Дифференциация звуков (З) и (Ж)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шарагина Елена Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе с 5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  в разновозрастной  группе «Фантазеры»
на тему «Дифференциация звуков /з /– /ж/».

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з/ - /ж/.

 Задачи:

 Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками /з/ и /ж/

 Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

 Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Материал: фишки, картинки с изображением комара и жука по количеству детей, картинка для чистоговорки (жаба, жук, знак вопроса, дом), картинка для стихотворения (ель, ежик), иллюстрация чижа.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята, вставайте в круг. Ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика

Поиграем с язычком

«Окошко» (широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно»)

«Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы)

«Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты)

Игра «Жуки и комары»

- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Жуки и комары». Для этого мы разобьемся на команды. Подойдите к стульчикам и возьмите картинку. Посмотрите, кто изображен  на ней: комар или жук. У кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жук – 2 команда.

- Как жужжат жуки? (жжжж) (громко, тихо)

- А как комары? (зззз) (громко, тихо)

- Первая команда придумывает слова, начинающиеся на звук /з/, а вторая – со звука /ж/ (дети называют по одному слову на заданный звук) за каждое слово команда получает фишку. Чья команда наберет больше фишек – победит. (в конце игры считаем фишки) Молодцы!

Игра «Поймай звук в слове»

 - Ребята, сейчас я буду называть слова, в которых есть звуки  /з/ или /ж/, а вы будете выполнять соответствующие движения:

  - на /з/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;

  - на звук /ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук). Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

Чистоговорки:

  1. ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

          ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

          ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
         ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
 (Дети произносят чистоговорку  тихо, громко)

  1. (картинка для лучшего запоминания чистоговорки)

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

Игра "Хлопни или топни"

 Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук /з/, топните ногой, если услышите звук  /ж/:

 Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

 - А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):

 Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

 - Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):

 Ложказубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

 

 Физкультминутка

Ежик топал по тропинке 
И грибочки нес на спинке 
Ежик топал не спеша, (ходьба на месте).
Тихо листьями шурша (ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка, 
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку (прыжки на месте).

 

 Игра "Доскажи словечко"

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?...   (Зайка.)

         

Я сижу едва не плача,

Очень трудная...   (задача).

 

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла...   (зима).

 

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(
зарядку)!

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит, 
Весь иголками покрыт. 
Слышишь топот шустрых ножек? 
Это наш приятель…(ёжик).

Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /ж/, а целых два, не один звук /з/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук /ж/ , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».

со звуком /з/ - земля, звезда, зигзаг, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

  • Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»(отрывок):

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Вот он (показ картинки)

- Как ласково эту птичку  называют в стихотворении? (чиженька)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Дидактическая игра «Измени слово».

- Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «ж»:

(Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …)

Заучивание стихотворение С. Маршака(отрывок):

(картинка для лучшего запоминания)

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

3.Рефлексия.

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...