Перспективное планирование в подготовительной группе по речевому развитию.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Перспективное планирование образовательной деятельности адресовано: воспитателям подготовительных групп по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи".
"Родное слово есть основа
всякого умственного развития
и сокровищница всех знаний:
с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается".
К.Д. Ушинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 109.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по речевому развитию. (Развитие речи.) Подготовительная к школе группа.
Месяц Неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | |
Сентябрь 1неделя | Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел» О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.130 | Связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предметы по названным признакам; подбирать слова, сходные по звучанию и ритму; Зуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса. | Картинки с изображением лисы. | Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, загадка, чтение сказки, вопрос-ответ, пересказ, словарная работа: «на ворон зазевалась», «горюет», «коли хочешь»,«от нечего делать»,«прыгнул сдуру»,«вон из колодца»,«насилу – то отыскали», ложь, намек, добрым молодцам урок. | Речевые игры: «Три линейки» «Мишка музыкант» «Живые слова» Дыхательная гимнастика: произнести фразу на одном выдохе «наступил месяц сентябрь». Артикуляционная гимнастика «Улыбка» | ||
Занятие № 2 Русская народная сказка «Царевна-лягушка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 141 | Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; | Книга со сказкой «Царевна - лягушка» с красочными иллюстрациями | Игровая ситуация, чтение текста сказки, беседа по содержанию, физкультминутка, словарная работа, осмысление. | Разучивание физкультминуток и дыхательных упражнений, рассматривание иллюстраций к сказке,словарная работа по сказке «Царевна-лягушка». | Выставка рисунков по сказке. | ||
Сентябрь 2 неделя | Занятие № 3 Составление рассказа по картине «В школу». О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.132 | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя ранее полученные знания о композиции (завязка, кульминация, развязка); самостоятельно придумывать события, предшествующие изображению. Словарь и грамматика:активизировать словарь (темы «Осень», «Школа»). Учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки предмета или явления. Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову. Упражнять в умении дифференцировать звуки «с» и «ш», развивать интонационную выразительность речи | Картина «В школу» | Рассматривание картины, вопросы-ответы, игра, физкультминут-ка, придумывание рассказа детьми, игра «Идет-стоит» | Речевые игры:«Живые слова», «Больная белочка»,«Что вы видите вокруг?»; Дыхательная гимнастика:сдуть с руки воображаемый лист; Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | ||
Занятие № 4 «Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с. 143 | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. | Книжки-сказки «По щучьему велению», Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; «Иван-царевич и серый волк»; «Конек-горбунок» П. Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка- бурка» | Чтение сказки, беседа, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок; беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери; | Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки» | ||
Сентябрь 3неделя | Занятие № 5 Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.134 | Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; Словарь и грамматика: учить разным способом образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | Рассказ «Ушинского «Четыре желания», мнемотаблицы, картинки с изображением разных времён года. | беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, физминутка, сюрпризный момент, игра «Скажи наоборот» | Речевые игры: День рождения», «Живые слова». Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу». Артикуляционная гимнастика «Окошко». | проверить пересказ сказки «Четыре желания» | |
Занятие № 6 Стихотворение Е.Трутневой «Осень» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с. 145 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Активизировать употребление в речи глаголов.. | Сюжетные картинки « Осень», стихотворение Е. Трутневой «Осень», мнемотаблицы, детские рисунки на тему «Осень» | Рассматривание картин, рассуждение, чтение стихотворения, вопрос-ответ, словарная работа, физкульминутка, заучивание по мнемотаблице. | Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. | рекомендовать организовать семейную экскурсию в парк города | ||
Сентябрь 4неделя | Занятие № 7 Составление текста-рассуждения О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.136 | Связная речь: учить употреблять сложноподчиненные предложения; Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | Картинка с зайцем (зайцами) | рассматривание картинки, рассуждение, игровое упражнение «Назови ласково», составление текста, беседа, подбор родственных слов. | Речевые игры: «На выставке», «Где я был», «Путаница» Дыхательная гимнастика: «Домик открывается». Артикуляционная гимнастика«Заблудился в лесу». | ||
Занятие № 8 Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 147 | Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. | Книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями, карандаши, листы бумаги | Рассматривание иллюстраций, чтение сказки, беседа, словарная работа, составление плана сказки, рисование по сказке. | Чтение сказки «Хаврошечка» | Выставка рисунков по сказке «хаврошечка» | ||
октябрь 1 неделя | Занятие № 9 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.138 | Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе. | Текст рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат», презентация. | Беседа,самостоятельное выполнение детьми задания, дидактическая игра «Ласковое слово», визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание. | Речевые игры: «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» «Что вы видите вокруг», «Живые слова» Дыхательная гимнастика: «Насос». Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок». | ||
Занятие № 10 Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»с.150 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам. Воспитывать интерес к художественному слову. | Картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, песня «Золотая осень», осенние листья, рисунки – мнемотаблицы. | Чтение, обсуждение, загадка про осень, игра « Доскажи словечко»), физкультминутка «Ветер гуляет…», рассказывание. | Чтение произведений А.С.Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе. | |||
октябрь 2 неделя | Занятие № 11 Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.140 | Связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; Словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать; Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном ритме и с разной силой голоса. | Картины «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»; раскраски на каждого ребенка, цветные карандаши. | Беседа о домашних животных, пальчиковая гимнастика, составление рассказа по картине, игра «Добавь складную строчку», упражнение «Нарисуй и раскрась животных». | Речевые игры:«Угадай, о ком я скажу»,«Узнай по звуку», «Путаница» Дыхательная гимнастика:«Качалка». Артикуляционная гимнастика«Лягушки». | ||
Занятие № 12 «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина Сибиряка. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.149 | Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания Об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. | Книга «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост», портрет писателя, иллюстрации к сказке. | Игровая ситуация «назови сказку», чтение сказки, беседа по содержанию, анализ фразеологизмов, подбор синонимов, игра «Скажи по другому». | Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка«Про Комара Комаровича – длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост», рассматривание иллюстраций к книге «Аленушкины сказки» | |||
октябрь 3 неделя | Занятие № 13 Составление рассказа по серии сюжетных картин. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.142 | Связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; Словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы. | На первой картинке – девочка с корзинкой, на второй- она встречает ежей, на третей – ежи помогают девочке собрать грибы. | Рассматривание картин, игровое упражнение «Закончи предложение», составление рассказа, игра «Как сказать правильно». | Речевые игры: «Киоск открыток», «Какое слово заблудилось?», «Живые слова». Дыхательная гимнастика:«Ёлочка растет» Артикуляционная гимнастика «Зайчик». | ||
Занятие № 14 Украинская народнаясказка «Хроменькая уточка». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.152 | Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Развивать монологическую речь. | Обложки сказок «Колосок», «Рукавичка», «Пых»; мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка»; цветные карандаши; листы бумаги, аудиозапись «В мире много сказок». | Игра «Доскажи сказку», рассматривание, рассказывание сказки воспитателем, беседа, упражнение на изменение интонации. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, работа с мнемотаблицами. | |||
октябрь 4 неделя | Занятие № 15 Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.144 | Связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; Словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; Звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч'], отрабатывать четкую дикцию. | Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка | Наблюдение, игра, беседа, рассказ. | Речевые игры:«Найди нужное слово» «Скажи другим словом», «Путаница». Дыхательная гимнастика: «Гуси шипят». Артикуляционная гимнастика«Окошко». | ||
Занятие № 16 Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.153 | Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях; Подводить детей к пониманию аллегории басни ее идеи; Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией; Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. | Портрет И.А. Крылова, книга с басней «Стрекоза и муравей», раскраски, цветные карандаши | Рассказ о литературных жанрах, загадка, чтение басни, дидактическая игра «Найди пару», «Кто потрудился и построил себе дом?» | Знакомство с творчеством И. А. Крылова, с его баснями; чтение басни Л. Н. Толстого " Хотела галка пить… "; С. В. Михалкова " Завидное упорство " | |||
октябрь 5 неделя | Занятие № 17 Пересказ рассказа «Говорящие глаза» Т. Тимохиной Хрестоматия к программе «Валдоня», с.229 | Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам; | Текст рассказа «Говорящие глаза» Т. Тимохиной. Картинки: скворец, скворечник. | Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание. | Знакомство с произведениями мордовских писателей | ||
Занятие № 18 Чтение рассказа Н.Мирской «Синица» Хрестоматия к программе «Валдоня», с.225 | Развивать умения слушать произведения мордовского детского фольклора; отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях рассказа. Воспитывать интерес и любовь к птицам. | Картинка синицы, текст рассказа «Синица» Н. Мирской | Чтение, показ, вопрос- ответ, д/игра «Назови ласково», «Третий лишний» | Речевые игры и упражнения | |||
Ноябрь 1 неделя | Занятие № 19 Составление текста – поздравления. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.147 | Связная речь: учить составлять текст – поздравление; Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [c] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию. | Игрушки – музыкальные инструменты: бар гармонь, дудочка, звоночки. | Загадки о музыкальных инструментах, игровое упражнение «Закончи предложение», «Определи звук»; игра «Найди парные картинки» | Речевые игры: «Магазин посуды» «Почему так говорят», «живые слова». Дыхательная гимнастика: «Заблудился». Артикуляционная гимнастика«Чашечка». | ||
Занятие № 20 Беседа о творчестве А.С.Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.155 | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Развивать творческую активность, внимание, память; формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции; Воспитывать любовь к книге. | Портрет А.С. Пушкина, книги сказок поэта, фонограмма сказки, картинка золотая рыбка. | Дидактическая игра «Кто лишний?», «Скажи наоборот»; чтение сказки, беседа по вопросам, речевое упражнение «Подбери слова». | Беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А. С. Пушкин. | |||
Ноябрь 2 неделя | Занятие № 21 Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.150 | Связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания, оценивать рассказы друг друга; Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса. | Игрушки лиса, заяц, ёж; макет лесной поляны; картинка старичок-лесовичок | Сюрпризный момент, беседа, объяснение, вопросы, речевой образец, указание, рассказывание без опоры на наглядный материал (продуктивный метод), действия по замыслу. | Речевые игры:«Скажи какой» «Найди другое слово», «Слово заблудилось». Дыхательная гимнастика: «Зайчик». Артикуляционная гимнастика «Кружок». | ||
Занятие №22 Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.156 | Уточнить и закрепить представление о жанровых и языковых особенностях фольклора. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | Книги потешек и песенок; детские игрушки; кукла | Рассматривание иллюстраций, чтение сказок. Упражнение «Скажи по-другому», в подборе эпитетов, сравнений | Чтение фольклорных произведений. Объяснение пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Упражнение «Я начну, а вы закончите» | |||
Ноябрь 3 неделя | Занятие № 23 Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.152 | Связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку, используя описание, диалог. При оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. Словарь и грамматика: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных; Звуковая культура речи: учить отчетливому произношению потешек, различного ритма, темпа речи и силы голоса. | Письмо, картинки: заяц, ежик, белка, енот, дятел. | Сюрпризный момент, беседа, отгадывание загадок, физкульт- минутка, игры «Кто больше назовет действий» | Речевые игры:«Скажи по другому» Дыхательная гимнастика: «Погрейся». Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | Нарисовать дома портрет мамы для выставки детских рисунков | |
Занятие № 24 Русская народная сказка «Снегурочка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.158 | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. | Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями | Сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, чтение сказки, беседа по содержанию, составление вариантов окончания сказки. | Рассказы детей о зимних забавах, чтение любимых сказок. Просмотр мультфильмов. Театрализация сказки. | |||
Ноябрь 4 неделя | Занятие № 25 Составление рассказа с использованием антонимов. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.154 | Связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. | Игрушки из дерева, стекла, пластмассы. | Наблюдение, игра «Назови одним словом», «Назови слова близкие по смыслу», словарная работа, речевое творчество-составление рассказа. | Речевые игры: Слово заблудилось», «путаница». Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится». Артикуляционная гимнастика «Лопаточка». | ||
Занятие №26 Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.159 | Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения. Учить замечать изобразительно-выразительные средства. Составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок» | Иллюстрации, на которых изображены заснеженный лес, поля | Рассматривание иллюстраций к стихотворению, беседа по содержанию, работа над интонацией, упражнение «Рисуем снежинки», д/и «Найди ошибки». | Чтение детьми стихотворений русских поэтов о зиме. Просмотр мультфильмов. Упражнение « Скажи наоборот». рисование на тему «Первый снег». | Консультация для родителей «Роль поэзии в воспитании и развитии ребенка» | ||
Декабрь 1 неделя | Занятие № 27 Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.154 | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. | Картина «Лиса с лисятами» | Рассматривание картин, загадка, игровое упражнение «Закончи предложение», составление рассказа, игра «Как сказать правильно». | Речевые игры:«Больная белочка», «Какое слово заблудилось» Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится». Артикуляционная гимнастика «Улыбочка». | ||
