Методическая разработка проекта "Встречи с Самарой"
проект (старшая группа) по теме

Авраменко Валентина Анатольевна

Важное значение в современном образовательном процессе дошкольников отводится патриотеческому воспитанию. Данный проект направлен на изучение истории, инфроструктуры и природы родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proekta_vstrechi_s_samaroy.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проект: «Встречи с Самарой»

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Малая Родина.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры Самары на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков.

Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом  миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Самаре, который  является Родиной моих воспитанников.

Цель проекта: Воспитание у воспитанников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

Образовательная область «Социализация»

  1. Приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения в общественных местах города (библиотека, музей, метро и т.д.)
  2. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города.

Образовательная область «Познание»

  1. Расширить и углубить знания детей о городе Самаре, его истории, достопримечательностях, богатствах города.
  2. Развить умение узнавать и правильно называть увиденные места города
  3. Подготовить детей к школе, развивая кругозор и ориентирование в городе.

Образовательная область «Коммуникация»

  1. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи

Образовательная область «Безопасность»

  1. Формирование безопасного поведения в городском транспорте (автобус, троллейбус, метро)
  2. Передача детям знаний о безопасном поведении в условиях большого города.

Познавательная область «Труд»

  1. Воспитание ценностного отношения к труду самарцев.
  2. Формирование представлений о трудовой деятельности в Самаре и значении труда для благополучия города.

Познавательная область «Художественное творчество»

  1. Развитие детского творчества (альбомы с феррографиями, рисунки)
  2. Приобщение
  3.  к изобразительному искусству в музеях города

Тип проекта:
- исследовательский, прикладной;
- групповой;
- долгосрочный (сентябрь 2010-май2012)

Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.

Прогнозируемые результаты: Открытие с детьми своей «малой Родины», адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.
Этапы работы над проектом
 I.
Запуск проекта: экскурсии и беседы.
1. Экскурсии по улицам города. При этом обращалось внимание, какие у нас улицы, какие названия.
2. Выяснили у детей, в каких местах они любят гулять с родителями. Оформили альбом с фотографиями этих мест.
3. Просмотрели открытки с видами города и обсудили аналогичные вопросы.
4. Организовали экскурсию по ближайшим улицам, предприятиям, метро. Посещение «Загородного парка». Формирование навыков ориентирования в условиях городской инфраструктуры.

II. Выполнение проекта
1. Создание инициативной группы по реализации проекта, в состав которой входят - родители, дети старшей- подготовительной к школе группы, воспитатели.
2. Посещение библиотеки № 1, приобщение к чтению книг, уважительному отношению к библиотечному труду и правилам поведения в библиотеке.

3. Поездка к Вечному огню, формирование патриотических чувств и уважительного отношения к ветеранам.

4. Посещение музеев: Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина, Самарский литературный музей-усадьба А.Н. Толстого. Обсуждение экскурсии. Занятие по ИЗО: «Рисуем любимый город».

5. Посещение «Музея авиации и космонавтики имени С.П. Королева». Проведение спортивного-развивающего мероприятия «Юные летчики-космонавты».

6. Оформление фотоальбома «Достопримечательности нашего города».
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.
III. Подведение итогов
1. Проводится праздник «Мой любимый город» с участием родителей, интересных людей города, на котором демонстрируются выполненные в ходе проекта творческие работы, сообщается о совершенных практических делах.

2. Занятие «Вот она, Самара» с использованием электронного учебного пособия «Узнай свой город», разработанного Авраменко В.А.
3. Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач.
3. Создание презентации «Любимая Самара».

 Занятие:  «Вот она, Самара»
для детей подготовительной группы
Цель: Вызвать интерес к истории Самары; формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; познакомить с гербом и флагом города; воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, создавшим культурные достопримечательности города; формировать умение выражать свои мысли.
Материал. Географическая карта Самарской обл., герб и флаг города, картинки и фотографии прошлого и современного города; старинная утварь, сделанная руками мастеров; макеты деревьев и кустарников, растущих в нашем городе; электронное методическое пособие. 

Предварительная работа. Чтение и заучивание стихов о Самаре, песни о Самаре, экскурсия по городу, встречи с музейными работниками, просмотр видеофильмов, слайдов о достопримечательностях города, знакомство с работами городских художников.

Последовательность работы
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился. Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель: Как называется наша область, в которой мы живем?
Назовите города, в которых вы бывали или о которых слышали. (Ответы.) Когда говорят «самарец», «москвич», «казанец», «саратовец», «ленинградец», имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живет: «самарец» живет в городе Самара, «москвич» - человек, живущий в Москве, «казанец» -...
Воспитатель. В каком городе живем мы с вами?
Дети. В Самаре!
Воспитатель. Как вы понимаете пословицу: «Что ни город, то свой норов»? (Дети высказывают предположения.) Да, все города очень разные. У каждого из них есть отличительный знак - герб. (Дети рассматривают герб Самары.) (Воспитатель даёт информацию о гербе и флаге.)
Воспитатель. Дети, сколько вам лет? Миша, сколько тебе лет? А тебе, Аня? (И т.д.) А сколько лет вашим маме и папе? Как вы думаете, есть ли возраст у городов? (Ответы.) Сколько лет нашему городу Самаре?
Дети. Нашему городу 424 года.
424 года это хороший возраст для города, что говорит о его древнем происхождении и богатой истории.

Воспитатель. Самара в прошлом купеческий город, ставший промышленным центром и второй столицей в середине ХХ века на берегу реки Волга.  

Воспитатель: Мы познакомились с прошлым Самары, а сейчас давайте совершим путешествие по городу,  посмотрим, каков он сейчас и будем узнавать  и называть показанные места.
(По ходу рассказа о городе воспитатель демонстрировал слайды электронного пособия и задавал вопросы.)
   Города, как и люди, имеют своё лицо. Одни строгие, важные, величественные, но какие-то холодные. А другие, хоть и не имеют всех этих величественных архитектурных ансамблей, но по – своему красивы какой – то неброской красотой, теплотой, уютом.      У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это Дверцы Культуры и отдыха, библиотеки, кинотеатр, бассейны, парки отдыха, скверы, музей, Драматический театр, Театр Оперы и балета.

МДОУ детским садом № 131 Городского округа г.Самара

__________ А.И. Тихомирова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Методическая разработка НОД для старших дошкольников "Музыкальные улицы Самары"

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви...

Методическая разработка совместного мероприятия с детьми подготовительной к школе группы и их родителями МАДОУ «Детский сад №56» г.о. Самара

Данный материал содержит игры, способствующие развитию памяти, внимания и мышления детей. Кроме того, они  развивают интонационную выразительность. Совместные игры со взрослыми создают позитивный...

Методическая разработка Квест-игра «Путешествие по местам Самары, где установлены памятники животным» для детей средней группы

В игровой форме рассматриваем памятники и скульптурные композиции Самары с изображениями животных....

Методическая разработка по теме: «Мой край родной – Самара!» с детьми подготовительной к школе группы.

В данном материале говорится о развитии  у детей чувства патриотизма и любви к своей малой родине – городу Самаре....