Детско-взрослый проект «Город, в котором я живу»
проект (младшая группа) по теме

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detsko_vzroslyy_proekt_gorod_v_kotorom_ya_zhivu.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 98»

 муниципального образования г. Братска

Детско-взрослый

проект

«Город, в котором я живу»

Автор проекта:

воспитатель II кв. кат.

Лабеева Н. А.

Братск 2014

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Социальные партнеры: детская библиотека, музей славы Ангарстроя

     Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Актуальность проекта: Одной из важных задач дошкольного образования является патриотическое воспитание  подрастающего поколения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.   Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

      Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития ребенка 5 – 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Цель проекта: приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
  2. Развитие у детей социальные навыки: получать необходимую информацию в общении;  с уважением относиться к мнению, интересам других; вести простой диалог со взрослыми, сверстниками; принимать участие  в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  3. Учить детей добывать информацию для решения задач: ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, рассказ сверстника, взрослого, телевидение, интернет и др.); задавать вопросы на интересующую тему; получать информацию, используя разные источники.
  4. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному городу

Принципы проекта:

  1. Принцип историзма.

   Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

  1. Принцип гуманизации.

   Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип дифференциации.

   Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

  1. Принцип интегративности.

   Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем Ангарстроя и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Братска.

Прогнозируемый результат.

  1. Повышение детской компетенции в вопросах исторического, культурного, географического, природно-экологического своеобразия родного города.
  2. У дошкольника сформировано заботливое отношение к родному городу.

Эффективность проекта:

  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

      Этапы  проекта:

I этап – «Подготовительный» включает в себя сбор информации по теме проекта.

II этап – «Содержательный» (основной) реализация проекта

III этап – «Итоговый» - подведение итогов проекта.


План – график проекта

Этап проекта

Содержание деятельности

Результат деятельности

Сроки

1 этап

«Подготовительный»

Планирование проектной деятельности.

Подготовка материалов, подбор литературы, иллюстраций и т.д. начальная диагностика знаний детей о Братске.

Определение оптимального способа достижения цели проекта, пошаговое планирование работы, формирование подгрупп. Выявление знаний дошкольников о родном городе.

1 неделя реализации проекта


Этап

Образовательная область

Работа с детьми

Работа с родителями

Результат

Сроки

II этап – «Содержательный» (основной)

Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие

1. Беседа «С чего начинается Родина?», фотовыставка «Мой дом, моя улица» подготовлена детьми и родителями)

2.НОД «История города Братска»

3.Дидактическая игра, видеоэкскурсия «Достопримечательности города  Братска»

4.Экскурсия «Достопримечательности Правобережного округа  Братска»

5. Встреча с интересными людьми (работник ГЭС, ветеран войны, строитель Братской ГЭС, поэт)

6. Изготовление альбома «Мои любимые места в Братске»

7. Беседа «Герб, флаг и гимн Братска», презентация «Герб моей семьи»

8. Экскурсии в музей Ангарстроя. Выставки «Братск – промышленный», «Герои Братска», «Братск в истории времен»

9. Сюжетно – ролевая игра «Экскурсовод».

10. Экскурсия в детскую библиотеку, знакомство с творчеством Братских поэтов (В. Лисица, А. Казаков, В. Чернов и др.)

1.Видеопросмотр «Братская ГЭС – сердце города» (подготовлен мамой воспитанницы – гидроэкологом Братской ГЭС Бондаренко Е. Н.)

2. Презентация «Почетные жители нашего города» (подготовлена детьми и родителями)

3. Беседа «Мы – жители Братска». Фотовыставка «Моя семья» (подготовлена детьми и родителями)

4. Викторина «Лучший знаток родного города» (для воспитанников и родителей)

Дети обогатят свои представления о родном городе в процессе общения, познавательной и творческой деятельности. Получат практический опыт о возможности добывания знаний посредством различных источников, опыт работы в командах. Произойдет активное развитие речи дошкольников, обогащение словаря. Произойдет развитие познавательных, художественно – творческих, музыкальных, физических, организаторских способностей дошкольников.

2 – 3 неделя реализации проекта

Художественно – эстетическое развитие

1.Выставка рисунков «Мой город»

2. Музыкальная гостиная: прослушивание песен о Братске (И. Кобзон «Прощание с Братском», А. Маршалл «Иркутская

история» и др.).

