Патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по теме

Костина Галина Владимировна

  Нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, и тем более изучать его прошлое и настоящее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников».

Костина Галина Владимировна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14»

город Муром  Владимирской области.

   Нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо.

   Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, и тем более изучать его прошлое и настоящее.

Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

 В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется много внимания этой работе.

Используя региональный компонент, как одно из средств социализации дошкольников учитываем  следующее:

  • Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей образовательной  программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  • Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование и т. д.)
  • Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей. Чем разнообразнее способы, формы и приемы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлеченности.

Реализация  гражданского воспитания  осуществляется  посредством:

  • Освоения содержания как в процессе НОД, так и в повседневной жизнедеятельности.
  • Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций.
  • Проведения праздников и концертов, имеющих краеведческую  тематику.
  • Организация видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий.
  • Вовлечение детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, концертная  деятельность для  жителей микрорайона, проведение благотворительных  акций).

Знакомство с малой Родиной мы начинаем  с целевых прогулок  и экскурсий.

      Проводя  целевые прогулки, обращаем внимание детей на красоту природы, знакомим с названиями растений, учим любоваться и восхищаться природой: не научившись этому, ребенок не сможет полюбить мир природы, остается к нему безучастным.

      Проводя экскурсии по Мурому, обращаем внимание детей на  названия улиц,  на архитектуру, достопримечательности, вспоминаем профессии людей, которые строят город, следят за чистотой на улицах, их красотой  и т.д.

   При посещении музея дети знакомятся с предметами быта, традиционной одеждой, орудиями труда, с народно-прикладным искусством.  

В работе с детьми мы используем проектную деятельность. Для детей старшего дошкольного возраста разработаны следующие проекты:

  • «Люби и знай  родной свой край»,
  • «Не красна изба углами»,
  • «Истории обычных вещей».

   Для детей подготовительной группы наработан методический материал по теме «Живая Русь»

 

Основная задача – пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю, вызвать желание познать его через чувство удивления и      восхищения.

  Организуя работу по ознакомлению детей с профессиями, мы стараемся привлечь к этому родителей: они рассказывают нам о своей работе, показывают фотографии и т.д. Именно трудовая деятельность человека является тем звеном, которое связывает мир природы и мир  людей.

Формированию любви к родному краю способствуют встречи с дедушками и бабушками наших воспитанников.

В гости приходили:

 Зацепина А.К., - бабушка Василисы. Она показала свои вышивки.

 Карлина Н.А., бабушка Жени, показала салфетки, скатерти связанные крючком.

Дети с огромным интересом наблюдали за их  работой, разглядывали орнаментные узоры.

Мешков А.И., дедушка Димы, показал детям изделия  традиционных народных промыслов из бересты (туески, корзинки), из прутьев ивы.

   Такие встречи способствуют установлению связей между поколениями, укрепляют взаимоотношения детского сада  и семьи,  формируют уважение к родным и их труду.

Соприкосновение с народным искусством подталкивает детей к такой деятельности, в которой они могли бы выразить свои чувства: дети с увлечением рисуют, делают аппликации, занимаются ручным трудом.

 Регулярно, совместно с родителями, проводим праздники: «Осенины», «Посиделки», «Капустники», «Калядки», «Масленицу», «День Победы», «День семьи любви и верности».

Совместно с  КОСом № 11 и № 12 проводили мероприятия  для жителей микрорайона «День пожилого человека», «День инвалида».

Привлекаем детей и их родителей к уборке территории детского сада, к ремонту оборудования на участках.

Все  вышеизложенное позволяет сделать вывод: построение образовательного процесса на краеведческом материале помогает решить ряд задач:

  • формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому,
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
  • воспитывать  бережное отношение к месту, где появился на свет;
  •  формировать  умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...