Региональный (краеведческий) материал
рабочая программа по теме

Кунская Елена Геннадиевна

Часть программы, именуемая региональным компонентом, как она представлена в нашем детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Реализация регионального компонента в ДОУ.

   

   Региональный компонент всегда прослеживался в деятельности дошкольных учреждений, но только с ведением ФГТ к структуре программы  он занял свое достаточно значимое место.

   Национально-региональный компонент стал обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс. Он носит прикладной характер и ориентирован на освоение воспитанниками знаний, умений, навыков, необходимых для духовно—нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан  страны. Применительно к дошкольникам это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.  В данных условиях все большую актуальность приобретает нравственно-патриотическое воспитание детей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».  

                                                         Академик Д.С. Лихачёв

   Работа по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотизма у детей дошкольного возраста было бы логично разделить на несколько направлений: это, во-первых, изучение русской народной культуры, во-вторых,  изучение истории нашей Родины, в-третьих, изучение краеведческого материала и, в-четвертых, приобщение детей к семейным ценностям.

   Основным способом включения регионального компонента в содержание образовательного процесса является равномерное включение культурно-исторического и краеведческого материала в основное содержание образования.

   В процесс воспитания  и образования детей в нашем ДОУ включена парциальная программа О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и другие).

   Для программы автором выбраны следующие приоритеты:

  - Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они –  часть великого русского народа.

  - Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.

  - Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  - Очень важно знакомить детей с предметами народного творчества.

   Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства –  от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

   Для работы в этом направлении в детском саду создан уголок (мини-музей) русской избы, регулярно проходят праздники – развлечения «Осенняя ярмарка», «Посиделки на покров», «Колядки», «Встреча Масленицы».  

   Наряду с программой О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной  культуры», наши педагоги используют в своей работе и краеведческий материал, который знакомит воспитанников с их малой Родиной.  Материал поделен на блоки, изучение блоков происходит по спирали с постепенным углублением материала. Воспитателями регулярно разрабатываются дидактические игры и пособия, позволяющие в игровой форме заниматься изучением своего региона.

Мой дом, моя улица.

Заучивание названия улицы, где живет ребенок, полного адреса. Описание своего дома, сравнение с окружающими домами. Беседы о своей улице: сколько домов, узкая – широкая, прямая – извилистая; какие заведения есть на той улице, где живет ребенок, их назначение. Рисование, конструирование из бумаги макета дома, коллективное создание макета микрорайона. Д/и «Лото: мой микрорайон», «Автостопом по району»,

Город мой, где я живу.

Постепенное укрупнение своей Родины: улица – город – район – область – страна.

Изучение достопримечательностей города: совместный проект с детьми и родителями «Тебе есть чем гордиться, мой Красногорск», «Родной свой край люби и знай». Создание фотоальбомов, альбомов рисунков. Чтение стихотворений, рассказов о городе. Разучивание песен. Тематические блоки для бесед с детьми  «Спортивный Красногорск»,  «Культурный Красногорск», «История Красногорска» с рассматриванием альбомов, изучением истории учреждений, чтением стихотворений о них. Д/и «Лото: Красногорск», «Домино», «Разрезанные картинки», «Парочки» и т.п.

Предприятия Красногорска.

Беседы о ближайшем предприятии к детскому саду –  Бецеме, о рабочих, о выпускаемой продукции. Рассматривание фотоальбомов, чтение стихотворений. Презентации, видео по Бецеме.

Беседы о других предприятиях города и района: завод оптических приборов «Зенит», Красногорсклексредства, автоцентр Камаз и пр.

Куда приведет нас Ильинское шоссе.

Изучение таких достопримечательностей, как Усадьба – музей Архангельское, Музей техники, Театр Гонзага, Усадьба Ильинское, а так же знаменитая аллея Победы или аллея Героев 1812 года. Беседы о музеях, что там можно увидеть, зачем нам важно это хранить для людей. Создание фотоальбомов с небольшой информацией по данным достопримечательностям. Домино «Архангельское», д/и «Собери картинку», «Меморина».

Красногорск в период второй мировой войны.

Чтение газет и журналов с воспоминаниями красногорских ветеранов. Рассказы о войне в нашем районе. Встречи с ветеранами, изготовление для них поделок. Проведение экскурсии для старших воспитанников к памятнику воинам—штрафникам  с возложением цветов и минутой молчания. Проекты «Никто не забыт, ничто не забыто» и пр.

Природа родного края

Регулярные наблюдения за сезонными изменениями в природе, за представителями местной флоры и фауны, беседы, изучение Красной книги Московской области. Ежегодная эколого-краеведческая выставка поделок из природного материала.


Схема регионального компонента в МБДОУ детский сад № 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.

В статье  раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимо...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

Сотрудничество ДОУ и семьи в использовании краеведческого материала как средства формирования чувства гражданственности и патриотизма старших дошкольников.

Опыт взаимодействия семьи и ДОУ по формированию чувств гражданственности и патриотизма у старших дошкольников посредством использования краеведческог оматериала....

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста.

Использование краеведческого материала в воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста....