Конспект образовательной деятельности по краеведению.Тема «Мы – земляки».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект ОД проводится в рамках реализации программы по Детскому туризму, опираясь на формирование нравственных качеств личности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности по краеведению

Автор: Захарова Светлана Владимировна, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 67 «Радость» г.Тольятти

Аннотация: конспект ОД проводится в рамках реализации программы по Детскому туризму, опираясь на формирование нравственных качеств личности дошкольников.

Тема «Мы – земляки».

Примечание: данная тема предполагает несколько встреч, их количество зависит от уровня представлений детей о культуре народов Поволжья.

Форма проведения: экскурсия в музей.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»: познакомить с понятием «земляки», формировать представление об убранстве русской избы, дать элементарные представления о быте, одежде, традициях народов Поволжья.

 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать доброжелательное отношение, уважение к людям  разных национальностей, традициям народов Поволжья; воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу.

Материал: 

- мини-музей «Русская изба»;

- куклы в русских, татарских, мордовских, чувашских национальных костюмах; - силуэты плоскостных картонных кукол с контуром, обозначающим линию народного костюма; цветные бумажные элементы национальных костюмов народов Поволжья;

-мультимедийное оборудование;

-интерактивное пособие для демонстрации результатов дидактических игр;

- изобразительный материал (масляная пастель, цветные карандаши, гелевые ручки, гуашь).

Предварительная работа: чтение произведений фольклора русского, татарского, чувашского, мордовского народов, раскрашивание эскизов национальной одежды, знакомство с некоторыми словами на татарском, чувашском, мордовском языке.

Взаимодействие с семьей: совместное проведение праздников «Русская Масленница»,  «Ураза Байрам», «Сабантуй», «Накатуй».

Словарь: земляки; названия элементов национальной чувашской, мордовской, татарской, русской одежды.

Ход проведения:

1.Игровая мотивация. Сегодня к нам пришли гости – куклы в национальных костюмах, рассмотрите, какие они разные, но все яркие нарядные. Наши гости помогут познакомиться с особенностями культуры народов Поволжья.

2.Беседа с использованием мультимедийного оборудования.

(демонстрация на слайдах изображения достопримечательностей города Тольятти, героев-земляков)

- Ребята, как называется наша страна, город?

- А вы знаете, как называют людей, которые живут на одной территории, в одном городе, крае? Это земляки. Нас всех можно назвать земляками. В России живут люди разных национальностей, назовите их.

3.Знакомство с убранством русской избы.

- Куклы Анна и Иван приглашает вас в музей «Русская изба», этот маленький музей помогли создать ваши бабушки и дедушки, подарив старинные предметы для убранства русской избы.

- Рассмотрите национальные русские костюмы кукол и назовите предметы одежды Ивана. Предлагаю мальчикам рассказать о мужском костюме, а девочкам о женском.

- Обратите внимание, что в нижней рубахе под подмышками квадратные ластовицы (вставки, похожие на ласточку с раскрытыми крыльями), а по бокам от пояса треугольные клинья.

- Потрогайте ткань – льняная. Рукава рубахи у кисти узкие. Воротник-стойка отделан тонкой кожей, застегнут на пуговицу, а слева сделан разрез.

- Цвет рубахи белый, но может быть ткань синего или красного цвета. Носят навыпуск, подпоясывают нешироким поясом.

- Посмотрите, спереди и сзади от ворота до пояса пришита подкладка, которая называется подоплёка.

- Современные мужчины носят брюки, а раньше на Руси, этот предмет одежды называли штаны, гачи, порты. Заправлялись они в сапоги или онучи при лаптях.

- Посмотрите, вот этот кусок плотной ткани называется онучи, навертывается на ноги при ношении лаптей или сапог.

- Обратите внимание, на портах в шагу ромбовидная ластовица, а в верхнюю часть портов продевается поясок-гашник, отсюда произошло слово загашник -  сумочка за поясом, шнур или веревка для подвязывания.

- Поверх рубахи у Вани надет зипун из сукна.

- А на голове маленькая круглая шапочка - тафья, а поверх тафьи надевали шапки из войлока или тонкого сукна и бархата.

- Пожалуйста, девочки расскажите, как одета Аня.

