Конспект НОД в подготовительной группе " Семейные традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ломакина Людмила Николаевна

В процессе образовательной деятельности  дети знакомятся с различными традициями русской семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_semeynye_traditsii_novyy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Тема: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Задачи:

Воспитывать у детей уважение к семейным традициям,

желание делиться и продолжать традиции своей семьи.

Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях. Дать понятие

« семейные традиции ».

Обогащать словарный запас детей существительными: , колыбелька, лапти,  кувшин; определениями: старинный, деревянный.

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Предварительная работа: Беседа  «Предметы русской старины», «Русская изба», чтение произведений О.С. Абрамовой «Семейная радость»,  « Благовещение», проговаривание пословиц и поговорок о семье; заучивание стихов о семье; оформление детско-родительского проекта (стенгазет) «Семейные традиции».

Оборудование: стенгазеты, картинки и атрибуты русской избы, куклы в народных костюмах иллюстрации русская изба, печка, кувшин, самовар, колыбелька.

Ход  образовательной деятельности:

 Входит воспитатель,  в русском народном  костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, мамы, папы , гости.

-Я русская красавица, хочу вас пригласить сегодня в необычное путешествие по семейным традициям!

В семье ребенок рождается, получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Наверное  многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитии ребенка. Оно происходит в любое время суток, в любое время года.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой –

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам, друзья,

Вместе вы – одна … (семья)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

-Почему, Степа, так думает?

-А как думает, Артем?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья;

Какая хорошая Ваша семья!

 В каждой семье складывались свои традиции.

-Как вы думаете, ребята, что такое семейные традиции? (Ответы детей)  

Семейные традиции – это обычаи, принятые в семье, нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

 «Семья вместе, так и душа на месте»

Воспитатель: Как вы понимаете смысл пословицы? (Почему так говорится?) (Ответы детей)

-Теперь можем отправиться в путешествие.

-Ребята,  посмотрите, куда мы попали?

Сколько здесь интересных вещей. (Рассматривание иллюстраций старых вещей: самовар, кувшин, печка, лапти, колыбелька).

Воспитатель: Ребята, скажите где мы с вами находимся

Дети: в русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это изба

Дети: Потому что здесь находятся старинные вещи самовар, печка, старая посуда.

Воспитатель:  Правильно. Молодцы, ребята! (показ кувшина) Дети, это что?

Дети: Кувшин.

Воспитатель: Давайте все вместе проговорим слово кувшин. Для чего нужен кувшин?

Дети: В нем хранили молоко, для того что бы оно ни прокисало, в него сажали лягушку.

Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала он сделан? (ответы детей)

Воспитатель: (показ лаптей) Дети, а это что?

Дети: Лапти

Воспитатель: А для чего нужны лапти? Из какого природного материала они сделаны? А сейчас все вместе скажем слово  - лапти.

(ответы детей)

Воспитатель: Почти в каждом доме была прялка, на которой, пряли пряжу, затем вязали одежду, каждая хозяйка шила своей семье одежду сама и вышивала рушники, наволочки, рубашки. Ребята, у русского народа была любимая игра «Ручеек».

Хотите  поиграть?

Народная игра «Ручеек» под музыку «Хороводная».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сохранились ли  в наше время семейные традиции?

Вы с родителями дома делали стенгазеты

 давайте посмотрим, какие  традиции  в ваших семьях .

Русский народ славится своим гостеприимством

Остановка №1 Семья  Бортниковых.

Воспитатель: Здравствуйте! Расскажите нам, пожалуйста, о своей семье, традициях, которые сложились в вашей семье. (Слушаем рассказ, рассматриваем фотографии, читаем стихи, написанные на плакате).

-Тут можно укрыться от зноя,

 Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня.

Остановка №2 Семья Афанасьевых.

Иван, расскажи нам о своей семье. (Рассказ ребёнка)

Обходим каждую семью, читаем загадки, стихи о семье.

Папу с мамой берегу

Папа жалуется:
– Что-то. Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду.

Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!

Воспитатель:  Ребята, а мы с вами тоже семья! И у нас есть свои традиции. Что же это за традиции? Давайте посмотрим.

Просмотр слайдов презентации «Детский сад – наша вторая семья». (Дни рождения, Масленница , 8 марта …)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какая это традиция(  это традиция праздников.)

-Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, в каждой семье была еще такая традиция: встречали гостей хлебом и солью. Приглашали к столу к самовару с чаем.

Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный.

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет,

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит!

С удивленьем весь наш мир

Славит добрый эликсир!

 (за круглым солом проходит чаепитие с печеньем, пряниками…).

Воспитатель: (чтение стихотворения, беседа по образовательной деятельности)

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья – так нужны!

Потому что в воскресенье

Мамы делают блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня, я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

        Ребята, где мы сегодня  побывали?

Что  нового вы узнали?

Что такое семья?

Как вы думаете, для чего нужна семья?

О каких семейных традициях  вы сегодня узнали?