Занятие № 28 Сказка В.И.Одоевского «Мороз Иванович» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.161 | Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, показывать связь идеи сказки со значением пословицы. | Выставка книг, книга со сказкой «Мороз Иванович», краски, бумага | Беседа о зиме. рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Поставь по порядку». | Чтение детьми стихотворений русских поэтов о зиме. Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций. | Наблюдение за зимними явлениями природы | ||
Декабрь 2 неделя | Занятие № 29 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.158 | Связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; Словарь и грамматика: учить оценивать словосочетания по смыслу; обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов. | Текст рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка», картинки рыб | Чтение рассказа, беседа, вопросы-ответы, игра «Скажи по другому», пересказ, словарная работа. | Речевые игры: : «О чем говорит пословица», «Живые слова». Дыхательная гимнастика: «Заблудился» Артикуляционная гимнастика «Ступеньки». | Нарисовать совместно с детьми главного героя рассказа | |
Занятие № 30 Басня И.Крылова «Ворона и Лисица» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.16, | Закреплять знания о жанровых особенностях басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. | Портрет И.А. Крылова, текст басни с иллюстрациями, картинки: ворона, лисица. | Рассказ о литературных жанрах, загадка, чтение басни, дидактическая игра «Найди пару», рассуждение по пословице " Трусливому зайцу и пенек-волк». | Рассматривание и чтение басен И.А. Крылова, рисование сюжетов к басням, речевые игры и упражнения. | |||
Декабрь 3 неделя | Занятие № 31 Составление рассказа по картине «Вот так покатался» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.160 | Связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [c] - [с'], [з]- [з‘], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи. | Картины «Вот так покатался», «Саша и снеговик» | Рассматривание и беседа по картине, составление рассказа, игра «Скажи по другому», «Кто больше»; работа над загадкой и скороговоркой «Сидел воробей на сосне…» | Речевые игры: «Снежинки», «Подбери слово». Дыхательная гимнастика: «Погрейся». Артикуляционная гимнастика«Покусаем язычок». | ||
Занятие № 32 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег»; Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу; Обогащать словарный запас и развивать речь детей; Развитие интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте природы; воспитывать интерес к родной природе, к Родине. | Музыка П. И. Чайковского «Времена года»; презентация; портрет С. Иванова. | Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание | Организация выставки книг с произведениями о зиме. | |||
Декабрь 4 неделя | Занятие № 33 Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.162 | Связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа; Словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф]. | Игрушки: лисенок, щенок | Рассматривание игрушек, беседа, составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка», загадывание загадки. | Речевые игры:«Кто проворней?» «Загадка», «путаница». Дыхательная гимнастика:«Качалка». Артикуляционная гимнастика «Зайчик». | ||
Занятие № 34 Занятие –конкурс «Лучшая новогодняя сказка» О.С. Ушакова. «Развитие речи и творчества дошкольников» | Формировать представление о композиционной структуре текста, обобщить знания о театральной деятельности и её представителях(сценарист, режиссёр, актер, композитор, художник). Развивать умение оценивать сочинения товарищей, аргументировать своё отношение. | Сборник новогодних сказок | Беседа, рассказ, рассматривание. | Речевые игры и упражнения, конкурс стихов | Консультация для родителей «Какой подарок подарит Дед Мороз?» | ||
Январь 2 неделя | Занятие № 35 Пересказ сказки «У страха глаза велики» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.165 | Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; Словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы. | Текст сказки «У страха глаза велики» с иллюстрациями | Чтение сказки, вопросы- ответы, игра «Как сказать правильно»,» Дом- домище», «Закончи предложение» | Речевые игры: «Кто внимательнее?», «Слово заблудилось». Дыхательная гимнастика: «Ушки». Артикуляционная гимнастика«Бульдог». | ||
Занятие №36 Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 164 | Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. | Мешочек, шило или большая игла, фотографии из семейных архивов. | Чтение рассказа, беседа по содержанию, обсуждение пословицы «Одинокое дерево ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». Составление рассказов по пословице. | Просмотр мультфильма по теме. Рассматривание иллюстраций. Заучивание пословицы. | Рисование любимых сказочных героев | ||
Январь 3 неделя | Занятие №37 Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.172 | Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; Словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. | Картина «Зимой на участке», презентация | Рассматривание, беседа, загадывание загадки, вопросы- ответы, скороговорки | Речевые игры: «Три линейки», «Угадай о ком я скажу» Дыхательная гимнастика: «Погрейся» Артикуляционная гимнастика «Заборчик» | Помощь-совет по организации игр на воздухе зимой | |
Занятие №38 Стихотворение С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 165 | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование зимней природы. | Иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей. | Беседа о характерных признаках зимы, словарная работа, детское творчество. | Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, заучивание. | |||
