Конспект НОД по познавательному развитию "В гостях у Хозяйки Медной горы" подготовительная к школе группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Волкопялова Наталья Александровна

конспект о Южном Урале со стихами для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie_2.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и  богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к людям, воспевающим Урал.

Оборудование, используемое на занятии: Фотографии  уральских самоцветов. Изделия из самоцветов. Фотографии уральской природы. Портрет П.П.Бажова. Иллюстрации к сказам П. П. Бажова. Книга П.П.Бажова для выставки.

Предварительная работа:

Ознакомление с легендами об Урале. Прослушивание стихов уральских поэтов о родном крае. Ознакомление с биографией П.Бажова.  Ознакомление со сказами П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка - поскакушка», «Золотой волос», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Голубая змейка». Чтение и повторение пословиц о Родине. Рассматривание коллекции камней.

Ход:

Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по Южному Уралу в гости к самой Хозяйке Медной горы. Согласны? (Да).

Сегодня, когда я пришла на работу, то на столе я нашла вот что. (Показываю письмо). Послушайте, что написано в этом письме.

 «Здравствуйте ребята, я узнала, что вы собираетесь ко мне в гости, посмотреть мои сокровища. Но попасть ко мне не просто. Вы должны  пройти сложный путь и ответить на все мои вопросы.  За каждое правильно выполненное задание вы получите по камню самоцветному.  В помощь вам - карта. Путь ваш будет лежать через ваш родной край, побываете в гостях у Павла Петровича Бажова, посетите музей в городе Касли, рассмотрите мои камни самоцветные, а там и до меня рукой подать. Хозяйка Медной горы».

Ну что ребята отправимся в путешествие? (Да).

Чтобы у нас все получилось, мы с вами должны встать в круг и сказать волшебные слова.

"Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся"

Когда ладошки наши касаются, душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется – так красота на земле рождается.

Садитесь на стулья не забывайте о правильной посадке.

Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия). Слайд 3 Правильно, у нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия!

В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенная природа, Слайд 4,5,6 , красивые города, Слайд 7,8,9 удивительные люди. Слайд 10.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите, ребята, на карту. Вот как много места занимает наша страна. Слайд 11.

Россия — наша Родина. В народе говорят: «Русский человек — без Родины не живет». Родина — это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

Слайд 12. 1 задание . Продолжи пословицу

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

За морем теплее, а на родине светлее.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке. 

Где кто родится, там и пригодится.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Родина краше солнца, дороже золота.

Молодцы, знаете пословицы.

А сейчас Марк и Ариша расскажут стихотворение о нашей Родине:

1) Я узнал, что у меня

   Есть огромная семья.

   И тропинка,  и лесок,

   В поле каждый колосок

   Речка, небо голубое,

   Это все мое родное!

2) Слышишь песенку ручья,

     Это Родина моя!

     Детский сад, мои друзья -

     Это Родина моя!

     Всех люблю на свете я

     Это - Родина моя!

- Молодцы, ребята!

- А, кто знает, как называется то место в России, где мы живем? (Урал).

Живем мы с вами на Урале, в очень богатом и щедром краю, недалеко от Уральских гор.

И сейчас об этом нам расскажет Арсений.

Страна малахита

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Наш край очень красивый в любое время года (Обратить внимание детей на фотографии природы Урала). Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты. Стихотворение Аси Горской прочитает Таня и Илья.

Честь человеку, что любит свой край.

Если живёшь на Урале,

Летом, зимой ли-его познавай!

Ясны и пасмурны дали...

Больше ходи по зелёным лесам.

Издавна здесь узнавали

Новости птичьи по их голосам...

Сколько секретов откроешь-не счесть!

Краю родному уральскому-честь!

                                              

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи (попутно спросить у детей кто это такие) нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров.(Показать Уральские горы) В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку.

Задание 2: Назовите полезные ископаемые

(уголь и железная руда, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы).

Следующая наша остановка: В гостях у Бажова.

А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?

Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

Следующее задание: Отгадайте загадки по сказам Бажова.

1.Кто-то сидит у окошка в избушке, 
А маленький козлик стоит на опушке. 
Ударит копытцем - каменья летят, 
И россыпи их под луною блестят. 
С козликом рядом кошка Муренка, 
И смотрит на них из окошка …….Даренка

2. «Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?

3.Как кукленка, девочка 
Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне. 
Как зовут? Скажи-ка мне. Огневушка – поскакушка.

4. «У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо». Кто это? 

5. Только этот мастер смог
Сделать каменный цветок

6."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… "

Молодцы  и с этим заданием справились.

Физкультминутка.

Как богат Уральский край

Ты о том не забывай

Наши реки широки,

А озера -  глубоки,

Горы наши высоки,

Есть пещеры у реки,

И леса и поля -

Это Родина моя!

Следующая наша остановка музей каслинского литья в городе Касли.

А еще Урал знаменит изделиями из бересты и камней самоцветных.

Они не нарисованы, на срез дерева наклеена каменная крошка.

Следующая наша остановка: Красота самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей)  Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.

Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.

Задание 3: Какой самый знаменитый уральский камень?

Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. А кто скажет, для чего человек использует самоцветы? Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (показ украшений).

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.

Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня.  По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили как? Серебряный голос.

Если глаза голубые? Бирюзовые глаза.

Если человек сильный? То у него стальные мышцы.

Ну, а если характер хороший? Золотой характер.

А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Сердце (что значит – сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….Руки (что значит – руки золотые?)

Появляется корреспондент из Франции.

  • Бонжур! Меня зовут Мадам Софи.

Я корреспондент из Франции. Я должна подготовить репортаж о богатствах Урала. Мне сказали, что дети  в вашем детском саду очень умные и всё знают о своем родном крае. Умоляю, вы должны мне помочь.

Проходите пожалуйста, дети сейчас вам все расскажут.

Мадам Софи:  - Бог мой, какая роскошь! Какие удивительные, роскошные украшения. Из чего же они сделаны? (Из самоцветных камней). Вы знаете о камнях самоцветных?

Интересно, знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая, знают дети или нет,

Что, волшебным называют каждый камень самоцвет?

Дети рассказывают стихи.

Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, кто всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины, это главный камень – яшма – сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор – красота Уральских гор, будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.

На закат похож гранат, на восход похож агат, эти камни в ожерельях силу солнышка таят.

  • Неспроста говорят, что Урал наш богат.

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

  • Есть у нас малахит, есть руда и гранит

И горючий, самый лучший, уголёк антрацит.

Вижу, что мне не зря вас рекомендовали. А что это за черные фигурки и железные картинки? (Каслинское литье). А вот эти картинки, чем нарисованы? (они не нарисованы, на срез дерева наклеена каменная крошка).

Великолепно! Благодаря вам у меня собран богатый материал.

               Кто у нас побывал, кто наш край повидал

               Не забудет, не забудет наш богатый Урал.

Корреспондент прощается и уходит.

- Вот мы и добрались до владений хозяйки медной горы. Давайте посмотрим на ее сокровища.

 Ребята, сегодня мы  закрепили знания о нашем родном крае. Повторили сказы П. П. Бажова. А что вам  запомнилось и понравилось больше всего?

Мы обязательно будем узнавать всё больше и больше, но сейчас нам уже пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино?" в подготовительной к школе группы

Конспект ООД по познавательному развитию "Как помочь Буратино" в подготовительной к школе  группы...

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект НОД по познавательному развитию «Самара - город мой» в подготовительной к школе группе.

В ходе НОД дети расширяют свои знания о городе Самара, приобщаются к истории родного края. У детей формируется любовь к малой Родине. Направление:- познавательное развитие- речевое развитие...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД  по познавательно-исследовательской деятельности «Мы археологи» в подготовительной к школе группе ...


 

Комментарии

Мужикова Светлана Николаевна

Замечательное занятие, большой объем информации об Урале. Спасибо!