Основа костюма куклы длинная рубаха, которая украшена вышивкой.

- Посмотрите, эти прямоугольные клиновидные вставки на рубахе называются  «полики», иногда такие вставки бывают треугольными. У Ани рубаха белая, но может быть и красной. К рукавам рубахи пристегнуты вышитые запястья; сверху надет длинный шелковый сарафан.

- На голове у Ани широкая вышитая повязка – «венчик» с широкими лентами позади, на ногах  лапти, но могут быть и башмаки.

- Наши экскурсоводы - Аня и Ваня - предлагают рассмотреть мебель, утварь русской избы (рушники, тканые половики, посуда, прялка, корыто, утюг и т.д.).

Дидактическая игра «Отгадай, что это». Использование интерактивного пособия для рассматривания отгадок – предметов, выделения характерных признаков и свойств.

(Отгадывание загадок о предметах русской утвари, после называния отгадки, рассматривание предмета, выделение характерных признаков и свойств.)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

 

То она  печёт блины,

То показывает  сны. (Русская печь)

Мочили, колотили,

Рвали, крутили,

Узор вышивали

И на стол клали. (Скатерть)

У бабушки сейф, он давно уж не новый,

К тому же совсем  не стальной,  а дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платья, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем.

Тяжелая очень с  висячим замком. (Сундук)  

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется. (Зыбка, люлька.)

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков,

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком. (Гребень.)

Ни свет, ни заря пошел,

Согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что охватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо. (Самовар)

 

Утка в море - хвост на воле. (Ковш)

Новая посудина  - вся в дырках. (Сито, решето)

4.Знакомство с национальной одеждой народов Поволжья.

Использование мультимедийного оборудования.

- В нашей Самарской области живут не только русские, но и татары, мордва, чуваши и другие народы. У каждого из них есть свой язык, свои обычаи, традиции. И мы должны с уважением относиться к культуре любого народа, стараться узнать о своих соседях больше. Познание нового обогащает, помогает понять людей разных национальностей.

Татарский национальный костюм.

- Познакомьтесь с Айгуль и Ренатом. Как вы думаете, о чем может рассказать народный костюм?

- Правильно, о национальности людей, их возрасте, семейном положении.  

- Куклы одеты в национальные татарские костюмы.

- Рассмотрите внимательно детали костюмов, кто знает, как они называются, расскажите.

Обратите внимание и Айгуль и Ренат одеты в широкие, длинные рубахи «кулмек»,  похожие на тунику, и штаны - «ыштан», которые сшиты из легких тканей. Поверх рубах надета длинная распашная верхняя одежда, на которой нет застежек, есть пояс, который связан из шерсти. Костюм яркий, украшен  мехом черно - бурой лисицы.

- Чем отличается костюм Айгуль от костюма Рената?  (Украшение в косах, на груди, сложный головной убор с покрывалом).

- Посмотрите у Айгуль на голове калфак - это женский татарский головной убор, сделан из бархата, расшит растительным орнаментом, в верхней части по центру вышит распустившийся цветок с листьями. Он закреплен на голове с помощью специальной повязки - украшения (ука-чачак).

- А у Рената тюбетейка с яркой вышивкой - небольшая шапочка, которая надета на макушку, поверх которой можно надеть более теплый головной убор - войлочную шляпу «тула», меховую шапку «бурек».

- Рассмотрите, какая интересная обувь у татар - сапоги из кожи с загнутыми вверх носками. Татарский народ с уважением относился к земле-матушке, считалось, что нельзя носком сапога царапать мать-землю.

Чувашский национальный костюм.

- Познакомьтесь – это Яркай и Элтукка (куклы в чувашских национальных костюмах). Рассмотрите их костюмы, кто сможет назвать, люди какой национальности так одеваются?

- Рассмотрим, как одета Элтукка, на ней белая холщевая рубашка, а чтобы движения рук были свободные, в рубахе есть боковые вставки -  ластовицы, рукав сужен у кисти. Под рубашкой штаны.  

- Обратите внимание – боковые швы оттенены лентой красной материи, нашитой на шов.

- Рассмотрите, какая богатая вышивка у шеи и ворота, есть бисерные и металлические украшения.  Нагрудная вышивка называется «кеске»,  выполнена в виде растительного орнамента.