Январь 4 неделя | Занятие №39 Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.168 | Связная речь: учить развивать предложенный сюжет; Словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; Звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. | Игрушка- собака | Беседа, игра, чтение художественной литературы, рассказ | Речевые игры: «Снежинки», «Подбери слово». Дыхательная гимнастика: «Подыши одной ноздрей»ю Артикуляционная гимнастика «Шлепаем губами по языку». | ||
Занятие №40 Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 167 | Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. | Иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок по выбору воспитателя. | Упражнение «Объясни, покажи», работа с пословицей «Трусливый умирает сто раз», | Работа над фразеологизмами и пословицами. Заучивание скороговорки «Прохор и Пахом ехали верхом» | |||
Февраль 1 неделя | Занятие № 41 Сочинение сказки на предложенный сюжет О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.170 | Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; Словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | Картинки с изображением мячей, игрушек, мебели, котят | Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание | Речевые игры: «Кто проворней? «Загадка»» Дыхательная гимнастика: Елочка растет» Артикуляционная гимнастика «Жуем блинчик» | ||
Занятие №42 Чтение мордовской народной сказки «Дед Мороз и старик» Хрестоматия к программе «Валдоня», с.321 | Познакомить с мордовской народной сказкой «Дед Мороз и старик»; Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; Формировать умения осмысливать содержание текста и подготовка к пересказу; Обогащать словарный запас и развивать речь детей; Развитие интереса к чтению художественной литературы родного края; воспитывать интерес к родной природе, к Родине. | Текст сказки «Дед Мороз и старик», картинки по содержанию сказки, раскраски | Сюрпризный момент, чтение сказки, вопрос-ответ, словарная работа, пересказ | Речевые игры и упражнения | |||
Февраль 2 неделя | Занятие №43 Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.175 | Связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; Словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; Звуковая культура речи: учить подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | Сюжетные картинки на 1-й изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на 2-й: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на 3-й: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на 4-й : волк убегает, зверята радуются. | Этюд «Улыбка», игра: «Кто где живёт?», игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом), вопросы по картинкам, игра «Рифмы» | Речевые игры: Узнай по звуку», «Живые слова» Дыхательная гимнастика: «Вырасти большим» Артикуляционная гимнастика «Маленькие качели» | ||
Занятие №44 Басня С.Михалкова «Ошибка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 169 | Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; Подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; Помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. | Книга «Басни И.А. Крылова», портрет С. Михалкова, иллюстрации и картинки к басне «Ошибка» | Работа над поговоркой: «Трус, что заяц, и тени своей боится», чтение басни, беседа по содержанию, игра-имитация образов животных (Лиса, Заяц, Журавль), Игра: «Если бы я был героем басни, | Чтение детям басни И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций, раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам, чтение и анализ пословиц, поговорок. | |||
Февраль 3 неделя | Занятие №45 Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.178 | Связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения; Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. | Наглядный демонстрационный и раздаточный материал О. С. Ушаковой, картинно-графический план, презентация по теме. | Чтение описательных загадок, пальчиковая гимнастика «Ёжик-непоседа», работа с демонстрационным материалом, рассказы детьми своих сказок. | Речевые игры: «Загадка», «Слово заблудилось» Дыхательная гимнастика: «Заблудился» Артикуляционная гимнастика «Лошадка» | ||
Занятие № 46 Сказка В.Катаева «Цветик – семицветик» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 170 | Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. | Иллюстрации к сказке, портрет писателя В. Катаева, сюжетные картинки, лепестки цветка, листы альбомные, карандаши цветные | Пересказывание сказки по сюжетам; ответы на вопросы, отгадывание загадки; упражнение «Добрые дела», игра с ладошками; игра «Карусель»; | Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик», беседа о жанрах разных сказок, чтение народных и авторских сказок. | |||
Февраль 4 неделя | Занятие № 47 Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.180 | Связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; Звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. | Наглядный демонстрационный и раздаточный материал О. С. Ушаковой, картинно-графический план, презентация по теме | Чтение описательных загадок, пальчиковая гимнастика «Ёжик-непоседа», работа с демонстрационным материалом, рассказы детьми своих сказок. | Речевые игры: «Что вы видите вокруг» «Больная белочка, «Путаница» Дыхательная гимнастика: «Конькобежец» Артикуляционная гимнастика «Грибок» | ||
Занятие № 48 Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения. Помочь понять содержание сказки. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству. | Иллюстрации к сказке, «Никита Кожемяка», ноутбук для показа слайдов, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»: медальки. | Чтение, вопросы, беседа, показ, рассматривание, объяснение, физминутка, игра «Скажи наоборот». | Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях, просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». | |||
