева «Елка»,пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» |
январь | Признаки зимы (мнемоквадраты), стих. «Огуречик», потешка «Водичка, водичка» |
февраль | А. Барто «Бычок», «Мишка» |
март | Стих-е «Ходит повар в калпоке», стих-е «Весна» |
апрель | Признаки весны (мнемотаблица), «Аленушка пошл в лес», песенка «Воробушки весной» |
Литература:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — 4-е изд., перераб. и доп. —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2011
Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...
Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....

Статья на тему «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Статья на тему «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста». «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам...
