Перспективное планирование в подготовительной группе по речевому развитию.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Перспективное планирование образовательной деятельности адресовано: воспитателям  подготовительных групп по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой "Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи".

"Родное слово есть основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний:

с него начинается всякое понимание,

через него проходит и к нему возвращается".

                                                 К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx109.53 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по речевому развитию. (Развитие речи.) Подготовительная к школе группа.

Месяц

Неделя

Тема,

литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы

и приёмы

Совместная

деятельность

с детьми

Совместная деятельность

с родителями

Сентябрь

1неделя

Занятие № 1

Пересказ сказки «Лиса и козел»

О.С. Ушакова

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.130

Связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предметы по названным признакам; подбирать слова, сходные по звучанию и ритму;

Зуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.

Картинки  с изображением лисы.

Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, загадка, чтение сказки, вопрос-ответ, пересказ, словарная работа: «на ворон зазевалась», «горюет», «коли хочешь»,«от нечего делать»,«прыгнул сдуру»,«вон из колодца»,«насилу – то отыскали», ложь, намек, добрым молодцам урок.

Речевые игры: «Три линейки»

«Мишка музыкант»

«Живые слова»

Дыхательная гимнастика: произнести фразу на одном выдохе «наступил месяц сентябрь».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Занятие № 2

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,  с. 141

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства;

Книга со сказкой «Царевна - лягушка» с красочными иллюстрациями

Игровая ситуация, чтение текста сказки, беседа по содержанию, физкультминутка, словарная работа, осмысление.

Разучивание физкультминуток и дыхательных упражнений, рассматривание иллюстраций к сказке,словарная работа по сказке «Царевна-лягушка».

Выставка рисунков по сказке.

Сентябрь

2 неделя

Занятие № 3

Составление рассказа по картине «В школу».

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.132

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя ранее полученные знания о композиции (завязка, кульминация, развязка); самостоятельно придумывать события, предшествующие изображению.

Словарь и грамматика:активизировать словарь (темы «Осень», «Школа»). Учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки предмета или явления. Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову. Упражнять в умении дифференцировать звуки «с» и «ш», развивать интонационную выразительность речи

Картина «В школу»

Рассматривание картины, вопросы-ответы, игра, физкультминут-ка, придумывание рассказа детьми, игра «Идет-стоит»

Речевые игры:«Живые слова», «Больная белочка»,«Что вы видите вокруг?»;

Дыхательная гимнастика:сдуть с руки воображаемый лист;

Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

Занятие № 4

«Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с. 143

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Книжки-сказки «По щучьему велению», Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; «Иван-царевич и серый волк»;  «Конек-горбунок» П. Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка- бурка»

Чтение сказки, беседа, рассказывание сказки, рассматривание иллюстраций

Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок; беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери;

Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки»

Сентябрь

3неделя

Занятие № 5

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.134

Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

Словарь и грамматика: учить разным способом образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Рассказ «Ушинского «Четыре желания»,

мнемотаблицы,

картинки с изображением разных времён года.

беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические

упражнения, словарная работа, игровой момент, физминутка, сюрпризный момент, игра «Скажи наоборот»

Речевые игры: День рождения», «Живые слова».

Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу».

Артикуляционная гимнастика «Окошко».

проверить пересказ сказки «Четыре желания»

Занятие № 6

Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с. 145

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Активизировать употребление в речи глаголов..

Сюжетные картинки « Осень», стихотворение Е. Трутневой «Осень», мнемотаблицы, детские рисунки на тему «Осень»

Рассматривание картин, рассуждение, чтение стихотворения, вопрос-ответ, словарная работа, физкульминутка,  заучивание по мнемотаблице.

Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

рекомендовать организовать семейную экскурсию в парк города

Сентябрь

4неделя

Занятие № 7

Составление текста-рассуждения

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.136

Связная речь: учить употреблять сложноподчиненные предложения;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Картинка с зайцем (зайцами)

рассматривание картинки, рассуждение,  игровое упражнение «Назови ласково», составление текста, беседа, подбор родственных слов.

Речевые игры: «На выставке», «Где я был», «Путаница»

Дыхательная гимнастика: «Домик открывается».

Артикуляционная гимнастика«Заблудился в лесу».

Занятие № 8

Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 147

Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, характерах героев двух сказок; формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями, карандаши, листы бумаги

Рассматривание иллюстраций, чтение сказки, беседа, словарная работа, составление плана сказки, рисование по сказке.

Чтение сказки «Хаврошечка»

Выставка рисунков по сказке «хаврошечка»

октябрь

1 неделя

Занятие № 9

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.138

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам;

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе.

Текст рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат», презентация.

Беседа,самостоятельное выполнение детьми задания, дидактическая игра «Ласковое слово», визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание.

Речевые игры: «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

«Что вы видите вокруг», «Живые слова»

Дыхательная гимнастика: «Насос».

Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок».

Занятие № 10

Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»с.150

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

Продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам.

Воспитывать  интерес к художественному слову.

Картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, песня «Золотая осень», осенние листья, рисунки – мнемотаблицы.

Чтение, обсуждение, загадка про осень, игра « Доскажи словечко»), физкультминутка «Ветер гуляет…»,

рассказывание.

Чтение произведений А.С.Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе.

октябрь

2 неделя

Занятие № 11

Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.140

Связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

Словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном ритме и с разной силой голоса.

 Картины «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»; раскраски на каждого ребенка, цветные карандаши.

Беседа о домашних животных, пальчиковая гимнастика, составление рассказа по картине, игра «Добавь складную строчку», упражнение «Нарисуй и раскрась животных».

Речевые игры:«Угадай, о ком я скажу»,«Узнай по звуку», «Путаница»

Дыхательная гимнастика:«Качалка».

Артикуляционная гимнастика«Лягушки».

Занятие № 12

«Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина Сибиряка.

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.149

Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания

Об особенностях разных литературных жанров; формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Книга «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост», портрет писателя, иллюстрации к сказке.

Игровая ситуация «назови сказку»,  чтение сказки, беседа по содержанию, анализ фразеологизмов, подбор синонимов, игра «Скажи по другому».

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка«Про Комара Комаровича – длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост», рассматривание иллюстраций к книге «Аленушкины сказки»

октябрь

3 неделя

Занятие № 13

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.142

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

Словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

Звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

На первой картинке – девочка с корзинкой, на второй- она встречает ежей, на третей – ежи помогают девочке собрать грибы.

Рассматривание картин, игровое упражнение «Закончи предложение», составление рассказа, игра «Как сказать правильно».

Речевые игры: «Киоск открыток», «Какое слово заблудилось?», «Живые слова».

Дыхательная гимнастика:«Ёлочка растет»

Артикуляционная гимнастика «Зайчик».

Занятие № 14

Украинская народнаясказка  «Хроменькая уточка».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.152

Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

Развивать память, воображение и интонацию выразительной речи.

Воспитывать интерес  и любовь к сказкам.

Развивать  монологическую  речь.

Обложки сказок «Колосок», «Рукавичка», «Пых»; мнемотаблица к сказке «Хроменькая уточка»; цветные карандаши; листы бумаги, аудиозапись «В мире много сказок».

Игра «Доскажи сказку», рассматривание, рассказывание сказки воспитателем, беседа, упражнение на изменение интонации.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, работа с мнемотаблицами.

октябрь

4 неделя

Занятие № 15

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.144

Связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

Словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании;

Звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч'], отрабатывать четкую дикцию.

Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка

Наблюдение, игра, беседа, рассказ.

Речевые игры:«Найди нужное слово»

«Скажи другим словом», «Путаница».

Дыхательная гимнастика: «Гуси шипят».

Артикуляционная гимнастика«Окошко».

Занятие № 16

Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.153

Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях;

 Подводить детей к пониманию аллегории басни ее идеи;

 Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией;

Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Портрет  И.А. Крылова, книга с басней «Стрекоза и муравей», раскраски, цветные карандаши

Рассказ о литературных жанрах, загадка, чтение басни, дидактическая игра «Найди пару», «Кто потрудился и построил себе дом?»

Знакомство с творчеством И. А. Крылова, с его баснями; чтение басни Л. Н. Толстого " Хотела галка пить… "; С. В. Михалкова " Завидное упорство "

октябрь

5 неделя

Занятие № 17

Пересказ

рассказа «Говорящие глаза» Т. Тимохиной

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.229

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам;

Текст рассказа

«Говорящие глаза» Т. Тимохиной. Картинки: скворец, скворечник.

Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание.

Знакомство с произведениями мордовских писателей

Занятие № 18

Чтение рассказа Н.Мирской «Синица»

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.225

Развивать умения слушать произведения мордовского детского фольклора; отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях рассказа.

Воспитывать интерес  и любовь к птицам.

Картинка синицы, текст рассказа «Синица» Н. Мирской

Чтение, показ, вопрос- ответ, д/игра «Назови ласково», «Третий лишний»

Речевые игры и упражнения

Ноябрь

1 неделя

Занятие № 19

Составление текста – поздравления.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.147

Связная речь: учить составлять текст – поздравление;

Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [c] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию.

Игрушки – музыкальные инструменты: бар гармонь, дудочка, звоночки.

Загадки о музыкальных инструментах, игровое упражнение «Закончи предложение»,

«Определи звук»; игра «Найди парные картинки»

Речевые игры: «Магазин посуды»

«Почему так говорят», «живые слова».

Дыхательная гимнастика: «Заблудился».

Артикуляционная гимнастика«Чашечка».

Занятие № 20

Беседа о творчестве А.С.Пушкина. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,с.155

Углублять и расширять знания детей о творчестве  А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Развивать творческую активность, внимание, память; формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции; Воспитывать любовь к книге.

Портрет А.С. Пушкина, книги сказок поэта, фонограмма сказки, картинка золотая рыбка.

Дидактическая игра «Кто лишний?», «Скажи наоборот»; чтение сказки, беседа по вопросам, речевое упражнение «Подбери слова».

Беседа в книжном уголке о сказках, которые написал А. С. Пушкин.

Ноябрь

2 неделя

Занятие № 21 Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.150

Связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания, оценивать рассказы друг друга;

Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Игрушки лиса, заяц, ёж; макет лесной поляны;

 картинка старичок-лесовичок

Сюрпризный момент, беседа, объяснение, вопросы, речевой образец, указание, рассказывание без опоры на наглядный материал (продуктивный метод), действия по замыслу.

Речевые игры:«Скажи какой»

«Найди другое слово», «Слово заблудилось».

Дыхательная гимнастика: «Зайчик».

Артикуляционная гимнастика «Кружок».

Занятие №22

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.156

Уточнить и закрепить представление о жанровых и языковых особенностях фольклора.

 Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Книги потешек и песенок; детские игрушки; кукла

Рассматривание иллюстраций,  чтение сказок.  Упражнение «Скажи по-другому», в подборе эпитетов, сравнений

Чтение фольклорных произведений. Объяснение пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

 Упражнение «Я начну, а вы закончите»

Ноябрь

3 неделя

Занятие № 23

Сочинение

сказки на

тему: «День рождения зайца»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.152

Связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку, используя описание, диалог. При оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности.

Словарь и грамматика: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа существительных;

Звуковая культура речи: учить отчетливому произношению потешек, различного ритма, темпа речи и силы голоса.

Письмо, картинки: заяц, ежик, белка, енот, дятел.

Сюрпризный момент, беседа, отгадывание загадок, физкульт-

минутка, игры «Кто больше назовет действий»

 Речевые игры:«Скажи по другому»

Дыхательная гимнастика: «Погрейся».

Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

Нарисовать дома портрет мамы для выставки детских рисунков

Занятие № 24

Русская народная сказка «Снегурочка»

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.158

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями

Сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, чтение сказки, беседа по содержанию, составление вариантов окончания сказки.

Рассказы детей о зимних забавах, чтение любимых сказок.

Просмотр мультфильмов. Театрализация сказки.

Ноябрь

4 неделя

Занятие № 25 Составление рассказа с использованием антонимов.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.154

Связная речь: учить составлять рассказ,  используя антонимы;

Словарь и грамматика: учить выделять существительные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

Наблюдение, игра  «Назови одним словом», «Назови слова близкие по смыслу», словарная работа, речевое творчество-составление рассказа.

Речевые игры: Слово заблудилось», «путаница».

Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится».

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка».

Занятие №26

Стихотворение Е.Трутневой

«Первый снег».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.159

Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения. Учить замечать изобразительно-выразительные средства. Составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок»

Иллюстрации, на которых изображены заснеженный лес, поля

Рассматривание иллюстраций к стихотворению, беседа по содержанию, работа над интонацией, упражнение «Рисуем снежинки», д/и «Найди ошибки».

Чтение детьми стихотворений русских поэтов о зиме. Просмотр мультфильмов. Упражнение « Скажи наоборот».

рисование на тему «Первый снег».

Консультация для родителей «Роль поэзии в воспитании и развитии ребенка»

Декабрь

1 неделя

Занятие № 27 Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.154

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании;

Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

Картина «Лиса с лисятами»

Рассматривание картин, загадка, игровое упражнение «Закончи предложение», составление рассказа, игра «Как сказать правильно».

Речевые игры:«Больная белочка», «Какое слово заблудилось»

Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится».

Артикуляционная гимнастика «Улыбочка».

Занятие № 28 Сказка В.И.Одоевского «Мороз

 Иванович»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.161

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, показывать связь идеи сказки  со значением пословицы.