Март 1 неделя | Занятие № 49 Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.183 | Связная речь :развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями; Словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. | Серии сюжетных картин на 1-й картинке изображено, как к Мише, на день рождения идут Ежонок, бельчонок, зайчонок. На 2-й – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки. На 3-й- медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки. На 4-й- кота прогоняют, зверята веселятся. | Загадывание загадки, составление рассказа, Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги», пересказ, вопрос- огтвет | Речевые игры: «Три линейки» «Что вы видите вокруг?», «Живые слова» Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу» Артикуляционная гимнастика «Хоботок» | ||
Занятие № 50 Басня Л.Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 171 | Учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть; Соотносить идею басни со значением пословицы. | Иллюстрации к басням И.А. Крылова и С. Михалкова, серия картинок с фразеологизмами. | Создание мотивации, отгадывание басен по иллюстрациям, рассказ, чтение, беседа по содержанию, работа над пословицами «Сделал дело – гуляй смело»,«Семеро одного не ждут» | Игры по театрализации, детское творчество-рисование эпизодов по басням И. Крылова | |||
Март 2 неделя | Занятие № 51 Составление рассказа о животных по сюжетным картинам. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет»,с.185 | Связная речь :учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух. | 15 сюжетных картин с разными животными; 6 картинок с изображением животных и их детенышей. | Загадывание загадок, игра «Кто у кого», «Выбери начало», «Учимся рассуждать», «Составь рассуждение»; чтение рассказа М.Пришвина «Еж» | Речевые игры: «Скажи, какой» «Найди другое слово», «Слово заблудилось» Дыхательная гимнастика: «Заблудился» Артикуляционная гимнастика «Ступеньки» | ||
Занятие № 52 Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок. О.С. Ушакова заблудился «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 173 | Поддерживать интерес к образным выражениям; Углублять представления о пословицах и поговорках; Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Атрибуты к инсценировкам песенок | Художественное слово, беседа, игра-имитация, вопросы, заучивание, инсценировка | Разучивание песенки: «Заинька, где ты был-побывал», «Как на тоненький ледок» | |||
Март 3 неделя | Занятие № 53 Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж". Составление рассказа по теме из личного опыта. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 189 | Связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературным произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; Словарь и грамматика: познакомить со значением слова игла; Звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова. | Сборник рассказов о природе М.Пришвина, картина «Лисята - братья» | Чтение рассказа "Ёж", вопросы-ответы, физкультминутка, игра, беседа. | Речевые игры: «Скажи, какой» «Найди другое слово», «Слово заблудилось» Дыхательная гимнастика: «Заблудился» Артикуляционная гимнастика «Ступеньки» | ||
Занятие №54 Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» с.176 | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; Обогащать их речь фразеологизмами; Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи. | Иллюстрации с изображением весенней пробуждающей природы, несколько веток с почками в вазе. | Чтение стихотворения, беседа о начале весны, обсуждение пословицы: «Весна красна цветами, а осень пирогами», упражнение «Я начну, а вы закончите». | Рассматривание иллюстраций, слушание аудиозаписей. | Консультация для родителей «Роль поэзии в воспитании и развитии ребенка» | ||
Март 4 неделя | Занятие № 55 Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 190 | Связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает); Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. | Сказка Л.Толстого "Белка и волк" | Рассказывание сказки, вопросы-ответы, игра, физкультминутка | Речевые игры: Найди другое слово» Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится» Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» | ||
Занятие № 56 Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; Уточнять знания детей о временах года; Развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; Воспитывать желание познавать новое. | «Колесо времени» (времена года, виды календарей, иллюстрации времён года, портрет В. Даля, 12 бумажных птиц. | Вводное слово, чтение сказки, ответы на вопросы, словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь» | Просмотр мультфильма | |||
Апрель 1 неделя | Занятие № 57 Сочинение сказки на заданную тему. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 193 | Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование; Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). | Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна» | Сочинение сказки, вопросы, ответы, работа над интонацией, дидактические игры: «Летит пулей», «Прыгает-скачет», «Лить-поливать» | Речевые игры: «Угадай, о ком я скажу» «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» Дыхательная гимнастика: «Путаница» Артикуляционная гимнастика «Качалка» | ||
