Конспект занятия по развитию речи «Посиделки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные:
*Познакомить с чертами русского народного фольклора;
*Закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества.
Развивающие:
*Развивать внимательность, любознательность, речевые умения.
Воспитательные:
*Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потешки, загадки
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: сундучок, письмо.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по развитию речи
«Посиделки»
(знакомство с фольклором)
в старшей группе
Подготовила
воспитатель: Егорова Лариса Сергеевна
Цель: обогащение знаний детей о русском народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные:
*Познакомить с чертами русского народного фольклора;
*Закрепить знания о видах и жанрах русского народного творчества.
Развивающие:
*Развивать внимательность, любознательность, речевые умения.
Воспитательные:
*Воспитывать интерес к фольклору, культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: прибаутки, скороговорки, заклички, потешки, загадки
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: Знакомство с видами и жанрами русского народного творчества (заучивание поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: сундучок, письмо.
Оформлен зал под русскую избу. Стоят лавки вдоль стены, покрытые домоткаными половиками, стоит стол с самоваром посреди избы. Звучит русская народная мелодия. В избу входит хозяйка(Воспитатель).
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас видеть. Будьте, как дома! Я вас пригласила на посиделки. Для каждого у меня найдется и местечко, и словечко. Присаживайтесь потихоньку на скамеечку. Вы заметили какой у меня наряд? И вы одеты необычно, а как в далёкие времена, когда жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас. Вот тогда-то и устраивали посиделки вечером.
(раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)
— Ребята, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он. (открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие детки! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дядюшка Фольклор». Интересное послание, и имя странное — Фольклор. А что такое фольклор?
Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…
Воспитатель: -Да, из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы.
Воспитатель: -: а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: — Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора. Давайте познакомимся с их жителями — фольклорными жанрами. Я буду пример приводить, а вы их назовите.
1.За домом у дорожки висит пол лепёшки.
Без рук, без ног, зато с рогами, а ходит он под небесами.
(Загадка).
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
(Считалка)
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
(Скороговорки)
Вот как Петя хорошо
Поливает грядку!
Там теперь все лягушата делают зарядку!
(Частушка)
«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была…»
(Сказка).
Богат Ермошка —
У него собака да кошка,
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
Вот как кошка
На окошке
Шьет рубашку
Для Ермошки!
Собачка-пустолайка
Лепешки печет.
Кот в уголке
Сухари толчет.
(Небылица).
Поспешишь — людей насмешишь. (Пословица)
Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
(Закличка).
Федя – бредя съел медведя,
Упал в яму, кричал мама. (Дразнилка)
-Молодцы! Отправляемся дальше в путь. В далекие времена все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой делились друг с другом теплыми воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.
Ребенок читает стих:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Близ тебя, березонька, красны девицы,
Да добры молодцы хоровод ведут!
Воспитатель: -Давайте посмотрим, как добры молодцы и, красны девицы водили хоровод в старину (показ видео)
-Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь
Воспитатель: -А сейчас мы с вами поводим хоровод (Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»)
Воспитатель: -Что бы нам продолжить путешествие нам нужно отгадать загадки.
-Вы готовы?
Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей)
-Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Лежит колода посреди болота — не гниет, не сохнет. Лишь иногда на белый свет показывается. (язык)
Воспитатель: -Молодцы.
-Ребята, а вы русские народные сказки знаете?
-Ну тогда загадки про сказки.
— В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь») (показ отгадки)
— Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный …(Теремок) (показ отгадки)
— В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? («Морозко) (показ отгадки)
Воспитатель: -Ребята, вы все загадки отгадали. Молодцы! Пришло время поиграть в веселую игру
-Но, чтобы игра проходила успешно, интересно, о чем надо обязательно помнить? (ответы детей)
-Верно, о правилах. Все игры имеют свои правила, соблюдение которых обязательно для всех.
-В игре допустимы оскорбление друг друга, грубость, нечестность? (ответы детей)
Дети: Нет
Воспитатель: -А что всегда ценится в игре? (ответы детей) Верно. Всегда ценятся честность, взаимопомощь, доброта, поддержка, внимание, чуткость.
-Но сначала надо выбрать ведущего. Кто знает считалку?
Ребенок: «На златом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будишь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых и верный друзей!»
Русская народная игра: «Ворон»
Воспитатель: —Вижу, веселее вам стало, а уж чтобы вас еще сильнее развеселить хочу вам спеть. (Сама пою частушку)
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны
-Ребята, а что я спела, частушку или песню?
Дети. Частушку.
Воспитатель: —Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. (показ слайда, видео)
Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками Мила, Аня, Алиса.
Если хочешь быть изящной,
Кушай овощ настоящий.
А омлетик из яйца
Улучшает цвет лица.
Ешь орехи для ума,
Мед для наслаждения.
Ну а ягоды нужны
Нам для вдохновения.
Мы частушки дружно пели.
В такт ногами топали.
А сейчас мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Воспитатель: Спасибо за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
-Молодцы! Продолжаем путь дальше.
— Давайте поговорим о скороговорках — «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.
— Три вороны на воротах;
— Около кола колокола;
— Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Воспитатель: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках – пословица
недаром молвится. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, труд, работу, есть про дом, людские отношения. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:
«Что посеешь…», «Щи да каша …», «Делу время -…», «Кончил дело — …», «Хлеб — …всему голова», «Хорошо в гостях, а…..»
Воспитатель: — Молодцы
— Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
— Я думаю, что нам это сегодня удалось. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. -А где же мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Как в народе говорят: «Кончил дело — гуляй смело!».
— Кончилось веселье-
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь! (Приглашаю за стол на чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Знакомим с русской народной культурой "Посиделки", конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Программное содержание: формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, ла...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
