Приобщение детей к истоками фольклора средствами музыкальной культуры.2020
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Высочкина Светлана Александровна

Приобщение детей к истоками фольклора средствами музыкальной культуры.2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_k_istokami_folklora.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников

к истокам русской народной культуры

средствами музыкальной деятельности.

Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Каждый год в наш детский сад, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми я выяснила, что детям нравится петь народные песни, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.

Цели:

  • Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;
  • Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;
  • Формировать целостное восприятие народной культуры.

Задачи:  

  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, движений, музицирования;
  • Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры,
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Предварительная работа:

  • Разучивание русских народных хороводов, песен, рождественских колядок, весенних закличек;
  • Разучивание с детьми плясовых элементов народного танца и хороводных перестроений;
  • Знакомить детей с народными обычаями и обрядами, укладом жизни и бытом, русскими народными костюмами;
  • Проведение календарных и фольклорных праздников: «Встреча осени», «Праздник урожая», «Святки», «Масленица» «Посиделки» и другие.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.

На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» являются ежегодными учебно-воспитательными мероприятиями в детском саду.

Планируемые результаты:

Реальными показателями практической работы будут являться:

- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей, состояния их здоровья и эмоционального благополучия;

- повышение интереса и уважительного отношения к многонациональной культуре нашей Родины;

- разработка, внедрение и распространение инновационных программ, технологий, направленных на ознакомление дошкольников с национальной культурой средствами народного творчества (выпуск методических рекомендации, научные статьи.);

- повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

Я в своей музыкально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость.    

Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей         системы музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальный руководитель:

Высочкина С.А.

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны «Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Инновационный педагогический опыт музыкального руководителя МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» Кадейкиной Галии Харисовны«Приобщение детей к истокам народной культуры,  средст...

Приобщение детей к истокам русского фольклора

Статья посвящена актуальной проблеме – приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, воспитание  на народных традициях и обрядах с помощью музыкального фольклора....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО, через знакомство с музыкальным народным фольклором

Приобщение  детей младшего дошкольного возраста к музыкальной культуре, через знакомство с музыкальным народным фольклором...

Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.

консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»

Педагогический опыт Приобщение детей к истокам народной культуры, средствами музыкального и устного фольклора»...

Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...