Выставка книг, книга со сказкой «Мороз Иванович», краски, бумага

 Беседа о зиме.

рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Поставь по порядку».

Чтение детьми стихотворений русских поэтов о зиме.

Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций.

Наблюдение за зимними явлениями природы

Декабрь

2 неделя

Занятие № 29 Пересказ

рассказа

Е. Пермяка «Первая рыбка»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.158

Связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;

Словарь и грамматика: учить оценивать словосочетания по смыслу; обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов.

Текст рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка», картинки рыб

Чтение рассказа, беседа, вопросы-ответы, игра «Скажи по другому», пересказ, словарная работа.

Речевые игры: : «О чем говорит пословица», «Живые слова».

Дыхательная гимнастика: «Заблудился»

Артикуляционная гимнастика «Ступеньки».

Нарисовать совместно с детьми главного героя рассказа

Занятие № 30 Басня И.Крылова «Ворона и Лисица»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.16,

Закреплять знания о жанровых особенностях басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;

Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста;

Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Портрет И.А. Крылова, текст басни с иллюстрациями, картинки: ворона, лисица.

Рассказ о литературных жанрах, загадка, чтение басни, дидактическая игра «Найди пару», рассуждение по пословице " Трусливому зайцу и пенек-волк».

Рассматривание и чтение басен И.А. Крылова, рисование сюжетов к басням, речевые игры и упражнения.

Декабрь

3 неделя

Занятие № 31 Составление рассказа по картине «Вот так покатался»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.160

Связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;

Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [c] - [с'], [з]- [з‘], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

Картины «Вот так покатался»,

«Саша и снеговик»

Рассматривание и беседа по картине, составление рассказа, игра «Скажи по другому», «Кто больше»; работа над загадкой и скороговоркой «Сидел воробей на сосне…»

Речевые игры: «Снежинки», «Подбери слово».

Дыхательная гимнастика: «Погрейся».

Артикуляционная гимнастика«Покусаем язычок».

Занятие № 32 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Познакомить с произведением С. Иванова «Каким бывает снег»;  Учить анализировать, сравнивать, высказывать  свои  умозаключения; формировать умения озаглавливать текст и подготовка к пересказу;

Обогащать словарный запас и развивать речь детей;

Развитие  интереса к чтению художественной литературы через беседу о красоте  природы;

воспитывать  интерес  к родной природе, к Родине.

Музыка П. И. Чайковского «Времена года»; 

презентация;

портрет С. Иванова.

Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание

Организация выставки книг с произведениями о зиме.

Декабрь

4 неделя

Занятие № 33 Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.162

Связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

Словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

Игрушки: лисенок, щенок

Рассматривание игрушек, беседа, составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка», загадывание загадки.

Речевые игры:«Кто проворней?»

«Загадка», «путаница».

Дыхательная гимнастика:«Качалка».

Артикуляционная гимнастика «Зайчик».

Занятие № 34

Занятие –конкурс «Лучшая новогодняя сказка»

О.С. Ушакова.

«Развитие речи и  творчества дошкольников»

Формировать представление о композиционной структуре текста, обобщить знания о театральной деятельности и её представителях(сценарист, режиссёр, актер, композитор, художник). Развивать умение оценивать сочинения товарищей, аргументировать своё отношение.

Сборник новогодних сказок

Беседа, рассказ, рассматривание.

Речевые игры и упражнения, конкурс стихов

Консультация для родителей «Какой подарок подарит Дед Мороз?»

Январь

2 неделя

Занятие № 35

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.165

Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

Словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы.

Текст сказки «У страха глаза велики» с иллюстрациями

Чтение сказки, вопросы- ответы, игра «Как сказать правильно»,» Дом- домище», «Закончи предложение»

Речевые игры: «Кто внимательнее?», «Слово заблудилось».

Дыхательная гимнастика: «Ушки».

Артикуляционная гимнастика«Бульдог».

Занятие №36

Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 164

Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием.

Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Мешочек, шило или большая игла, фотографии из семейных архивов.

Чтение рассказа, беседа по содержанию, обсуждение пословицы «Одинокое дерево ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». Составление рассказов по пословице.

Просмотр мультфильма по теме.  Рассматривание иллюстраций.  Заучивание пословицы.

Рисование любимых сказочных героев

Январь

3 неделя

Занятие №37

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.172

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности;

Словарь и грамматика:  активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Картина «Зимой на участке», презентация

Рассматривание, беседа, загадывание загадки, вопросы-

ответы, скороговорки

Речевые игры: «Три линейки», «Угадай о ком я скажу»

Дыхательная гимнастика: «Погрейся»

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Помощь-совет по организации игр на воздухе зимой

Занятие №38

Стихотворение С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание.

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 165

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование зимней природы.

Иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей.

Беседа о характерных признаках зимы, словарная работа, детское творчество.

Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, заучивание.

Январь

4 неделя

Занятие №39

Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.168

Связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

Словарь и грамматика:  активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах;

Звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

Игрушка- собака

Беседа, игра, чтение художественной литературы, рассказ

Речевые игры: «Снежинки», «Подбери слово».

Дыхательная гимнастика: «Подыши одной ноздрей»ю

Артикуляционная гимнастика «Шлепаем губами по языку».

Занятие  №40

Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 167

Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Иллюстрации к фразеологизмам, картинки для загадок по выбору воспитателя.

Упражнение «Объясни, покажи», работа с пословицей «Трусливый умирает сто раз»,

Работа над фразеологизмами и пословицами. Заучивание скороговорки «Прохор и Пахом ехали верхом»

Февраль

1 неделя

Занятие № 41

Сочинение сказки на предложенный сюжет

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.170

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;

Словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Картинки с изображением мячей, игрушек, мебели, котят

Визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание

Речевые игры: «Кто проворней?

«Загадка»»

Дыхательная гимнастика: Елочка растет»

Артикуляционная гимнастика «Жуем блинчик»

Занятие  №42

Чтение мордовской народной сказки «Дед Мороз и  старик»

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.321

Познакомить с мордовской народной сказкой «Дед Мороз и старик»;  Учить анализировать, сравнивать, высказывать  свои  умозаключения; Формировать умения осмысливать содержание текста и подготовка к пересказу;

Обогащать словарный запас и развивать речь детей;

Развитие  интереса к чтению художественной литературы родного края; воспитывать  интерес  к родной природе, к Родине.

Текст сказки «Дед Мороз и старик», картинки по содержанию сказки, раскраски

Сюрпризный момент, чтение сказки, вопрос-ответ, словарная работа, пересказ

Речевые игры и упражнения

Февраль

2 неделя

Занятие №43

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.175

Связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

Сюжетные картинки  на 1-й  изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на 2-й: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на 3-й: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на 4-й : волк убегает, зверята радуются.

Этюд «Улыбка», игра: «Кто где живёт?», игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом), вопросы по картинкам, игра «Рифмы»

Речевые игры: Узнай по звуку», «Живые слова»

Дыхательная гимнастика: «Вырасти большим»

Артикуляционная гимнастика «Маленькие качели»

Занятие №44

Басня С.Михалкова «Ошибка»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 169

Учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл;

Подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

Помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Книга «Басни И.А. Крылова», портрет С. Михалкова, иллюстрации и картинки к  басне «Ошибка»

Работа над поговоркой: «Трус, что заяц, и тени своей боится», чтение басни, беседа по содержанию, игра-имитация  образов животных (Лиса,  Заяц, Журавль),

Игра: «Если бы я был героем  басни,

Чтение детям басни И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций, раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам, чтение и анализ пословиц, поговорок.

Февраль

3 неделя

Занятие  №45

Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.178

Связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения;

Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал О. С. Ушаковой, картинно-графический план, презентация по теме.

Чтение описательных загадок, пальчиковая гимнастика «Ёжик-непоседа», работа с демонстрационным материалом, рассказы детьми своих сказок.

Речевые игры: «Загадка», «Слово заблудилось»

Дыхательная гимнастика: «Заблудился»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Занятие № 46

Сказка В.Катаева «Цветик – семицветик»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 170

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини;

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Иллюстрации к сказке, портрет писателя В. Катаева, сюжетные картинки, лепестки цветка, листы альбомные, карандаши цветные

Пересказывание сказки по сюжетам; ответы на вопросы, отгадывание загадки; упражнение  «Добрые дела»,  игра с ладошками; игра «Карусель»;

Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик», беседа о жанрах разных сказок, чтение народных и авторских сказок.

Февраль

4 неделя

Занятие № 47

Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.180

Связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

Звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал О. С. Ушаковой, картинно-графический план, презентация по теме

Чтение описательных загадок, пальчиковая гимнастика «Ёжик-непоседа», работа с демонстрационным материалом, рассказы детьми своих сказок.

Речевые игры: «Что вы видите вокруг»

«Больная белочка, «Путаница»

Дыхательная гимнастика: «Конькобежец»

Артикуляционная гимнастика «Грибок»

Занятие № 48

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках.

 Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Помочь понять содержание сказки.

Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Иллюстрации к сказке, «Никита Кожемяка», ноутбук для показа слайдов, музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»: медальки.

Чтение, вопросы, беседа, показ, рассматривание, объяснение, физминутка, игра «Скажи наоборот».

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях, просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Март

1 неделя

Занятие  № 49

Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.183

Связная речь :развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями;

Словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

Серии сюжетных картин на 1-й картинке изображено, как к Мише, на день рождения идут Ежонок, бельчонок, зайчонок. На 2-й – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки. На 3-й- медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки. На 4-й- кота прогоняют, зверята веселятся.

Загадывание загадки, составление рассказа, Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги», пересказ, вопрос- огтвет

Речевые игры: «Три линейки»

«Что вы видите вокруг?», «Живые слова»

Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Занятие  № 50

Басня Л.Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц.

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 171

Учить осмысливать аллегорию басни, ее образную суть;

Соотносить идею басни со значением пословицы.

Иллюстрации к басням И.А. Крылова и С. Михалкова, серия картинок с  фразеологизмами.

Создание мотивации, отгадывание басен по иллюстрациям, рассказ, чтение, беседа по содержанию, работа над пословицами «Сделал дело – гуляй смело»,«Семеро одного не ждут»

Игры по театрализации, детское творчество-рисование эпизодов по басням И. Крылова

Март

2 неделя

Занятие  № 51

Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет»,с.185

Связная речь :учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность.

Словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух.

15 сюжетных картин с разными животными; 6 картинок с изображением животных и их детенышей.

Загадывание загадок, игра «Кто у кого», «Выбери начало», «Учимся рассуждать», «Составь рассуждение»; чтение рассказа М.Пришвина «Еж»

Речевые игры: «Скажи, какой»

«Найди другое слово», «Слово заблудилось»

Дыхательная гимнастика: «Заблудился»

Артикуляционная гимнастика  «Ступеньки»

Занятие  № 52

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

О.С. Ушакова заблудился «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с. 173

Поддерживать интерес к образным выражениям;

Углублять представления о пословицах и поговорках;

Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Атрибуты к инсценировкам песенок

Художественное слово, беседа, игра-имитация,  вопросы, заучивание, инсценировка

Разучивание песенки: «Заинька, где ты был-побывал», «Как на тоненький ледок»

Март

3 неделя

Занятие № 53

Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж". Составление рассказа по теме из личного опыта.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 189

Связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературным произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

Словарь и грамматика: познакомить со значением  слова игла;

Звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Сборник рассказов о природе М.Пришвина, картина «Лисята - братья»

Чтение рассказа "Ёж",  вопросы-ответы, физкультминутка, игра, беседа.

Речевые игры: «Скажи, какой»

«Найди другое слово», «Слово заблудилось»

Дыхательная гимнастика: «Заблудился»

Артикуляционная гимнастика  «Ступеньки»

Занятие №54

Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки».

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

с.176

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы;

Обогащать их речь фразеологизмами;

Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи.

Иллюстрации с изображением  весенней пробуждающей природы, несколько веток с почками в вазе.

 Чтение стихотворения, беседа о начале весны, обсуждение пословицы: «Весна красна цветами, а осень пирогами», упражнение «Я начну, а вы закончите».

 Рассматривание иллюстраций, слушание аудиозаписей.

Консультация для родителей «Роль поэзии в воспитании и развитии ребенка»

Март

4 неделя

Занятие № 55

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 190

Связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

Сказка Л.Толстого "Белка и волк"

Рассказывание сказки, вопросы-ответы, игра, физкультминутка

Речевые игры: Найди другое слово»

Дыхательная гимнастика: «Снеговик веселится»

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Занятие № 56

Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;

Уточнять знания детей о временах года;

Развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ;

Воспитывать желание познавать новое.

«Колесо времени» (времена года, виды календарей, иллюстрации времён года, портрет В. Даля, 12 бумажных птиц.

Вводное слово, чтение сказки, ответы на  вопросы, словарная работа:  «тройка»,  «знойно»,  «душно», «жать рожь»

Просмотр мультфильма

Апрель

1 неделя

Занятие № 57

Сочинение сказки на заданную тему.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 193

Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование;

Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна»

Сочинение сказки, вопросы, ответы, работа над интонацией, дидактические игры: «Летит пулей», «Прыгает-скачет», «Лить-поливать»

Речевые игры: «Угадай, о ком я скажу»

«Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

Дыхательная гимнастика:  «Путаница»

Артикуляционная гимнастика «Качалка»

Занятие № 58

Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек»

О.С. Ушакова  «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, с. 178

Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, поговорках, песенках, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Книги для тематической выставки «Русское народное творчество», фонограмма сказки, иллюстрации к сказке.

