Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Белорунова Светлана Владимировна

Развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка. В статье рассказывается о том, как в детском саду средствами музыкальных развлечений и досугов дети приобщаются к национальной культуре, знакомяся с традициями русского народа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкальной культуры и досуговой деятельности.

                                                                                               Белорунова С.В.

               МДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида» г. Саранск.

     Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

    Цели воспитания – развитие интереса у детей изучения мордовской культуры; развитие нравственных качеств личности ребёнка.

    Задачи воспитания:

Образовательные:

  1. Познакомить  детей с материальной и духовной культурой мордовского народа;
  2. Показать характерные изменения в культуре мордвы;
  3. Научить различать характерные черты мордовской национальной одежды.

Развивающие:

  1. Развивать слуховую и зрительную память детей;
  2. Развивать непроизвольное запоминание;
  3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры;
  2. Воспитывать толерантность, уважение к другой культуре;
  3. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

  Поставленные задачи реализуются через следующие формы  воспитательно - образовательного процесса:

  1. Непосредственной образовательной деятельности
  2. Кружковой деятельности
  3. Досугов и развлечений
  4. Экскурсий
  5. Конкурсов и выставок
  6. Познавательных бесед

  Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и  общими переживаниями.

   Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре  в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью -«Золотая осень», «День Матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом- «Троица».Так же дети познакомились с фольклором мордовского ансамбля «Келу».

   Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.

    На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

   Каждую первую неделю месяца педагоги организовывают прогулки по улицам города. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях города Саранска. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие лепнины, резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

  Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

   На протяжении всего года воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а так же с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

 Своё выступление хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Данный материал представлен для слушателей курсов повышения квалификации воспитателей Бугульминского муниципального района Республики Татарстан...

Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к национальной истории и культуре средствами народной игры"

Воспитание интереса и любви к национальной культуре через знакомство с народными  играми. Игры способствуют возвращению национальной памяти, узнаванию опыта, накопленного поколениями....

Приобщение детей к истоками фольклора средствами музыкальной культуры.2020

Приобщение детей к истоками фольклора средствами музыкальной культуры.2020...

«Русские народные праздники как средство приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, о кот...