Занятие в образовательной области "Познавательное развитие" по теме "Краеведение. Беседа о первооснователях города" для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 7-ми лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenieopervoosnovatelyaxgoroda.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный

Непосредственно образовательная деятельность

по образовательной области «Познавательное развитие»

тема «Краеведение. Беседа о первооснователях города»

группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ти лет

Ельцова Людмила Ивановна, воспитатель

           

         г. Радужный

2014 г.


Программное содержание: познакомить детей с Ханты-Мансийским автономным округом-Югра, особенностями географического положения (местоположение, обширность территории), историей (прошлое и настоящее Югры). Познакомить с городом Ханты-Мансийском, как главным городом округа. Закрепить знания детей о названии округа, в котором они живут, о его природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народное прикладное искусство). Уточнить знания детей о понятии «традиции», вспомнить традиции хантыйских народностей. Воспитывать истинные ценности: любовь к Родине, чувство патриотизма и интерес к истории культуры коренных народностей Севера.

Дидактический материал и ТСО: магнитофон, фонограмма песни о Югре; картины: «Тайга», «Водные богатства», «Поселения», «Предметы декоративно-прикладного искусства», «Современный посёлок», «Стойбище», «Современная Югра»; фотографии с изображением зданий, памятников, видов городов ХМАО-Югра.

Ход занятия:

(Слушание песни о Югре).

Воспитатель: Ребята, куда позвала песня, в какой край?  (В Югорский).

Давайте найдем на карте Югру. Это наш родной край, наша малая Родина. Югра готовится к большому празднику – 75-летию образования Ханты-Мансийского автономного округа. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и также готовимся к его юбилею. Я предлагаю сегодня совершить путешествие по земле Югорской и посмотреть, чем она встречает свой праздник, за что мы гордимся своим краем.

Югорский край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, в край утренней зари,

Снегов, метелей, песни глухаря,

В Югорский край всех приглашаю я.

Найди ту часть России, где мы сейчас живём, которая нам дорога т любима нами (ХМАО-Югра).

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Какая его территория? ХМАО расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает площадь по территории равную Франции, Германии, Англии. Вот какой он большой.

Ребята, скажите мне, а наш Ханты-Мансийский округ расположен ближе к Северному полюсу или к экватору? (К Северному полюсу).

Правильно. Мы с вами живём ближе к Северному полюсу. Значит какой у нас климат? Кто может мне помочь, и расскажет о нашем климате?  (Ответы детей).

Действительно, климат у нас суровый. Холодная и длинная зима, короткое лето, резкие перепады температуры воздуха.

 

Картина 1. «Тайга».

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какие цвета преобладают на карте? (Голубой, зелёный). Действительно, на карте преобладают зелёный и темно-зелёный цвета потому, что мы с вами живем в зоне тайги и смешанных лесов. Густые, дремучие, порой непроходимые из-за бурелома леса, состоящие из хвойных и лиственных деревьев. Назовите, какие деревья у нас растут? (Ответы детей).

Что ещё растет в наших лесах? (Грибы, ягоды).

По берегам рек растет много деревьев, но тайга щедра и на дары природы, вот видите, сколько грибов и ягод можно увидеть.

В тайге ещё обилие зверей и птиц. Назовите животных, которые живут в тайге. (лиса, медведь, ёж, волк, белка, дикий северный олень, лось, соболь, выдра, рысь, барсук, ласка и т. д.).

Из-за обилия болот в наших краях много насекомых. А вы можете их назвать? (комары, мошка мухи, слепни и др.). Эти насекомые являются вкусным обедом для птиц.

Назовите птиц, которые у нас обитают? (Глухарь, тетерев, куропатки, гуси, утки и т. д.).

Реки и озёра богаты рыбой, какой? (Ответы детей).

Вот видите, ребята, в каком богатом краю мы с вами живём.

Под хантыйскую музыку дети читают стихи:

1 реб.                 В тайге поскрипывают ели,

                Смола стекает, словно мед.

                Вдруг шишка, сорванная ветром,

                Как птенчик на ладонь порхнет

2 реб.                Дождь прибежит с далеких сопок

                И зажелтеет зверобой.

                А сколько тут звериных тропок-

                Побродим по тайге с тобой.

3 реб.                И поглядим, кто в дуплах, норах,

                Кто гнезда на вершинах вьет,

                Кто в синих прячется озерах

                И в речках медленных живет.

Картина 2. «Водные богатства».

Воспитатель: Если взглянуть с высоты на землю Югорскую, то можно увидеть много голубого цвета. Почему? (Ответы детей). Край Югорский – это край болот, озёр и могучих рек. Какие реки могучие протекают по нашему краю? (Обь, Иртыш).

Кроме больших рек в каждом поселке, городке протекают реки поменьше, речушки, ручейки. Послушайте название этих рек – Ваньёган, Айёган. Какое сочетание есть в названии каждой реки? (Ёган). Ёган –  означает «вода».