Занятие № 58 Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. 178 | Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, поговорках, песенках, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. | Книги для тематической выставки «Русское народное творчество», фонограмма сказки, иллюстрации к сказке. | Демонстрация предметов, чтение, словарная работа, беседа по содержанию. | Просмотр сказки, викторина по сказке. | |||
Апрель 2 неделя | Занятие №59 Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 196 | Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл по словиц; Звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи. | Сказка "Как аукнется, так и откликнется" | Чтение сказки, беседа, вопросы- ответы, игра «Как сказать правильно». | Речевые игры: «Мишка музыкант» «Три линейки» Дыхательная гимнастика: «Полное дыхание» Артикуляционная гимнастика «Окошко» | ||
Занятие № 60 Мордовский фольклор. Заучивание наизусть прибаутки «Давай, дружок, помиримся» Хрестоматия к программе «Валдоня» | Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы; Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами; Учить читать прибаутку наизусть, выразительно; Формировать умение давать полные ответы на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах. | Давай, дружок, помиримся - Из глины изгородь построим, - Там репу вкусную посадим. Кто придет воровать, Того можно поругать. -Ах, сорока, ты сорока, Научи меня летать, Не высоко, не далеко Чтоб дом тети увидать. | Беседа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание | Чтение мордовских народных сказок. | |||
Апрель 3 неделя | Занятие №61 Описание пейзажной картины. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 197 | Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана | Рассматривание картины, вопросы-ответы, физкультминутка, чтение стихотворения, дидактические игры. | Речевые игры: Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Слово заблудилось» Дыхательная гимнастика: «Ежик» Артикуляционная гимнастика «Кружок» | ||
Занятие №62 Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.179 | Учит осмысливать содержание басни, аллегорию, образный язык строя. Уточнить представления о жанровых особенностях басни. Формировать умения точно и выразительно излагать свои мысли. | Книга с басней И. Крылова «Лебедь, щука и рак». | Рассказ истории, чтение басни, беседа по содержанию, составление вариантов окончания басни. | Чтение басен по желанию детей, рассматривание иллюстраций, творческое рассказывание. | |||
Апрель 4 неделя | Занятие №63 Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с. 199 | Связная речь: учить составлять коллективный рассказ – описание; Словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [р] - [р‘], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] - [р‘]; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударении. | Картина «Если бы мы были художниками» | Рассматривание картины, беседа, рассказ, составление рассказа по картине, игра, физминутка. | Речевые игры: «Что вы видите вокруг» Дыхательная гимнастика: «Ушки» Артикуляционная гимнастика «Бульдог» | ||
Занятие №64 Рассказ Ф. Атянина «Ласточка». Хрестоматия к программе «Валдоня», с.290 | Познакомить детей с творчеством Ф. С. Атянина и его произведениями; Обогащать словарный запас детей новыми словами «обряд», «традиции», «обычаи»; Развивать речь, память, мышление; Воспитание уважения к культуре своего народа, его традициям, воспитание бережного отношения к труду людей. | Изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца, корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры), ветка вербы, птичка. | Аудиозапись мордовской песни, чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, игровые упражнения | Чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае, отгадывание загадок. Заучивание пословиц, потешек, закличек, слушание национальной мордовской музыки. Проведение мордовских подвижных тигр. | |||
Апрель 5 неделя | Занятие №65 Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.203 | Связная речь: закрепить понимание специфики жанра рассказа; донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать от третьего лица; Словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; Звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. | Портрет М. Пришвина, картинка одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, муз. произведение Э. Грига " Утро". | Игру «Подбери слово», загадка, чтение, беседа по содержанию, словарная работа, работа над пословицей «Дрожит как осиновый лист» | Речевые игры: «Угадай, о ком я скажу», «Узнай по звуку», «Путаница» Дыхательная гимнастика: «Постучи кулачками» Артикуляционная гимнастика «Шарик» | ||
Занятие №66 Чтение сказки Г.Х Андерсена «Гадкий утенок». О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Уточнить знания детей о творчестве детского сказочника Г. Х.Андерсена; Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; Формировать внимание к поэтическим образам. | Портрет писателя, текст сказки «Гадкий утенок», материал для детского творчества | Рассказ о писателе, чтение сказки, визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание | Игра «Что сначала, что потом», Игра «Найди отличия». | |||
Май 1 неделя | Занятие №67 Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.205 | Связная речь: учить составлять связный рассказ по картине; Словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. | Картины «Ежи», «Лиса с лисятами», «Белка с бельчатами» | Объяснение, беседа, рассуждение, показ иллюстраций, практические игровые задания | Речевые игры: «Кто проворней?» «Загадка», «Живые слова» Дыхательная гимнастика: «Подыши одной ноздрей» Артикуляционная гимнастика «Жуем блинчики» | ||