- На поясе вышиты куски ткани – «сара», есть кисти из шерсти и бисера, которые называются «хуре».

- Элтукка носит девичий головной убор с шишаком – «тухья».

- На что он похож? (Боевой шлем). Посмотрите, по низу тухьи - вышивка из бисера со знаками солнца, выше расположены монеты, как красиво сочетаются цвета - красный, белый и желтый.  У чувашей Самарской Луки в головном уборе обязательно присутствует изумрудно-зеленый цвет.

- Как одет Яркай?  

        На нем навыпуск надета белая холщовая  рубаха без воротника, с боковыми клиньями - «кепе», подпоясанная узким плетеным поясом и штаны – «йем». Сверху надет «шупар» - халат из домотканого белого холста с богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол и сзади в виде треугольника.

Мордовский национальный костюм.

- Араслан и Синява приветствуют вас (куклы в мордовских национальных костюмах). Догадались, какой они национальности?

- Араслан одет так же, как и Ваня, потому что мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мальчики и мужчины.

- Обратите внимание на пояс из полоски кожи с серебряной пряжкой - это важный элемент мужской одежды. Пояс не простое украшение костюма - к нему удобно было подвешивать меч, саблю, другие необходимые предметы.

Синява нарядилась в праздничную одежду. На ней широкая рубаха – «панар» без воротника, подпоясанная плетёным шерстяным поясом – «каркс»  с кисточками на концах – «цёкт», под рубахой штаны до щиколоток – «покст».
Посмотрите, какое красивое набедренное украшение – «пулай», украшен раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером.

         На Синяве надета верхняя распашная одежда из холста – «руця», украшенная  мордовской вышивкой – узоры желто-зеленых, сине-красных оттенков.

- Рассмотрите узоры и найдите такие, которые называются: «солнечные узелки», «звездочки», «еловые ветки»,  «змеиная головка», «козьи копыта», «куриные лапки», «крылышки».

- Головной убор Синявы – высокая «сорока», в ушах у куклы сережки из серебряных монет.

- На ногах лапти – «каръхть» с косым плетением. Посмотрите, на лаптях с низкими бортами есть специальные петли из лыка для прикрепления онуч, у мордовского народа считались красивыми ноги, толсто обернутые онучами.

- Мы познакомились с культурой национального костюма людей разных народов – России, Татарстана, Мордовии и Чувашии.

- Как прекрасны изделия народных мастериц. Расскажите,  как отличается одежда современных людей от национальной одежды наших бабушек и дедушек?

- Попробуйте сами нарядить кукол в понравившийся вам национальный костюм.

Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм».

Цель: закреплять знание детей об особенностях национальных костюмов.

Материал: силуэты плоскостных картонных кукол с контуром, обозначающим линию народного костюма; цветные бумажные элементы национальных костюмов народов Поволжья.

Задание: подобрать для куклы предметы национальной одежды и назвать их, нарядить куклу в национальный костюм.

Всех кукол выложить на большой лист ватмана и полюбоваться разнообразием и красотой костюмов.

- Молодцы, попробуйте теперь самостоятельно создать свой узор для одного из национальных костюмов.

Дидактическая игра «Придумай узор».

Цель: формировать представление о национальных орнаментах.

Задание: украсить узором фартуки, рубахи, головные уборы и другие предметы национальной одежды.

- Рассмотрите узоры друг у друга и определите какой национальный костюм он может украсить?

5.Скатерть-самобранка (национальная кухня).

        В музее на столе, покрытой красивой скатертью, на посуде с национальной росписью стоят готовые блюда кухни народов Поволжья.

- Посмотрите, какой красивый стол накрыли ваши уважаемые родители, которые чтут культуру своих предков.

- Какие блюда татарской кухни вы пробовали?  А какие блюда татарской кухни стоят на столе?

Чак-чак – сладкие маленькие палочки из теста, политые горячим медом, подаются на блюде, выложенные в виде пирамиды с глазированными фруктами.

Эчпочмак -  треугольники из дрожжевого теста, с начинкой из картофеля, баранины и лука.

- Какие вы знаете национальные мордовские блюда?