Демонстрация предметов, чтение, словарная работа, беседа по содержанию.

Просмотр сказки, викторина по сказке.

Апрель

2 неделя

Занятие №59

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 196

Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл по словиц;

Звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи.

Сказка "Как аукнется, так и откликнется"

Чтение сказки, беседа, вопросы- ответы, игра «Как сказать правильно».

Речевые игры: «Мишка музыкант»

«Три линейки»

Дыхательная гимнастика:  «Полное дыхание»

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Занятие № 60

Мордовский фольклор. Заучивание наизусть прибаутки «Давай, дружок, помиримся»

Хрестоматия к программе «Валдоня»

Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы;

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами;

Учить читать прибаутку наизусть, выразительно;

 Формировать умение давать полные ответы на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.

Давай, дружок, помиримся

- Из глины изгородь построим,

- Там репу вкусную посадим.

Кто придет воровать, Того можно поругать.

-Ах, сорока, ты сорока, Научи меня летать, Не высоко, не далеко

Чтоб дом тети увидать.

Беседа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание

Чтение мордовских народных сказок.

Апрель

3 неделя

Занятие №61

Описание пейзажной картины.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 197

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана

Рассматривание картины, вопросы-ответы, физкультминутка, чтение стихотворения, дидактические игры.

Речевые игры: Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Слово заблудилось»

Дыхательная гимнастика: «Ежик»

Артикуляционная гимнастика «Кружок»

Занятие №62

Басня И. Крылова «Лебедь, щука и рак».

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.179

Учит осмысливать содержание басни, аллегорию, образный язык строя.

Уточнить представления о жанровых особенностях басни.

 Формировать умения точно и выразительно излагать свои мысли.

Книга с басней И. Крылова «Лебедь, щука и рак».

Рассказ истории, чтение басни, беседа по содержанию, составление вариантов окончания басни.

 Чтение басен по желанию детей, рассматривание иллюстраций, творческое рассказывание.

Апрель

4 неделя

Занятие №63

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с. 199

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ – описание;

Словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [р] - [р‘], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] - [р‘]; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударении.

Картина «Если бы мы были художниками»

Рассматривание картины, беседа, рассказ, составление рассказа по картине, игра, физминутка.

Речевые игры: «Что вы видите вокруг»

Дыхательная гимнастика: «Ушки»

Артикуляционная гимнастика «Бульдог»

Занятие №64

Рассказ

Ф. Атянина «Ласточка».

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.290

Познакомить детей с творчеством Ф. С. Атянина  и его произведениями;

Обогащать словарный  запас детей новыми  словами  «обряд»,  «традиции»,  «обычаи»;

Развивать речь, память, мышление;

Воспитание уважения к культуре своего народа, его традициям, воспитание бережного отношения к труду людей.

Изба, печка, дрова, лавочка, ведро с водой, ковш, макет солнца, корзина с овощами (картофель, тыква, капуста, редька, помидоры), ветка вербы, птичка.

Аудиозапись мордовской песни, чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, игровые  упражнения

Чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае, отгадывание загадок. Заучивание пословиц, потешек, закличек, слушание национальной мордовской музыки. Проведение мордовских  подвижных тигр.

Апрель

5 неделя

Занятие №65

Пересказ

рассказа

М. Пришвина «Золотой луг»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.203

Связная речь: закрепить понимание специфики жанра рассказа; донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; учить пересказывать от третьего лица;

Словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

Звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Портрет М. Пришвина, картинка одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, муз. произведение Э. Грига " Утро".

Игру «Подбери слово», загадка, чтение, беседа по содержанию, словарная работа, работа над пословицей «Дрожит как осиновый лист»

Речевые игры: «Угадай, о ком я скажу», «Узнай по звуку», «Путаница»

Дыхательная гимнастика: «Постучи кулачками»

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Занятие №66

Чтение сказки Г.Х Андерсена «Гадкий  утенок».

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Уточнить знания детей о творчестве детского сказочника Г. Х.Андерсена;

Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

Формировать внимание к поэтическим образам.

Портрет писателя, текст сказки «Гадкий утенок», материал для детского творчества

Рассказ о писателе, чтение сказки, визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание

Игра «Что сначала, что потом», Игра «Найди отличия».

Май

1 неделя

Занятие №67

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.205

Связная речь: учить составлять связный рассказ по картине;

Словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.

Картины «Ежи», «Лиса с лисятами», «Белка с бельчатами»

Объяснение, беседа, рассуждение, показ иллюстраций, практические игровые задания

Речевые игры: «Кто проворней?»