Занятие №68 Сказка-быль «Теплый хлеб» К. Паустовский О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Познакомить воспитанников с литературной сказкой «Теплый хлеб». Развивать умение внимательно слушать чтение, отвечать на вопросы предложениями из текста. Воспитывать на примере литературного произведения доброе отношение к животным, людям. Закреплять умение четко проговаривать звуки. | Портрет писателя, текст сказки, иллюстрации, | Игровая ситуация, проблемная ситуация, мотивация, игра «Прилагательные», «Назови еще», сравнение, чтение рассказа, беседа по содержанию рассказа. | Загадки о хлебе, беседы о доброте, чтение рассказов о животных, игра «Что такое хорошо, что такое плохо» (о нравственных качествах человека) | |||
Май 2 неделя | Занятие №69 Составление рассказа на тему «Веселое настроение» О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.207 | Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения и многозначность слов; учить определять предмет по его основным признакам. | Картинки для игры «Угадай настроение», «Волшебный мешочек» для игры. | Игра «Задумай слово», «Ручка», «Ножка» | Речевые игры: «Найди другое слово», «путаница» Дыхательная гимнастика: «заблудился» Артикуляционная гимнастика «Чашечка» | ||
Занятие №70 Чтение рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстой О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы; Осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; познакомить детей с творчеством русского писателя; Совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. | Портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, | Рассматривание показ презентации, беседа, вопросы воспитателя, пояснения, игра «Волны» | Чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. | |||
Май 3 неделя | Занятие №71 Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.211 | Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему; Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных; Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи. | Сюжетные картинки по темам | Рассматривание картин, игра «Дополни предложение», «Звуковые прятки» | Речевые игры: «Что вы видите вокруг», «Живые слова» Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар Артикуляционная гимнастика «Змейка» | ||
Занятие №72 Рассказ В. Драгунского «Друг детства» О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» | Продолжать знакомить детей с произведениями классической детской литературы, познакомить с рассказом В.Драгунского. Совершенствовать умение анализировать текст, с целью глубокого проникновения в его смысл. | Портрет писателя, текст рассказ с иллюстрациями, другие произведения В.И. Драгунского, коробка с сюрпризом. | Чтение рассказа, беседа по содержанию, динамическая пауза: игра «Найди свою пару», работа с пословицами «Старый друг лучше новых двух» | Знакомство с творчеством В. И. Драгунского (тематическое оформление книжного уголка). | |||
Май 4 неделя | Занятие №73 Рассказывание по серии сюжетных картин. О.С. Ушакова. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», с.243 | Связная речь учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя сюжетные картинки. Словарь и грамматика: продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Звуковая культура речи: упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.
| Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты. Схема для составления описательных рассказов; мяч. | Игра на рифмовку «Зайка, зайка, где ты был…» «Найди одинаковые слоги», «Найди свой домик» (раздать предметные картинки: у кого первый звук в слове мягкий подходят к зеленому кружку, у кого твердый - к синему), «Найди пару» | Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта» Чтение В.Маяковский «Кем быть?»; игра «Загадки о профессиях», « Кто, что, для кого?», «Доскажи словечко». | ||
Занятие №74 Итоговая литературная викторина. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.180 | Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить знания детей о малых фольклорных формах; Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции, сообразительность; Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов. | Широкая по тематике подборка книг, атрибуты к соревнованиям. | Художественное слово, викторина, итог. | Чтение сказок. |
Список используемой литературы:
1.Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 288 с. – (Развиваем речь).
2. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 272 с.
3. Е.Н. Киркина. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): Пособие. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004, 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста Подготовительная к школе группа.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Материал представлен в табличном варианте на один календарный ...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Лепка»
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Рисование»
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: «Художественно-зстетическое развитие» - «Аппликация».
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие кругозора
Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе на тему: «Развитие художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности».
Перспективное планирование в подготовительной группе. ДатаТемаЦельМатериалыиюнь-сентябрьСбор природного и бросового материалаДля дальнейшей работы. октябрь1."Путешествие в с...

Перспективно - тематическое планирование в средней группе по речевому развитию
Перспективно - тематическое планирование по речевому развитию в средней группе...
