Актуальность воспитания чувства гражданской принадлежности в старшем дошкольном возрасте.
статья на тему

Резвых Ульяна Владимировна

В данном файле представлен материал воспитателя ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, раскрывающий важность воспитания у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданской принадлежности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность воспитания чувства гражданской принадлежности

в старшем дошкольном возрасте

Нравственность (мораль) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра  и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Многие и многие великие люди в прозе и в стихах уже сказали, что Санкт-Петербург – великий город, один из красивейших городов мира, культурная столица России… От себя добавим лишь, что для нас, приехавших из области, Петербург стал родным домом, местом рождения наших детей. Поэтому очень горько видеть, что находятся люди, которые, формально являясь горожанами, петербуржцами (с точки зрения закона жителем Санкт-Петербурга является гражданин, который постоянно или преимущественно здесь живёт), ведут себя безответственно, как чужаки, нанося немалый ущерб городу и отравляя жизнь окружающим. Результат такого отношения – разрушенные памятники истории и культуры, сорванные двери и разбитые окна парадных, искорёженные стены, в подпалинах пожаров и нецензурных надписях, переломанные деревья и кусты, свалки мусора во дворах… Те, кто всё это совершает, и те, кто допускает это, не осознали себя гражданами, принадлежащими к городскому сообществу. Горожанин, гражданин города – это тот, кто любит свой город, кто ответствен за его судьбу, поэтому считаем актуальной сегодня и всегда задачу воспитания у детей чувства гражданской принадлежности.

Настоящего петербуржца (по сути, а не формально) можно отличить от многих "постоянно проживающих" не только по хорошему знанию своего города, его истории и культуры, но и по особой сдержанности и деликатности в отношении к людям, готовности помочь, объяснить, показать дорогу. Это о нём говорят, что, идя даже по замусоренным улицам, он не бросит бумажку себе под ноги, а будет искать урну. Мало знать и уметь, надо ещё и действовать, совершать поступки, вести себя как настоящий петербуржец.

Существуют Уголовный, Гражданский кодексы РФ, кодекс РФ об административных нарушениях, закон РФ "Об охране окружающей природной среды", правила дорожного движения и т. д., которые призваны осуществлять правовое регулирование поведения людей, их повседневной жизни. Но самое важное, на наш взгляд, чтобы у каждого человека был внутренний стержень поведения: любовь к родному городу.

Известно, что практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте. В это время они лишь зарождаются. Поэтому нужно понимать, что в возрасте 5-7 лет ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, однако, нельзя упускать это благоприятное время для начала воспитания любви к Родине. Если мы, взрослые, будем воспитывать у детей чувство любви и привязанности к родному дому, городу, то со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Воспитываются эти чувства на разном материале. Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь природу, вещи, сообщаем ребёнку знания о его собственном доме, об улице, на которой он живёт, о районе, городе, стране, наконец, о планете, закрепляем представления о равенстве всех народов, живущих на Земле, воспитываем уважение ко всем народам, приобщаем дошкольников к традициям города, страны. Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству, так как  воспитание примером – самый действенный способ формирования личности.

 Неоправданно было бы ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, города, их географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, наш город, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, отрицательно относится к неблаговидным поступкам, стремиться соблюдать правила городской жизни, то можно считать, что задача воспитания чувства гражданской принадлежности выполнена в пределах, доступных старшему дошкольному возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пр...

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

Тема: Формирование гендерной, семейной, гражданской   принадлежности у детей дошкольного возраста.   Зам. дир. по УВР: Кор...

Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают  душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...