«Загадка», «Живые слова»

Дыхательная гимнастика: «Подыши одной ноздрей»

Артикуляционная гимнастика «Жуем блинчики»

Занятие №68

Сказка-быль «Теплый хлеб» К. Паустовский

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Познакомить воспитанников с литературной сказкой  «Теплый хлеб».

Развивать умение внимательно слушать чтение, отвечать на вопросы предложениями из текста. Воспитывать на примере литературного произведения доброе отношение к животным, людям.

Закреплять умение четко проговаривать звуки.

Портрет писателя, текст  сказки, иллюстрации,

 Игровая ситуация, проблемная  ситуация, мотивация, игра «Прилагательные», «Назови еще»,  сравнение, чтение рассказа, беседа по содержанию  рассказа.

Загадки о хлебе, беседы о доброте, чтение рассказов о животных, игра «Что такое хорошо, что такое плохо» (о нравственных качествах человека)

Май

2 неделя

Занятие №69

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.207

Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения и многозначность слов; учить определять предмет по его основным признакам.

Картинки для игры «Угадай настроение», «Волшебный мешочек» для игры.

Игра «Задумай слово», «Ручка», «Ножка»

Речевые игры: «Найди другое слово», «путаница»

Дыхательная гимнастика: «заблудился»

Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Занятие №70

Чтение рассказа «Прыжок» Л. Н. Толстой

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

Осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; познакомить детей с творчеством русского писателя;

Совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

Портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу «Прыжок», модель парусного корабля, 

Рассматривание показ презентации, беседа, вопросы воспитателя, пояснения, игра «Волны»

Чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Май

3 неделя

Занятие №71

Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.211

Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему;

Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных;

Звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

Сюжетные картинки по темам

Рассматривание картин, игра «Дополни предложение»,  «Звуковые прятки» 

Речевые игры: «Что вы видите вокруг», «Живые слова»

Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар

Артикуляционная гимнастика «Змейка»

Занятие №72

Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Продолжать знакомить детей с произведениями классической детской литературы, познакомить с рассказом В.Драгунского.  Совершенствовать умение анализировать текст, с целью глубокого проникновения в его смысл.

Портрет писателя, текст рассказ  с иллюстрациями, другие произведения В.И. Драгунского, коробка с сюрпризом.

Чтение рассказа, беседа по содержанию, динамическая пауза: игра «Найди свою пару», работа с пословицами «Старый друг лучше новых двух»

Знакомство с творчеством В. И. Драгунского (тематическое оформление книжного уголка).

Май

4 неделя

Занятие №73

Рассказывание по серии сюжетных картин.

О.С. Ушакова.

«Занятия по

развитию речи

для детей 5-7

лет», с.243

Связная речь учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя сюжетные картинки.

Словарь и грамматика: продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Звуковая культура речи: упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.

 

Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты. Схема для составления описательных рассказов; мяч.

Игра на рифмовку «Зайка, зайка, где ты был…» «Найди одинаковые слоги», «Найди свой домик» (раздать предметные картинки: у кого первый звук в слове мягкий подходят к зеленому кружку, у кого твердый - к синему), «Найди пару» 

Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта» Чтение  В.Маяковский «Кем быть?»; игра  «Загадки о профессиях»,   « Кто, что, для кого?», «Доскажи словечко».

Занятие №74

Итоговая литературная викторина.

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», с.180

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить знания детей о малых фольклорных формах;

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности; развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции, сообразительность;

Воспитывать настойчивость в достижении положительных результатов.

Широкая по тематике подборка книг, атрибуты к соревнованиям.

Художественное слово,  викторина, итог.

Чтение сказок.

Список используемой литературы:

1.Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 288 с. – (Развиваем речь).

2. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 272 с.

3. Е.Н. Киркина. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): Пособие. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004, 352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста Подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Материал представлен в табличном варианте на один календарный ...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Лепка»

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Художественно-эстетическое развитие - «Рисование»

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе: Развитие кругозора

Перспективный план по программе "Детство" для подготовительной группы...

Перспективное планирование в подготовительной группе на тему: «Развитие художественно-творческих способностей в процессе продуктивной деятельности».

Перспективное планирование  в подготовительной  группе. ДатаТемаЦельМатериалыиюнь-сентябрьСбор природного и бросового материалаДля дальнейшей работы. октябрь1."Путешествие в с...

Перспективно - тематическое планирование в средней группе по речевому развитию

Перспективно - тематическое планирование по речевому развитию в средней группе...