Доклад для руководителей детского чтения "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи

В докладе говорится о применении здоровьесберегащих технологий  в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»

                                                         

                                                           Подготовила: Потапова Н. Г.,  

                                                           воспитатель первой кв. категории

Саранск,2025

Доклад

Здоровьесберегающие технологии-  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и и развития.

Целью применения здоровьесберегающих технологии в развитии речи детей является оптимизация процесса сохранения и коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.

 Задачами здоровьесберегающих технологии в процессе сохранения речи являются: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей -создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка - повышение адаптивных возможностей детского организма.

Вступление

Детский сад -  это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития, она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, если определенный уровень овладения родным языком  не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Выражение «Ум ребенка - на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. 

Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Формирование речи происходит под влиянием кинестических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

В ходе речевого развития детей дошкольного возраста, поддержания и укрепления здоровья воспитанников, педагоги   нашего ДОУ применяют здоровьесберегающие технологии.

Одним элементов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики для развития речи детей:

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная;

• релаксационная;

• пальчиковая гимнастика;

• игровой массаж, самомассаж.

• гимнастику для глаз,

• Су - Джок - терапию,

• биоэнергопластику,

• кинезиологические упражнения.

 Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

-улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются речевые и двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

-улучшаются пространственные представления;

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала знакомим детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторять с ними все упражнения не менее 5-6 раз.

- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.

Биоэнергопластика– это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Дыхательная гимнастика

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

Дыхательная гимнастика, способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Например: "Задуть свечу".

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

Пальчиковые игры и упражнения

Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста ежедневно воспитателем. Рекомендуется всем детям, проводится в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.

Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

В каждой возрастной группе педагоги используют пальчиковые игры и упражнения по возрасту. Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Развитие мелкой моторики через игровой массаж, самомассаж.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные  игры с прищепками, су – джок терапия ( самомассаж мячиками)

Су-джок терапия в коррекционно – речевой практике

В своей работе успешно апробировала метод использования су – джок терапии.

Использование су – джок  массажеров , в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Применение таких альтернативных приемов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально, несколько раз в течении дня от 3х до 5-ти мин.

Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.

Релаксационная гимнастика 

Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

Кинезиологические упражнения

Позволяют улучшить у ребенка речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость, гармонизирует баланс жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение: «Зайчик-коза-вилка» « Дом-ежик- замок»

Развитие речи в дополнительном образовании «Песочная терапия» Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет: -стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности; -  развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

-  стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; -придумывать самостоятельно сказки и  истории, что способствует развитию творчества и фантазии.

Заключение

Таким образом, здоровьесберегающие  технологии используемые в работе с детьми позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Итог доклады: - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, стимулируются речевые и двигательные функции.

Спасибо за внимание, творческих всем  успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

Доклад:"Использование ИКТ технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.Успешное овладение связной устной речью по...

Программа инновационной деятельности детского сада "Использование эффективных педагогических технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевое развитие ребенка - один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знани...

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Доклад на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...