«Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»
презентация к занятию (средняя группа) на тему

Головач Ирина Викторовна

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 «Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»

На нашем шарике земном,

 Где мы родились и живем,

 Где в травах летняя роса

 И голубые небеса,

 Где море, горы, степи, лес –

 Полно таинственных чудес.

 По лесу бродит серый волк,

 И ландыш тоненький цветет.

 В степи ковыль, как нежный шелк,

 Расчесывает ветерок.

 Гремит на скалах водопад,

 И брызги радугой летят.

 А в синем море толстый кит –

 Большой, как дом, на волнах спит.

 Не разрушайте этот мир,

 Девчонки и мальчишки,

 Иначе эти чудеса

 Останутся лишь в книжке.

 Чтоб был в источниках нарзан,

 С полянки – земляника.

 Будь сторожен, как Тарзан,

 Дружи с природой дикой.

 Ты – тоже часть ее чудес,

 И для тебя темнеет лес,

 И речка светлая течет,

 И по весне сирень цветет

 И надо постараться

 Нам с этим не расстаться.

 Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

 Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно к относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.

 Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависят от согласованности усилий и единства детского сада и семьи.

 Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фиксируют внимание детей на том материале, который будет им интересен.

 Нравственно-патриотическое воспитание, включает воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям, их труду.

 Задача педагога – отобрать от массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые ему наиболее недоступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события.

 Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

 Родной город… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

 Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

 Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т. д. ; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

 Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами. Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты. И в этой связи особую значимость имеет труд в природе, разнообразные природоохранные акции, такие как «Поможем птицам зимой», «Сбережем растения» и так далее.

 Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

 Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он ограничит круг знаний и представлений детей определенными рамками. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдения с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т. д. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Этому помогают приемы сравнения (например, труд в колхозе раньше и его в сельской местности формы в наши дни, счеты и компьютеры и т. д.) . Необходимо объединить одной темой несколько занятий: по родному языку, ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва» и др.) . Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (поделок, альбомов, коллажей, тематическое рисование) .

 Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздание местных национально-культурных и трудовых традиций.

 Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы типа «Родной край», «Посиделки» и т. д. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, в парки, в зооуголок. Интересным может быть «мини-исследование». Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети). Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды6 рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и так далее. Все это приобщает детей к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура. Поэтому, нравственное воспитание, воспитание гражданина своей страны следует начинать с возраста, способного проложить дорогу мира, добра и духовного совершенства на несколько поколений вперед.

 Дошкольное детство – пора формирования начал высших чувств: гордости, любви, уважения к родным людям, к родному языку, к Родине. Воспитание любви к своей малой Родине – одна из важных задач образовательного процесса в работе с дошкольниками. С гордостью сказать: «Я – белгородец! » - может только тот, кто видит и чувствует красоту родного края, знает и чтит его культурные и исторические традиции, гордится трудовыми и военными подвигами своих земляков. Сегодня важность работы по этой теме обусловлена оторванностью городского населения от природы, народных корней, недостаточной четкостью национального самоопределения дошкольников. В детском саду необходимо включать в круг ознакомления детей с окружающим не только город, где они родились и живут, но и всю Белгородскую область.

 Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. И хотя многое забывается, отдельные картины навсегда остаются в памяти. Но особенно глубокий след в душе ребенка оставляет природа, совсем своим многообразием насекомых, животных, растений.

 У нас, на Белгородчине, нет поражающих воображение горных хребтов, морских побережий, ярких природных диковин. И все-таки – глаз не оторвать от холмов с веночками леса, от маленьких ракушек до родников, тихо журчащих среди зелени трав, от бескрайних полей пшеницы, подсолнухов, свеклы. Дошкольники не всегда замечают эту красоту, надо помогать им увидеть удивительное в окружающем нас мире, научить радоваться и огорчаться природным объектам, даже самым простым, постоянно находящимся рядом. Особенно это касается растений. В ознакомлении дошкольников с растительным миром нашего края очень помогает областной историко-краеведческий музей. Здесь ребята впервые узнают о наших заповедниках: «Ямская степь», «Лес на Ворскле».

 Также используем мы в работе и фонды библиотеки им. А. Лиханова.

 Поэтому необходимо с самого раннего детства прививать детям любовь к природе, ко всему живому – ведь именно от подрастающего поколения в дальнейшем может зависеть сохранение самой жизни на Земле.

 Я. Абидова «Мать-земля».

 Скажи мне, как правильно землю назвать?

 Земля дорогая? Земля золотая?

 Нет, лучше, наверное, ей сказать:

 Родная! Земля – наша милая,

 Добрая мать!

 Так ласковей будет звучать и вернее

 Ведь все, что мы любим,

 Все создано ею.

 И горы, и реки, и лес, и цветы,

 И осень, и лето, и дождик, и ты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

«Социальное взаимодействие с семьёй по формированию представлений о малой родине на примере ознакомления с природой родного края».

Каждый человек имеет свою малую родину – это место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, и  для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет ...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Открытое занятие "Формирование нравственных качеств, воспитания у детей любви к природе родного края в ходе ООД по речевому развитию".

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любить ее. Формировать нравственное поведение в природе; умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Помочь детям запомнить стихотворение А...