- Этот очень толстый блин из пшенной муки называют «пачат», едят его с молоком, маслом и мёдом.

- Жажду утолит мордовский напиток арям - это кислое молоко, разведенное холодной кипяченой водой, которое подают охлажденным.

- Очень вкусное и сытное блюдо из тушеных овощей и мяса называется «паренка».

- А какие национальные блюда чувашской кухни вы пробовали?

- Ваши бабушки приготовили сюрприз – «кавын игерчи» - оладьи из тыквы, полукруглый пирог со щавлем, пирожки в форме полумесяца из соленых огурцов.

- Какие блюда русской кухни вы любите? Вот эти кружевные тонкие блинчики из блюд русской кухни.

- А как называются эти печеные изделия (растягаи)? Растягаи – это печеные пирожки, у которых начинку не прикрывают тестом полностью, а оставляют открытой, такое название эти пирожки получили за свою «расстегнутую» серединку. Через отверстие после выпечки в пирожок вливают бульон или растопленное сливочное масло, а по форме и размеру расстегаи могут быть круглыми и овальными, размером с тарелку и с мизинчик.

- Угощайтесь и расскажите в чьей семье готовят такие блюда.

        Соблюдать гигиену при организации дегустации блюд (чистые руки, салфетки, индивидуальные столовые приборы, посуда). Предлагать пробовать по маленькому кусочку по желанию ребенка, учитывать состояние здоровья детей своей группы, подобрав такие блюда и их ингридиенты, чтобы в дегустации смогли принять участие все дети.

6.Народные подвижные игры.[1]

- А сейчас наши гости приглашают вас поиграть в их народные игры.

Татарская народная игра «Тимербай».

Описание игры: дети, взявшись за руки, делают круг выбирают водящего – Тимербая; он становится в центре круга и говорит слова:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Правила игры: с последними словами водящий делает какое-нибудь движение, все должны повторить его, затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя; движения, которые уже показывали, повторять нельзя, а показанные движения надо выполнять точно.

Чувашская народная игра «Расходитесь»

Содержание игры: дети становятся в круг и берутся за руки, идут по кругу под слова одной из своих любимых песен; водящий стоит в центре круга, неожиданно выкрикивает: «Расходитесь!» и бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры: водящий может сделать определенное количество шагов; «осаленный» становится водящим; бежать можно только после слова «расходитесь».

Мордовская народная игра «Раю- раю»

Содержание игры: для игры выбирают двух детей, которые взявшись за руки, поднимают руки вверх и делают «ворота», остальные играющие - мать с детьми; дети, изображающие «ворота» поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю - раю, пропускаю,

А последних оставляю,

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети - ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети - ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: дети не должны подслушивать и выдавать пароль.

7.Рефлексия деятельности.

- Что общего вы заметили в костюмах людей разных национальностей? (Растительный орнамент, яркость красок, изящество и красота, искусство, смысловое содержание народных костюмов, похожие элементы в костюмах)

- Что вам понравилось, что запомнилось?

- Наш город, в котором мы живем - родной дом для многих народов, мы – земляки, и важно, чтобы всем жилось хорошо в нем. Как вы думаете, как этого добиться?

- Да, надо жить дружно, уважать обычаи всех народов.


[1] Детские подвижные игры народов СССР; Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. -М.:Просвещение, 1989.-239с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

ПАМЯТЬ О ГЕРОИЗМЕ ЗЕМЛЯКОВ (конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы)

Методическая разработка мероприятия для старших дошкольников о героях Великой Отечественной войны Чернянского района, о памятниках ВОВ....

Конспект занятия: Мир природы - краеведение, Тема: "Знакомство с родным краем".

В конспекте знакомим детей с природой родного, северного края, с памятниками г. Усинска,  с промышленностью , интересными зданиями, с гербом г. Усинска, с 35 летием г. Усинска....

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности детей 2 младшей группы по краеведению Тема: «Я и моя семья»

формировать представление детей: о семье, родственных отношениях и взаимосвязях....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности на тему «Знаменитые земляки. Великая Отечественная война» в старшей группе

Занятие в старшей группе о саратовских земляках, которые воевали за мир  в ВОВ...