«ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Миронова Лариса Ильинична

Из опыта работы педагога Мироновой Ларисы Ильиничны

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_detmi_raznykh_natsionalnostey1.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ -

ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Из опыта работы педагога Мироновой Ларисы Ильиничны

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

2014г.

Порой приходится слышать мнение, будто ребенок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Дело в том, что отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей.

Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие интернационального воспитания дошкольников. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.

Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: смех или, напротив, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей с необычными для восприятия детей ярко выраженными внешними особенностями, говорящими на непонятном для ребят, а потому «смешном» язьже, отказ вступать в общение с ними. Детская бестактность обнаруживается в назывании сверстников по национальности, а не по имени (порой с недоброжелательным оттенком), в прямом вопросе к незнакомому человеку, направленный на выяснение его национальности или расовой принадлежности, в громком высказывании своих впечатлений от неожиданной, только что состоявшийся встречи, к примеру, в общественном транспорте, с человеком другой расы или национальности (да еще в его присутствии).

Причины отрицательных проявлений кроются в детской непосредственности, весьма ограниченном жизненном опыте, отсутствуют необходимые представления о людях других национальностей, культуры общения с ними.

Что необходимо учесть педагогу при формировании у дошкольников непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей? Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упускать это из виду. Если кто-либо из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями старательно развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, отмечать положительные качества ребенка и т.д.).

Часто неумение ребенка правильно говорить по-русски вызывает насмешки сверстников, а у него чувство обиды. Как быть? Если кто-то из ребят не сообразит, как помочь товарищу в этой ситуации (не надо спешить, возможно дети сами среагируют), воспитатель должен верно оценить происходящее, не оставить без внимания. Например, можно спросить детей: «Сколько языков вы знаете?» Многие ответят, что один. Тогда педагог должен сказать: «А наша Динара знает два: татарский и русский. Она хорошо танцует, поет татарские песни. А по-русски еще не всегда говорит правильно, надо ей помочь». В другом случае можно предложить детям сравнить татарские пословицы с русскими, чтобы убедить их в мудрости обоих народов. Если ребята стесняются говорить на родном языке, то воспитатель должен попросить их спеть песню, прочитать стихи на языке своего народа, обязательно заметив, что язык по-своему красив.

Там, где интернациональное воспитание осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка иной национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию - интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа есть свой язьж. Такой пример. В группу пришел новый мальчик, мордвин. Дети стали не только делиться с ним игрушками , но и сами «изучать» мордовский язык. То и дело они обращались к воспитателю: «А вы сейчас на «стулне» (стуле) сидели? Или, подавая руку, произносить слово «здравствуйте» по-мордовски.

В нашем детском саду наряду с российскими детьми воспитываются дети из Узбекистана с корейскими корнями - братья Вова и Сабир. Некоторое время они не контактировали с другими детьми, поскольку привыкли дома играть вдвоем. К тому же не знали русского языка, а значит, ни о чем не могли спросить, договориться. Возникающие проблемы братья порой старались решить «силой». Естественно детям это не нравилось. Ин необычные лица тоже «не остались без внимания». Тогда педагог нашел правильный подход: с помощью ребят начал активно обучать корейских ребят русскому языку. Обнаружив склонность Вовы и Сабира к рисованию, предложил им «рассказать в рисунках о родном Узбекистане. Привлек родителей ребят к переводу узбекских сказок на русский язык. А те, почувствовав внимание к сыновьям, подарили детскому саду национальные сувениры. Подарок стал украшением группы. Постепенно мальчики завоевали авторитет у сверстников, нашли друзей. Надо ли выяснять у ребенка, пришедшего в детский сад, национальность и сообщать об этом остальным детям? Нет, этого делать не следует. Пробуждающееся у ребят чувство национального самосознания, настороженное отношение отдельных родителей к тому, как будет принят их малыш в детском саду, где большинство детей иной, или иных национальностей, требуют от педагога особого такта, деликатности.

Если ребенок плохо владеет языком, на котором говорит большинство детей группы, или его внешние данные «заявляют» о принадлежности к другому народу, то на это обстоятельство родители сами обращают внимание педагога. В таком случае не откладывается на «потом», надо познакомить ребят с данным народом. Это необходимо сделать для оказания помощи ребенку в завоевании симпатии, уважения товарищей. Не обязательно проводить специальные занятия, поскольку работа по интернациональному воспитанию осуществляется постоянно. Достаточно при участии родителей новичка подобрать сказки соответствующего народа, художественную литературу, красочные иллюстрации и побеседовать с детьми. По-возможности, организовать встречу, разговор с родителями ребенка, пополнить «уголок дружбы» предметами быта, произведениями народно-прикладного искусства данного народа.

Общение ребенка с детьми разных национальностей может проходить в разных условиях: вне детского сада при участии родителей; в рамках одной группы дошкольного учреждения, в двух расположенных рядом детских садах с разными национальным составом ребят. Организация такого общения, особенно детей двух дошкольных учреждений, требует тщательной подготовки.

Надо помнить и о возможности общения детей с взрослыми разных национальностей: сотрудниками детского сада, родителями ребят, шефами, иностранными делегациями. Интересен в этом плане наш опыт. Воспитатели тщательно продумывают содержание и формы такого общения. Проводят встречи с сотрудниками детского сада - людьми разных национальностей, среди которых: татарка - медицинская сестра. Приглашают в гости бывших воспитанников детского сада разных национальностей. Они рассказывают ребятам, как дружно жили в детском саду, любили петь русские песни, играть в татарские игры, водить украинские хороводы.

Встрече с родителями, работающими на железной дороге - станции Рузаевка, предшествовала экскурсия в вагонное и локомотивное депо, где трудятся люди разных национальностей. На доске Почета дети увидели фотографии передовиков производства. Как они радовались, узнавая лица родителей и родственников!

Общение детей с людьми труда в детском саду, на производстве, в поле требует от педагогического коллектива большой подготовки: разработки сценария, индивидуальной работы с родителями, изготовление сувениров для гостей, оформление выставок детских рисунков, помещения и т.д. Разнообразные формы организации встреч (чтобы детям каждый раз было интересно) при хорошо продуманном содержании, творческий подход педагогов расширяют кругозор детей, способствуют воспитанию у них симпатии, дружеских чувств к людям разных национальностей.

В нашем детском саду на день рождения детей приглашают родителей или близких родственников. Чтобы порадовать Таню в этот день, в детский сад пришла ее бабушка. Она была приятно удивлена: ребята, большую часть которых составляли русские, приветствовали ее по-мордовски. Их научила этому Таня. Дети с интересом слушали рассказ бабушки о жизни мордовских семей раньше и теперь, наперебой спрашивали, как звучит по-мордовски то, или иное слово. Затем для бабушки и внучки «был дан концерт». Готовили его дети по секрету от Тани. Так интересней! Кто подарил ей специально выученное для этого случая стихотворение, кто песню, кто сувенир. Таня исполнила народный мордовский танец, а бабушка угостила ребят сладким национальным блюдом «пачат».

Формирование уважения к народам нашей страны и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Одним из ведущих средств решения этой важной задачи была и остается художественная литература (ее разные жанры). Из книг дети узнают об особенностях жизни и быта своих сверстников, а так же о том, что характерно для ребят всех национальностей: они шаловливы, фантазеры, любят петь, танцевать, слушать сказки, играть. И еще очень-очень любят своих мам и всех тех, кто нуждается в их опеке, помощи.

Нравственные чувства осознаются дошкольниками в поступках, действиях, ситуациях, событиях. По данным исследования Н.В.Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Комментирование поступков литературных героев-сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоциональное отношение к окружающему. Если гуманные нравственные качества, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов мы ориентируемся на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих близких (прежде всего маму, папу, бабушку, дедушку), родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают набором тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, отзывчивость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках (или, по крайней мере, стремлении их совершить), требующих трудолюбия и хотя бы минимального умения трудиться. Без всего этого реальной дружбы и любви не существует. В то же время желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму (ведь это будет воспитывать, кроме нравственных качеств, еще и чувство юмора), а отрицательные проявления (эгоизм, лень, жестокость, жадность) высмеивались.

Попытаемся помочь воспитателям некоторыми методическими рекомендациями по использованию художественных произведений, подобранных в соответствии с указанным принципом.

Воспитатель усаживает рядом с собой Машеньку и Ванечку (кукол в русских народных костюмах) и приглашает всех желающих детей средней группы принять участие в общем разговоре.

-        Скажи, Ванюшка, кого ты любишь больше всех на свете?

  • Маму, мамочку, мою.
  • А ты когда-нибудь говорил ей об этом? -Да, сегодня.
  • А что же ты ей сказал?
  • Мама, я тебя люблю, Что не знаю прямо!

Я большому кораблю Дам названье «Мама!»

(Я.Аким «Мама») г

-        Я тоже очень люблю свою маму, - вступает в разговор Машенька. - И
думаю, что мамочка моя знает об этом, потому что я забочусь о ней.

-        Молодец, Машенька. А что ты делаешь, если мама устала?
Машенька читает стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

-А как вы, дети, заботитесь о своих мамах? Расскажите, а мы с Ванечкой и Машенькой послушаем да порадуемся за вас.

В следующий раз воспитатель, продолжая начатую тему, предлагает детям выучить стихотворение Е.Благининой «Вот какая мама!», читает «А что у вас?» С.Михалкова. Главное, чтобы ребята поняли: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Однажды Машеньке захочется посекретничать с девчонками, потому что они сами бывают «мамами», когда играют в «дочки-матери». Она расскажет им о своих сынишках-малышах: сначала о Топтыжке (он спит рядом в коляске), которому

Сниться сон

Мармеладный.

А потом присниться сое

Шоколадный.

А потом присниться дождик

Медовый,

И малина на опушке

Сосновой.

(Ю.Кушак «Сладкий медвежий сон») И очень Машенька будет беспокоиться:

Только б глупый

Не объелся.

Только б зуб

Не разболелся. А чтобы спалось Топтыжке не только сладко, но и крепко, она ему и колыбельную споет. Ведь в колыбельных песнях разных народов, отличающиеся своеобразием содержания, национальным колоритом, много общего: тревога за малыша, желание видеть его счастливым, здоровым, сильным; заботливое отношение и нежность матери к своему ребенку. От таких песен веет теплом, сердечностью. И что очень важно, под их влиянием формируются первые привязанности к маме, родному дому, родному народу. «Колыбельная песня сближает между собой самых разных, не похожих друг на друга родителей, она легко находит общий язык с другими

I i народами», - справедливо пишет В.П.Александров в предисловии к составленной им книге «Мамина песня».

Потом подружки узнают о втором сынишке-олененке, с которым Машенька теперь неразлучна, потому что с ним случилась беда:

Слегла олениха,

Да так и не встала...

У олененка

Мамы не стало.

Я его глажу,

С ладошки кормлю,

Я его очень,

Очень люблю.

И всюду за мною

Он скачет упрямо.

Пусть думает он,

Что я его мама.

(Ю.Кушак «Олененок») Воспитатель может предложить девочкам - заботливым «мамам» рассказать о своем малыше.

Ванечка тоже не захочет отстать от Машеньки. Как-нибудь после полдника соберет мальчиков для мужского разговора. Сначала прочитает стихотворение о дедушке:

Вижу, дедушка устал,

А я вот он -

Рядом встал.

Ждать себя я не заставил,

К теплой печке стул поставил.

(Г.Глушнев «С дедушкой») Такие занятия очень полезны для ребят. Они создают атмосферу теплоты и эмоционального подъема, учат общаться с людьми другой национальности, оставляют яркий след в памяти детей, способствуют развитию интереса, дружеского отношения к определенному народу, его национальным традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

средства интернационального воспитания

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида №93Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Воспитатель Смолова Любовь Андреевна. Важнейшие сре...

игра- как важное средство в воспитании детей

почему надо воспитывать детей через игру...

Дидактические игры в интернациональном воспитании детей

Постоянное, целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая своей значимости в настоящее время....

Подвижная игра - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного возраста

         Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста Она способствует физическому, умственному, нравственному и...

Традиции национальной культуры - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

                Традиции национальной культуры - средство нравственного...

Проект Мини-музей “Куклы в национальных костюмах народов России” как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса ккультуре разных народов через знакомство с национальнымикостюмами, традициями разных народов. Создать экспериментальный мини-музей в ...