Конспект занятия по развитию речи «Посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Егорова Лариса Сергеевна

Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные:

*Познакомить с чертами русского народного фольклора;

*Закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества. 

Развивающие:

*Развивать внимательность, любознательность, речевые умения. 

Воспитательные:

*Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа. 

 

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка. 

Словарная работа:

Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потешки, загадки  

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: сундучок, письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_posidelki.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                   детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

                   Конспект занятия по развитию речи

                                       «Посиделки»  

                                     (знакомство с фольклором)

                                               в старшей группе

 

                                           

 

                                    

                Подготовила

                                                                           воспитатель: Егорова Лариса Сергеевна

Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные: 

*Познакомить с чертами русского народного фольклора;

*Закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества. 

Развивающие: 

*Развивать внимательность, любознательность, речевые умения. 

Воспитательные: 

*Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа. 

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка. 

Словарная работа:

Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потешки, загадки  

Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: сундучок, письмо.

Оформлен зал под русскую избу. Стоят лавки вдоль стены, покрытые домоткаными половиками, стоит стол с самоваром посреди избы. Звучит русская народная мелодия. В избу входит хозяйка(Воспитатель).

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть. Будьте, как дома! Я вас пригласила на посиделки. Для каждого у меня найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь потихоньку на скамеечку. Вы заметили какой у меня наряд? И вы одеты необычно, а как в далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Вот тогда-то и устраивали посиделки вечером. 

(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

— Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие детки! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дядюшка Фольклор». Интересное послание, и имя странное — Фольклор. А что такое фольклор?

Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

Воспитатель: -Да, из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы.

Воспитатель: -: а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: — Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями — фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.

1.За домом у дорожки висит пол лепёшки. 

Без рук, без ног, зато с рогами, а ходит он под небесами.

(Загадка).

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты такой?

Говори поскорей.

Не задерживай

Добрых и честных людей!

 (Считалка)

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

(Скороговорки)

Вот как Петя хорошо

Поливает грядку!

Там теперь все лягушата делают зарядку!

(Частушка)

«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была…»

(Сказка).

Богат Ермошка —

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка

На окошке

Шьет рубашку

Для Ермошки!

Собачка-пустолайка

Лепешки печет.

Кот в уголке

Сухари толчет.

(Небылица).

Поспешишь — людей насмешишь. (Пословица)

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

 (Закличка).

Федя – бредя съел медведя,

Упал в яму, кричал мама. (Дразнилка)

-Молодцы! Отправляемся дальше в путь. В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом теплыми воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

Ребенок читает стих:

Люблю берёзку русскую, 

То светлую, то грустную,

 В белёном сарафанчике, 

С платочками в карманчиках. 

С красивыми застёжками.

 С зелёными серёжками.

 Люблю её нарядную, 

Родную, ненаглядную,

 То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Воспитатель: -Давайте посмотрим, как добры молодцы и, красны девицы водили хоровод в старину (показ видео)

-Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь

Воспитатель: -А сейчас мы с вами поводим хоровод (Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»)

Воспитатель: -Что бы нам продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки.

-Вы готовы?

Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет.  (Солнце) 

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей) 

-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки! 

Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко) 

Лежит колода посреди болота — не гниет, не сохнет. Лишь иногда на белый свет показывается.  (язык)

Воспитатель: -Молодцы.

-Ребята, а вы русские народные сказки знаете? 

-Ну тогда загадки про сказки.

— В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)

— Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный …(Теремок) (показ отгадки)

— В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко) (показ отгадки)

Воспитатель: -Ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы! Пришло время поиграть в веселую игру

-Но, чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)

-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.

-В игре допустимы оскорбление друг друга, грубость, нечестность? (ответы детей)

Дети: Нет

Воспитатель: -А что всегда ценится в игре? (ответы детей) Верно. Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание, чуткость.

-Но сначала надо выбрать   ведущего. Кто знает считалку?

Ребенок: «На златом крыльце сидели,

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будишь такой?

Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»

Русская народная игра: «Ворон»

Воспитатель: —Вижу, веселее вам стало, а уж чтобы вас еще сильнее развеселить хочу вам спеть. (Сама пою частушку)

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны

-Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Воспитатель: —Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. (показ слайда, видео) 

 Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками Мила, Аня, Алиса. 

Если хочешь быть изящной,
Кушай овощ настоящий.
А омлетик из яйца
Улучшает цвет лица.

 

Ешь орехи для ума,

Мед для наслаждения.

Ну а ягоды нужны

Нам для вдохновения.

 

Мы частушки дружно пели.

В такт ногами топали.

А сейчас мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали. 

Воспитатель: Спасибо за частушки потешные!  

                 Где песня льется,

                 Там легче живется!

-Молодцы! Продолжаем путь дальше.

— Давайте поговорим о скороговорках — «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

—  Три вороны на воротах;

— Около кола колокола;

— Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Воспитатель: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица  

недаром молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…», «Кончил дело — …», «Хлеб — …всему голова», «Хорошо в гостях, а…..»

Воспитатель: — Молодцы

—  Быт людей отмечен веком.

      Поменялся старый мир.

      Нынче все мы по «сусекам»

      Личных дел или квартир.

      Наш досуг порою мелок,

      И чего там говорить,

      Скучно жить без посиделок

       Их бы надо возродить.

— Я думаю, что нам это сегодня удалось. Вы вспомнили   все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. -А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали?  Как в народе говорят: «Кончил дело — гуляй смело!».

— Кончилось веселье-

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь! (Приглашаю за стол на чаепитие) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Знакомим с русской народной культурой "Посиделки", конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Программное содержание: формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, ла...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...