3.Изготовление книжек – малышек «Мои любимые стихи братских поэтов»

1.Изготовление макетов «Достопримечательности моего города»

2.Изготовление фотоальбомов «Знаменитые люди города Братска»,«Как строился Братск», «Братск современный».

3.Фотовыставка «Старая Осиновка»

Физическое развитие

1.Знакомство с достижениями выдающимися спортсменов города Братска В. Зубкова, О. Белой.

2.Видеоэкскурсия «Братск спортивный»

3. Посещение бассейна «Олимпия»

4. Игра – соревнования «Олимпийские игры в нашем детском саду».

 Изготовление папки – передвижки «Братск – спортивный»


Этап

Содержание

Результат

  Сроки

III этап – «Итоговый»

Итоговые мероприятия проекта

1.Создание мини – музея города Братска в детском саду

2.Игра «Путешествие по родному городу»

Итоговая диагностика знаний детей о родном городе.

Обобщение знаний о родном городе, подведение итогов работы по проекту. Презентация итогов проекта для воспитанников других групп.

Выявление знаний дошкольников о родном городе.

4 неделя реализации проекта

    Выявление результативности проекта.

   В обследовании принимало участие 25 детей подготовительной к школе группы «Клубничка» - участники проекта.

   Для выявления результативности проекта на 1 и 3 этапе его реализации используется опросник «Что вы знаете о городе Братске?»

    Задание: ребенку дается задание дать полные ответы на вопросы:

1. Как называется город, в котором ты живешь?

2. Почему Братск так называется?

3. Как появился город Братск?

4. Какие улицы в Братске ты знаешь?

5. Какие интересные места, памятники есть в Братске?

6. Слышал ли ты песни, посвященные Братску?

7. Какие люди прославили наш город?

8. Почему Братскую ГЭС называют сердцем города?

9. Какую пользу приносит Братск России?

Каждый ответ оценивается по баллам:

3 балла – правильный, полный ответ;

2 балла – частично правильный ответ;

1 балл – неверный ответ.

На основании подсчета баллов выявляются уровни знаний детей о Братске:

23 -27 баллов – высокий уровень знаний

16 – 22 балла – средний уровень знаний

15 баллов и меньше – низкий уровень знаний

    Обследование показало, что на 1 этапе проекта:

- высокий уровень знаний о городе Братске имеют 8% детей (2 ребенка)

-средний уровень знаний о родном городе наблюдается 68 % участников проекта (17 человек)

-низкий уровень знаний диагностирован у  24% испытуемых (6 дошкольников).

    На 3 этапе реализации проекта:

- высокий уровень знаний о городе Братске выявлен у 60% детей (15 человек);

- средний уровень у 40% участников (10 детей);

-низкий уровень знаний у 0% детей (0 человек).

    Результаты представим в диаграмме:

Продукты проекта: оформили мини-музей в группе «Любимый Братск», где имеются альбомы, книжки-малышки, папка-передвижка, макеты, музыкальный видеролик о родном городе, красная книга тайги, книга сказок.

Практическая значимостьпроекта заключается в том, что материалы проекта могут использоваться воспитателями ДОУ в работе по ознакомлению дошкольников с родным городом.

Дальнейшее развитие проекта: планируется дальнейшая работа по развитию мини – музея в ДОУ, пополнение выставки материалами.

    Литература

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6
  5. Костюченко М.П. «Наш край родной» метод.пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

Презентация детского проета "Город в котором я живу"

Данная презентация познакомит педагогов с последовательность работы по детскому проекту. Фотографии представят наработанный материал, раскроют практическую деятельность детей....

Город в котором я живу

Цель: дать первые представление о названии родного города, побуждать рассказывать детей о том, где они живут. Учитьт различать город и село....

Праздник посвященный юбилею города. « Нефтекамск - город, в котором мы живем »

Данное занятие провацирует детей проявлять интерес к информации, которую получают, во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и позн...

Книга - путеводитель по городу Нефтекамск «Город, в котором мы живем»

Практический результат проектной деятельности - Сборник семейных проектов....

«Город, в котором я живу» Тема: «Мой любимый город»

Цель: Воспитание  у  детей  патриотических чувств, гордость за город, в котором  они   живут, за  свою  малую  Родину.  Задачи:1)уточнить и систе...