Конспект занятия Смоленская крепостная стена – ожерелье России.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Елена Вячеславовна Гращенкова

Конспект занятия

 

Смоленская крепостная стена – ожерелье России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №8 «Салют»

Конспект занятия

Смоленская крепостная стена – ожерелье России.

                                                                                       Разработан:

                                                                                       Гращенковой Е.В.,

                                                                                                          воспитателем высшей категории

Г.Смоленск

2013г

Задачи:

                 познакомить детей с одной из главных достопримечательностей нашего города – крепостной стеной, историей построения , особенностями архитектуры

                  познакомить с создателем Смоленской крепостной стены Федором Конем, его памятником

                  учить узнавать самые известные башни

Методы и приемы:

                    беседа, рассматривание иллюстраций, презентация «Смоленское ожерелье», изготовление коллективной работы

Используемая литература:

1. Болотова С.А.«Азбука Смоленского края»

2.Рассказы начальной русской летописи. - М.: Детская литература, 1987

3. Головин Н.Н. «Моя первая русская история». - М.: Терра, 1992

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http:// nasledie.smolensk.ru

5.Алексеев Л. В. «О древнем Смоленске»

6.Мурзакевич Н. Н. «Достопамятности города Смоленска»

Ход занятия:

1.Вступительная беседа

-Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие в прошлое нашего города. Давайте вспомним,  о чем мы говорили на прошлом занятии:

-Почему наш город называется Смоленск?

-Какие две реки протекают возле нашего города?

-Какие были занятия у наших предков? Какую роль играли в жизни наших предков реки, леса и озера?

-Для чего нужны герб и флаг города? Опишите, что изображено на гербе города Смоленска и что это обозначает.

       Молодцы, ребята, я вижу, вы многое запомнили, и теперь смело можете рассказать о нашем городе много интересного.

  А теперь мы поговорим о самой главной достопримечательности нашего города – смоленской крепостной стене…

    В далеком прошлом Смоленск был пограничным городом. Он находился на западе Руси и защищал ее западные рубежи. С древних времен Смоленск называли ключом всей России. Говорили, что тот, кто владеет этим ключом, тот может считать себя хозяином всей страны.

     Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. Поэтому город должен был быть хорошо укреплен. Город окружала деревянная крепостная стена. Но она была несовершенна. Почему?

     Шли годы. Развивалось военное дело, лучше и сильнее становилось оружие. И деревянное сооружение уже не выдерживало натиска вражеских пушек. Поэтому вокруг Смоленска стали возводить каменную стену. Строительство ее было связанно еще и с тем, что вскоре предстояла война с Польшей, соседом России. И русский царь Федор Иоаннович приказал укрепить город Смоленск и сделать его неприступным. Крепость была заложена весной 1596 года, то есть 418 лет назад.

    Первый камень заложил Борис Годунов и писал он царю: « Положили мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: однех башен на стене 38 и поверху ея свободно проезжай на тройке. Как на важной боярыне красиво лежит многоценное ожерелье, прибавляя её красоты и горделивости, так смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Как строили крепость.

    Со всех сторон Русского государства в Смоленск съехались опытные каменных дел мастера. Тысячи ремесленников и крестьян делали кирпич, добывали камень, рыли глубокие траншеи для фундамента, забивали в землю толстые дубовые сваи (бревна для опоры). Все это делали вручную. Вся территория Смоленска была превращена в огромный строительный лагерь. Для возведения смоленской крепости требовалось огромное количество кирпича и извести, поэтому во всей Руси под страхом смертной казни было запрещено строительство каменных зданий.

     Работали и зимой и летом, и днем и ночью. Крепость стоили долгих 6 лет. Всем строительством руководил знаменитый русский зодчий Федор Савельевич Конь. По тем временам это была тяжеленная работа, но все же в 1602 году крепость была построена.

Как выглядела крепость.

     Смоленская крепостная стена была самым мощным оборонительным сооружением и уникальным памятником архитектуры в те времена. В состав входило 38 башен. Башни были трехъярусные и были сделаны для верхнего, среднего и подошвенного боя. Через узкие окна-бойницы можно было стрелять из ружей и пушек.

     Высота стен колебалась от 13 до 19 метров (вместе с зубцами), ширина достигала 6 метров, протяженность крепости – 6,5 километров. Под крепостью были сделаны специальные погреба, где хранились порох и ядра.

     У крепости было 9 въездных ворот. Ворота были с подъемными мостами, которые перекидывались через рвы, устроенные вдоль стен. Вокруг всей крепости устраивались внешние дополнительные земляные укрепления.

2. Просмотр презентации «Смоленское  ожерелье»

Башни Смоленской крепостной стены.

     Особую привлекательность крепостной стене придают ее башни. У каждой башни свое название и предназначение.

     Еленьевская башня называлась так потому, что имела прямой выход на Ельнинскую дорогу и вела в древний город Ельню.

    Башня Пороховая получила свое название от того, что в ней хранили порох.

     Башня Веселуха называлась так потому, что была расположена на очень красивом месте. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам.

    Башня Орел расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название зоркой и могучей птицы.

    Интересно название Грановитой башни: в нем отражены особенности её формы, большое количество углов (граней)

    Через боковые ворота большой четырехугольной башни  Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот.

    Некоторые башни использовались как сигнальные опорные точки. Башня Бублейка получила свое название потому, что при приближении врага с нее подавались сигналы – били в бубны и барабаны.

     В минуты опасности на башне Маховой тоже подавали сигналы: днем махали каким-либо хорошо видимыми предметами, а ночью – сигналили факелами.

     Возле башни Донец были расположены стоянки донских казаков – стрельцов.

     Башня Громовая – угрожающе выдвинутая вперед и позволяющая вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобной, чем и заслужила свое название.

3. Практическая часть

Выполнение макетов башен Смоленской крепостной стены.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам стать архитекторами и попробовать самим возвести стены нашей крепостной стены. Посмотрите внимательно, я приготовила вам заготовки будущих стен и башен. Вам нужно их раскрасит, вырезать и склеить. Готовы?

Тогда вперед!

4. Заключительная часть

       Более 400 лет во всей красе стоит Смоленская крепость. За этот период не один раз сдерживала она наступления врагов и подвергалась разрушениям. Всего при постройке крепость насчитывала 38 башен, на сегодняшний день осталось только 17 башен. Протяженность при постройке была 6, 5 километров, а осталось немногим больше 2,5 километров. Многое видели эти стены – победы и поражения, смерть и рождение, но всегда крепость выполняла свою главную задачу – грудью защищала она сердце России от всех врагов и неприятелей, и птицей воскрешалась и становилась только еще краше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Флаг России и Италии"

Образовательная область "Художественное творчество"...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Россия - Родина наша"

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей....

Конспект занятия "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Занятие для детей подготовительной группы, знакомящее с событиями отечественной войны 1812 года...

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....