Милли киемдэ сэнгать бизэге
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Интерированное занятие для старших групп с использованием УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon milli_kiemde_sengat_bizege.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Татарстан Республикасы Алабуга муниципаль районы

«№31 нче «Энҗекәй” балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениясе.

Интеграл эшчәнлек

“Милли киемдә сәнгать бизәге”

Зурлар төркеме

Төзеде һәм үткәрде:1 категорияле

                                                                                 татар теле тәрбиячесе Крешкова Л.П.

1 категорияле тәрбияче Андреева Х.Х.

Алабуга,2014

Конспект организации интегрированной НОД в старшей группе  -«Милли киемдә сәнгать бизәге»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.

Основная образовательная область: «Коммуникация»

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Труд».

Цель: Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма.

Программные задачи:

Обучающие:

- Продолжать знакомить детей с татарским национальным костюмом и орнаментом.

- Продолжать знакомить  детей с татарскими народными играми

- Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента.

Развивающие:

-Развивать интерес к культуре татарского народа.

- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей  на татарском языке.

- Развивать диалогическую речь.

-Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к татарской национальной одежде.

-Совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Словарная работа: ярмарка,  тюбетейка (түбәтәй), орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол(камзул).

Материалы и оборудование: татарская национальная одежда, тюбетейка, калфак, камзул, фартук; образец рисунка, силуэты тюбетеек, салфетки, цветная бумага, клей, кисточки.

Предварительная работа с детьми:

Коммуникация: беседа о праздниках.

Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде.

Социализация: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа, национальные игры: подвижные, малоподвижные.

Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Украшение фартука».

Физическое развитие: физкультминутка малоподвижная игра «Тюбетейка», «Минем күлмәк матур»

   

                                                    Ход занятия

Тәрбияче кунакларны үзе белән таныштыра, балаларны чакыра:

-Керегез, балалар! Исәнмесез! Рәхим итегез! Утырыгыз! Ребята, у нас сегодня гости, Они хотят послушать, как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте с ними поздороваемся: -Исәнмесез!

Наши гости знают как меня зовут, а как вас зовут – не знают. Давайте представимся: Син кем?

-Мин Настя! Мин матур кыз.Мин зур кыз. (берничә баладан сорала)

-Амина, бу кем?(иптәшеннән  сорала)

-Бу Амир.

-Хәлләр ничек Амир? Спроси у соседа, как у него дела? (диалог төзелә)

-Балалар, хәерле иртә сезгә!

-Хәерле иртә миңа.

-Хәерле иртә сиңа.

-Хәерле иртә барыбызга!.

Тәрбияче: Вы уже заметили, наверное, я сегодня в необычном наряде. Я была на ярмарке, и купила там  красивой одежды татарского народа. Мин матурмы?  (Әйе)(Тәрбияченең киемен карау: күлмәк, камзул, калфак). Посмотрите  мой наряд.

-Бу нәрсә?(күлмәк)

-Нинди күлмәк?(матур, чиста, зур) Платье моё нарядное. Подол его украшен оборкой. Рукава широкие тоже с оборками.

-Ә бу –камзул.Нинди камзул? Камзол надевают на платье. Камзол вышит орнаментом.

-Мой головной убор-калфак.Калфак расшит яркими цветами- орнаментом.А иногда калфак бывает с накидкой.

-Хотите узнать, как выглядит мужской татарский костюм. Приглашаю вас к экрану.

Просмотр слайда:

1 слайд (мужской костюм): Мужской татарский костюм состоит из светлой рубашки, тёмного камзола, пояса, брюк, маленькой бархатной тюбетейки и кожаных сапог.

У татарского народа  есть такая традиция. Они ходят в гости с подарками. Я для вас  тоже на ярмарке купила подарки. А вы хотите посмотреть на них? (сядут на стульчики)

Игра «Нэрсэ кирэк»(тәрбияче сандыктан калфак, камзул күрсәтә)

-Азалия, мә калфак ки.

-Ильмина, мә сары калфак ки.

-Юк, миңа яшел калфак кирәк.

-Диана, нәрсә кирәк?

-Сары калфак кирәк. Сары калфак бир.

-Диана, предложи Даше калфак

-Даша, кил монда. Мә, калфак ки.

Амина, кил монда. Попроси у меня калфак

-Миңа яшел калфак кирәк. Яшел калфак бир.

-Бу камзул. Амир, мә камзул ки!  Амир, предложи Антону камзул.

-Раиль, нинди камзул кирәк?

-Кызыл камзул кирәк.

Тәрбияче: Нинди матур кызлар, матур малайлар. Минем күлмәк, калфак, камзул бар. Синең нәрсә бар? Что у тебя есть?

-Күлмәк, калфак бар.

Күлмәк, камзул, чалбар бар.

Тәрбияче: Споем песню «Минем күлмәк матур» (тугәрәктә)

     Песня «Минем күлмәк матур»

Минем күлмәк матур

Синең күлмәк матур

Минем калфак матур

Синең калфак матур

Әйе шул, әйе шул,

Минем күлмәк матур.

                                                             Минем камзул матур

Синең камзул матур

Минем чалбар матур
Синең чалбар матур

Әйе шул, әйе шул,

Минем камзул матур.

Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар! Бик яхшы. Давайте скажем друг-другу снять калфак и камзул. Диана, как ты скажешь?...

Давайте все снимем камзол и калфак и положем на стул. В моем сундучке еще что-то есть.

Бу нәрсә?(Түбәтәй) Нинди түбәтәй?(кечкенә, матур)

Воспитатель: А давайте рассмотрим его получше. Посмотрите, какая она красивая. Чем она украшена? Вы можете подойти и посмотреть их поближе, потрогать и примерить. (Дети подходят, рассматривают тюбетейки, меряют.) В прошлые времена девушки сами шили и украшали одежду. А в наше время украшают одежду дизайнеры. А вы  не хотите стать дизайнерами? Я объявляю выставку тюбетеек. А вы хотите участвовать на этой выставке и вы? (ответы детей).

Тәрбияче: Прежде чем начать работу, давайте   поиграем в Татарскую национальную игру «Тюбетейка». “Түбәтәй”уенын уйныйбызмы? Әйдәгез түгәрәккә басыгыз.

(встают в круг) Кто начнет игру, посчитаем считалку.

Санамыш: Әлчи, бәлчи,

                    Әни күлмәк үлчи,

                    Чәүкә, чыпчык,

                     Син кал, бу чык!

Уен: Түбәтәеңне кигәнсең

         Бик ерактан килгәнсең

         Төскә матурлыгың белән

         Шаккатырыйм дигәнсең.

         Түп-түп түбәтәй,

         Түбәтәең укалы.

         Чиккән матур түбәтәең

         Менә кемдә тукталды.

 (биремнәр: т.х.биюе, әтәч булып кычкырырга, шигырь)

Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар!

Воспитатель:А сейчас тихонько садимся за столы. Вы рассмотрели татарские национальные костюмы. Дети, как вы  думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?  А где же сегодня мы можем увидеть татарские национальные костюмы? (в музеях, на праздниках, на концертах, на картинах художников). Мы решили что сегодн мы будем дизайнерами. Мы будем украшать свои тюбетейки татарским национальным орнаментом. Орнамент-это узор в котором чередуются одни и те же элементы. Тюбетейки обычно украшаются растительным орнаментом, который состоит из цветков(тюльпан, лотос, ромашка, гвоздика), листьев. Давайте  посмотрим несколько украшенных тюбетеек.(выставляются картинки тюбетеек)

Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат полоски цветной бумаги, из неё вы будете вырезать элементы узора и наклеивать на основу – тюбетейку. А что нужно сделать с бумагой, чтобы вырезать несколько одинаковых фигур? …Правильно нужно сложить бумагу гармошкой. Подумайте, как вы украсите свою тюбетейку и приступайте к работе.

(Дети складывают бумагу гармошкой. На полученный прямоугольник наносят по шаблону рисунок листочка, на квадрат -цветочки; вырезают по контуру рисунка и наклеивают.)

Рассмотрение выполненных работ. (вешают на магнитный мольберт)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все сегодня постарались и у вас получились красивые тюбетейки. Любовь Павловна, а вам  нравится наши тюбетейки? Могут ли участвовать наши тюбетейки на выставке?

Тәрбияче: Булдырдыгыз, балалар! Миңа түбәтәйләр бик ошады. Тюбәтәйләрегез бик матур килеп чыкты. Рәхмәт. Пусть гости тоже полюбуются вашими работами. А вечером мы пригласим на нашу выставку ваших родителей. Миңа китәргә вакыт. Саубулыгыз.

Воспитатель: А мы сейчас наведем порядок на своих столах: уберем остатки бумаги, помоем и уберём кисточки, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Түгәрәкләр аша балаларда милли үзаң тәрбияләү.

Моя деятельность с одарёнными детьми всегда объемна, многопланова и результативна. Главный же итог всей моей работы в том, что в коллективе создан эмоционально-положительный климат, способствующий реш...

Сабантуй бәйрәмен сәхнәләштерү .Уйныйбыз да көләбез,сабантуйга киләбез .5-7 яшьлек балалар өчен татар халкының милли бәйрәме.

УЙНЫЙБЫЗ ДА КӨЛӘБЕЗ,САБАНТУЙГА КИЛӘБЕЗ!"САБАНТУЙ-САБАН БӘЙРӘМЕ.АНЫ КЫР ЭШЛӘРЕ БЕТКӘЧ,ЯЗ КӨНЕ БӘЙРӘМ ИТӘЛӘР.БЕРЕНЧЕ БУЛЫП БУ БӘЙРӘМ 8-9НЧЫ ГАСЫРЛАРДА КҮРЕНӘ.САБАНТУЙ ТАТАР ХАЛКЫНЫҢ ИҢ ЯРАТКАН БӘЙРӘМЕ Д...

Доклад "Милли тәрбия"

Һәр чәчәкнең - үз исе, һәр халыкның - үз төсе. Тәрбия һәр халыкта аның туган теле белән бергә барлыкка килгән......

милли компонент

Һәр халык мәдәни, тарихи, әхлакый һәм башка байлыкларга ия. Әлеге байлыклар һәрберебезнең  туган төбәгебездә бихисап. Милли тәрбия бирү,халык тарихын өйрәнү, аның мәдәни байлыгы турында күз...

Милли тел язмышы ул - милләт язмышы.

   “Тел язмышы – милләт язмышы” –дип бик еш  әйтәбез  һәм ишетәбез. Тел  язмышы  барыбызны  да  борчыган  бик  мөһим ...

Милли тел – милләт җаны.

Милли тел – милләт  җаны....