Дифференциация звуков (З) и (Ж)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе с 5 до 7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «Фантазеры»
на тему «Дифференциация звуков /з /– /ж/».
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з/ - /ж/.
Задачи:
Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками /з/ и /ж/
Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.
Материал: фишки, картинки с изображением комара и жука по количеству детей, картинка для чистоговорки (жаба, жук, знак вопроса, дом), картинка для стихотворения (ель, ежик), иллюстрация чижа.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ребята, вставайте в круг. Ты мой друг и я твой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
Поиграем с язычком
«Окошко» (широко открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно»)
«Чистим зубки» (улыбнуться, открыть рот; кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы)
«Чашечка» (улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» т.е. слегка приподнять кончик языка)
«Дудочка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты)
Игра «Жуки и комары»
- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Жуки и комары». Для этого мы разобьемся на команды. Подойдите к стульчикам и возьмите картинку. Посмотрите, кто изображен на ней: комар или жук. У кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жук – 2 команда.
- Как жужжат жуки? (жжжж) (громко, тихо)
- А как комары? (зззз) (громко, тихо)
- Первая команда придумывает слова, начинающиеся на звук /з/, а вторая – со звука /ж/ (дети называют по одному слову на заданный звук) за каждое слово команда получает фишку. Чья команда наберет больше фишек – победит. (в конце игры считаем фишки) Молодцы!
Игра «Поймай звук в слове»
- Ребята, сейчас я буду называть слова, в которых есть звуки /з/ или /ж/, а вы будете выполнять соответствующие движения:
- на /з/ – хлопаем один раз в ладоши – ловим комара;
- на звук /ж / - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук). Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.
Чистоговорки:
- ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу. (Дети произносят чистоговорку тихо, громко)
- (картинка для лучшего запоминания чистоговорки)
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).
Игра "Хлопни или топни"
- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук /з/, топните ногой, если услышите звук /ж/:
Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).
- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют):
Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.
- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют):
Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.
Физкультминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
Ежик топал не спеша, (ходьба на месте).
Тихо листьями шурша (ладошками шуршим).
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чем-то, ловко
Раздобыл косой морковку (прыжки на месте).
Игра "Доскажи словечко"
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?... (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная... (задача).
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла... (зима).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку)!
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик).
Игровое задание
- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /ж/, а целых два, не один звук /з/, а два звука. Давайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук /ж/ , хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза: со звуком /ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда ».
со звуком /з/ - земля, звезда, зигзаг, заказ, заноза, роза.
- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?
- Какое слово понравилось произносить?
- Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка»(отрывок):
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
Чиж!
Чиж!
Чиж!
Чиж!
- Вот он (показ картинки)
- Как ласково эту птичку называют в стихотворении? (чиженька)
- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)
Дидактическая игра «Измени слово».
- Я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «ж»:
(Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …)
Заучивание стихотворение С. Маршака(отрывок):
(картинка для лучшего запоминания)
Ель на ежика похожа:
Ель в иголках, ежик тоже.
3.Рефлексия.
- С какими звуками мы сегодня играли?
- Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...
