Сообщение «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
материал по развитию речи

Сорокина Светлана Викторовна

Сообщение «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

                                                                                                                            Подготовила воспитатель:

                                                                                        Сорокина С.В.

                                                                                                                                                   

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослые легко устанавливают эмоциональный контакт с детьми дошкольного возраста, что способствует раскрытию общения и даёт возможность проследить правильность использования детьми разнообразных морфологических, синтаксических форм и словообразования.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся слушать произведения разных жанров, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Первое ознакомление детей с произведениями литературы происходит через чтение малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки. Небольшие по содержанию произведения обогащают словарь дошкольников, дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребёнок легко запоминает такие речевые формулы, как «петушок – золотой гребешок»«коза-дереза» и др.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичность, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл произведения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма.

Произведения литературы и фольклора воспитывают у начинающих читателей чувство эмпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Познание ребёнком окружающего мира через слушание произведений художественной литературы способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные таким образом связи грамматически оформляются и отражаются в речи ребёнка младшего дошкольного возраста. Благодаря использованию в процессе образовательной деятельности и вне её чтения произведений литературы и фольклора происходит увеличение числа предлогов и наречий, употребление сложноподчиненных предложений, овладение словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Методические приёмы формирования грамматически правильной речи в условиях чтения литературных произведений и фольклора достаточно разнообразны, они определяются содержанием образовательной деятельности, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.

При работе с художественными произведениями и фольклором в дошкольном возрасте могут использоваться разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, пересказ коротких рассказов и сказок.

Пересказ после прослушивания произведений – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Образовательная деятельность по обучению детей пересказу обогащает язык, развивает последовательность и логичность мышления и речи.

Существуют разнообразные методы и приемы формирования грамматического строя речи детей через ознакомление их с произведениями литературы и фольклором:

1. Чтение художественных произведений.

2. Рассматривание иллюстраций по прочитанному.

3. Беседы.

4. Обсуждение прочитанного текста.

5. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений.

6. Разыгрывание мини-спектаклей.

Существенное значение имеет грамотная, образная речь взрослых (родителей и педагогов). При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребёнка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо готовить детей внутренне и психологически к последующей деятельности, т. е. к обсуждению прочитанного, хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребёнком.

Художественный текст должен подбираться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание важно уделять умению педагога выразительно читать текст, делать логические ударения, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст.

Основная задача педагога при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через чтение произведений литературы и фольклора – вызвать у маленьких читателей желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное.

Таким образом, формированию грамматически правильной речи у детей способствует чтение произведений художественной литературы. Через чтение произведений литературы дети узнают много новых слов, у детей формируется звуковая культура речи, монологическая и диалогическая речь. Литература помогает детям выражать свои мысли, отношение к прочитанному. Важно предлагать дошкольникам те задания, которые будут им интересны по форме предъявления, содержанию, особенные по своей интеллектуальной красоте способы и методы решения разнообразных задач.

Благодаря использованию в процессе образовательной деятельности и вне её чтения произведений литературы и фольклора, происходит увеличение числа предлогов и наречий, употребление сложноподчиненных предложений, овладение словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...