Главные вкладки

    Специфика игровой деятельности современных мальчиков и девочек.
    занимательные факты на тему

    Малахова Ольга Александровна

    Игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.

     Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама.Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, но профессиональные и деловые (предметные) отношения мальчики вводят в игровые действия.

    У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады и триады. В играх девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями, передают отношения, характерные для выбранной роли. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Специфика игровой деятельности современных мальчиков и девочек.

    Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ведущей деятельностью дошкольника является ролевая игра. Именно в этой деятельности складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения детей — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче выделяется ребенком в игре. Л.С. Выготский называл игру "школой произвольного поведения".

    Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д.Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.

    Однако исследования игры Даниила Борисовича проводились в 60-70 годах, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в нашем обществе, в отношениях между людьми и в условиях жизни детей. Эти изменения не могли не отразиться на игре детей. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, по крайней мере, по следующим причинам.

    Во-первых, особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр.

    Во-вторых, игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества.

    В-третьих, анализ современного состояния игровой деятельности ребенка чрезвычайно важен для дошкольного воспитания, для построения новых методов педагогики игры.

    Однако, родители и воспитатели   отмечают, что за последнее десятилетие  произошли определенные изменения в играх дошкольников.

    Наиболее явное изменение в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.  

    Выяснить отношение ребёнка к игре помогают такие вопросы:

    — какие игры ты знаешь и во что любишь играть?

    — знаешь ли ты правила своей любимой игры?

    — можно ли нарушать правила игры?

    — что будет, если нарушить правила?

      Согласно Д.Б. Эльконину, правило (или правильная последовательность действий) является смысловым центром игры. Последовательность действий, которую сознательно и добровольно берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Однако именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это "правило, ставшее аффектом". Именно поэтому игра дает ребенку "новую форму желания" и новую форму отношения к действительности. Следовательно, для оценки уровня развития игровой деятельности отношение ребенка к игровому правилу имеет первостепенную роль.

          На современном этапе отражение в играх представлений о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно- пространственной среды, наполненной адекватными игрушками.

    Следует заметить, что игровые интересы дошкольников определяются как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.

     Источником игровых сюжетов мальчиков являются мультфильмы, кинофильмы, книги и даже реклама. Мальчики не проявляют ярко выраженного интереса к миру людей, но профессиональные и деловые (предметные) отношения мальчики вводят в игровые действия. Их игры более действенны и предметны, чем у девочек. Они выбирают конструктор и зодчество из строительного материала, игрушки, изображающие транспорт и технику, сборно- разборные игрушки, заготовки и полуфабрикаты для игрушек- самоделок . В игре мальчик выполняет две функции: играет свою роль и контролирует своё поведение. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности. В группе мальчик приобретает мужские черты: ответственность, умение преодолевать страх, надёжность, умение взять на себя трудности и защитить слабого.

    У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады и триады. В играх девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями, передают отношения, характерные для выбранной роли. Девочки в своих играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с подружками и куклами. В этих играх закладываются и развиваются основы нравственности девочек: верность, доброжелательность, терпеливость, уважение к мальчикам (мужчинам). Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы и стабильны, чем у мальчиков.

    В играх мальчиков увлекает сам сюжет, действия героев, а для девочек наибольший интерес и несомненную ценность представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства в мельчайших деталях, производящих бытовую и эмоциональную атмосферу.

    Период активного развития сюжетно- ролевых игр- это время самоопределения каждого ребёнка в системе полоролевых стандартов и отношений.

    Современные исследования (Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н) показали, что сюжетно- ролевые игры- оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей, возможность получить разноплановый опыт игрового взаимодействия как мальчиком, так и девочкой.

    Игровые предпочтения дошкольников.

    • На 1 месте-Подвижные игры:
    • прятки
    • салочки
    • кошки-мышки
    • все остальные подвижные игры (жмурки, вышибалки, прыгалки, замиралки и пр.)
    • на 2 месте- ролевые игры:
    •  "дочки-матери"   ("куклы Барби" ), показ мод, модели, кафе, супермаркет   ( девочки.)
    •  У мальчиков наиболее популярны   игры в машинки, пожарных, спасателей, такси, МЧС, мастерскую  
    • «магазин», «больница», «роботы», «школа».
    • Третье место по популярности у детей занимают настольные и спортивные игры  :
    •    настольно-печатные игры  
    • конструкторы, мозаики, шашки, карты.  
    •  компьютерные игры для дошкольников (Денди, Тетрис, Марсиане),    
    • Четвертая , самая  малочисленная   но самая  разнообразная группа- игры-драматизации. Здесь наряду со старинной Красной Шапочкой и Гусями-Лебедями значительное место занимают весьма экзотические современные сюжеты, заимствованные в основном с телевизионного экрана (  Человек-  паук, Трансформеры,  Ниндзя, Винкс  и др.)  

    Подготовила: Малахова Ольга Александровна,

     педагог- психолог МКДОУ «ЦРР-д/с№4»

    п.г.т.Анна Воронежская область


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    На вопрос «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в сов...

    Во что и как играть современным мальчикам и девочкам

    В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения,  поэтому подбору материалов и оборудования для игрово...

    интегрированная образовательная деятельность "О мальчиках и девочках"

    формирование понятий двухлетних детей о различии между мальчиками и девочками....

    Особенности игровой деятельности современных дошкольников

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

    «Особенности игровой деятельности современных дошкольников»

    laquo;Особенности игровой деятельности современных дошкольников»Слайд 1Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  во...

    Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "

    Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "...