ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ воспитателя Гокчян Мелине Самсоновна по творческой проблеме: «Развитие речи дошкольников через рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы»
материал по развитию речи

Гокчян Мелине Самсоновна

План самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_plan_samoobrazovaniya_gokchyan_m.s.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

воспитателя Гокчян Мелине Самсоновна

по творческой проблеме:

«Развитие речи дошкольников через рассматривание  иллюстраций и чтение художественной литературы»

на 2025 учебный год

г. Оренбург

Цель: развитие  речи  детей посредством художественной литературы с использованием рассматривания иллюстраций.

Задачи:

Учить внимательно, слушать и слышать произведение;

               Формирование интереса и потребности в чтении книг с использованием иллюстраций;

               Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;

               Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса;

               Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе;

               Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Актуальность

  Одной из главных проблем современного общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается, интерес к чтению стал падать. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Книга - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С ранних лет надо учить ребенка относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

   Видно, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

С детьми

Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов.

Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Путешествие в прошлое книги», «Моя любимая книжка», «Люди, которые трудятся над созданием книг»

Литературная  викторина «В гостях у сказки»

С/р игра «Библиотека», с/р игра «Книжный магазин» Составление с детьми творческих рассказов:  «История одной книги».

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой», «В гости к сказке», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи»

 

Продуктивная деятельность: игра «Книжкина больница»

С родителями

Опрос родителей на тему: «Сколько вы читаете?»

Беседа с родителями о необходимости водить детей в библиотеку рассказать о том, как это влияет на общее развитие  способностей ребёнка.

Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка».

Памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать детям».

Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, выставка «Моя любимая книга».

С педагогами

Семинар-практикум для воспитателей «Использование инновационной технологии «буктрейлер» в образовательной деятельности»

Консультация «Как важна литература с иллюстрациями»

Консультация для педагогов

 «Разучивание       скороговорок        как        средство развития речи ребёнка».

Памятка «Развитие психических, эмоциональных состояний детей посредством книготерапии»

РППС

Сборник иллюстрации

Изготовление и приобретение необходимых атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Сборник загадок, картотека с изображением сказочных героев.

Пополнение центра «Читай-сад»

Литература

Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова. – М. : Знание, 2009. – 96 с.

Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб. : Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

Логинова В. И., Максаков А. И., М. И. Попова и др. ; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф. А. – М., Просвещение, 1984 – 223 с.

Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

С детьми

Иллюстрации к сказкам.

Наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”

«Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот – навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” 

Копилка  выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Обобщение по изученным материалам.

Итоговое мероприятие «Посещение центра «Читай-сад» , внесение изготовленного каждым ребенком книжки – малышки с иллюстрациями

С родителями

Консультация на тему: «Воспитание будущего читателя»

Консультация «Правила поведения в  библиотеке »

Консультация «Как превратить чтение в удовольствие»

Беседа на тему: «Читаем детям (6-7лет);

Консультация на тему: «На сколько важно читать ребенку»

Папка передвижка «Книги в картинках»

С педагогами

Выставка методической литературы «Папки с qr-кодами»

Памятка «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация «Дети и книги»

Консультация «Игры на развитие мелкой моторики как средство развития речи детей».

Консультация для педагогов «Учите с детьми чистоговорки и потешки».

РППС

Пополнение центра «Читай-сад»

Изготовление дидактической игры: «Чудесный мешочек»

Просмотр мультфильма «Лиса и заяц».

Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.

Подбор загадок,  пословиц, поговорок, крылатых выражений, скороговорок

Материал для книжек – малышек.

Литература

Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В. И. – М., Просвещение, 1992 – 64

Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c

Ушинский К. Д. Родное слово –Новосибирск,1994.-128с

Журналы «Дошкольное воспитание» №6.-2010г. ,№5 -2001г. ,№5- 2009г. ,№2-2010г., №7- 2010г. ,№5 -2012г. ,№6- 2010г. ,№5- 2010г.

Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.Лишь гениальному взгляду ребенка,Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершиныУдивительное искусство...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Сборник игр, направленных на развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Предлагаемые материалы могут быть  использованы в деятельности воспитателя детей  дошкольного возраста, направленной на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сб...

Серия семинаров-практикумов для воспитателей по теме "Развитие речи воспитанников через приобщение их к художественной литературе"

Статья содержит три семинара практикума по темам "Организация книжных уголков в группах", "Что такое рукотворная книга?" и "Методы  обучения детей пересказу и заучиванию ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...

«Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...