Вода – источник жизни. Где есть вода, там есть и жизнь. Почему так говорят? (Ответы детей).  

Правильно, вода дает пищу, утоляет жажду. Кроме того, вода позволяет быстро и легко передвигаться по огромной территории. именно поэтому по берегам рек строили свои посёлки коренные жители Югры.

Картина 3.  «Поселение».

Воспитатель: Коренные жители Югры – ханты и манси. Мы говорили о природе и богатствах Югры и теперь легко можем догадаться, чем же могли заниматься в давние времена жители Югры. (Рыболовством, оленеводством, охотоводством, рукоделием, сбором год, грибов, орехов).

Ребята, именно ханты и манси назвали свой край словом Югра. Югра! Давайте вслушаемся в звучание этого слова. Что оно может означать? Югра – в переводе с хантыйского языка означает «люди на воде».  

Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа , надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место на нарах, застеленных новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.

Ребенок.         Словно люльку, дверь тяжелую качни –

                Обогрейся, покалякай, отдохни.

                Если я убил оленя, вдоволь ешь.

                Мяса нету – посмотри как окунь свеж.

                Ну а нету даже рыбы у меня-

                Мы вкусим тепло домашнего огня.

                Гость высокий, слушаю я речь твою

                И в ответ все, что имею, отдаю.

  Красота родного края учила своих людей создавать красивые вещи, украшать свою одежду, жилище.

Картина 4.  «Предметы декоративно-прикладного искусства».

Воспитатель: Ребята, что вы видите на картине? (Изделия, вышитые бисером, унты, малицы).

У нашего края есть своя история, которая жива памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах. Вот и сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую народную игру.
Физминутка.

Полярное небо ночи темней,        Руки над головой, бег по кругу

Струйками пар из оленьих ноздрей.        с высоко поднятыми коленями.

Хэй – хэй – хэй,

Хэй – хэй – хэй.

Свистят по дороге полозья саней,        «Скольжение саней по кругу».

Позёмка скользит и струится по ней.

Хэй – хэй – хэй,

Хэй – хэй – хэй.

Летит за оленями песня – мой друг,                                                  Руки над головой, бег по кругу

И стадо само собирается в круг.          с высоко поднятыми коленями.

Хэй – хэй – хэй,

Хэй – хэй – хэй.

Воспитатель: Современная жизнь народов Югры изменяется с каждым годом. Жители Югры строят современные дома,  в поселках оленеводов и рыболовов  открылись школы, детские сады.

Картина 5. «Современный посёлок».

Воспитатель: Но и в современных поселках коренные жители следуют своим традициям. Ребята, какие традиции вы знаете? (Ответы детей).

Всем нам известный медвежий праздник, праздник трясогузки, вороний праздник. Устраивались бега на оленях, прыжки через нарты и др.

У народов ханты и манси есть древние роды Айваседы, Айпиных, Сардаковых, позже появился род Казымкиных. Они поддерживают культуру своего народа – носят национальную одежду, слагают стихи, легенды и сказки, которые написали Юван Шесталов, Юрий Вэлла и другие. Они сохраняют оленьи пастбища, угодья, богатства рек и озёр.

Картина 6. «Стойбище».

Воспитатель: Мы с вами ни раз были в гостях в посёлке Варьёган. Его жители – охотники, рыболовы и оленеводы. Поэтому они не всегда живут в поселке, а выезжают с оленьими стадами в свои родовые угодья, в тайгу. Расскажите, как живут оленеводы на стойбище, какие у них постройки, как они научились выживать в тайге? (Ответы детей).

Правильно, люди стоят жилище – чум, ловят рыбу, занимаются охотой и разводят оленей.

У огня в чуме в долгие зимние вечера хантыйские дети играли в загадки.

Загадки:

Зимнее стекло весною потекло (лед).

Не живое, а на всех языках говорит (эхо).

Кто в году четыре раза переодевается (земля).

Жевать – не жую,

А все пожираю (огонь).

Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (река).

Рукой махнул – дерево погнул (ветер).

Не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).

Картина 7. «Современная Югра».

Воспитатель: Современная Югра – это не дикий и неизведанный край, а богатый край с современными городами, аэропортами, железными дорогами, памятниками, музеями, кинотеатрами и т. д.

Ребята, я уже говорила, что в этом году Ханты-Мансийскому автономному округу исполняется 75 лет, а ведь это совсем небольшой срок для истории. Как вы думаете, почему за 75 лет здесь возникло столько городов? (Ответы детей).

Правильно, строители стали строить дома, за короткие сроки выросли большие и красивые дома.

Главное богатство края – это нефть и газ. Она нужна для всех людей. И поэтому для добывания «черного золота», как называют нефть, в этот край приехало много мужественных людей. Как вы думаете, почему я назвала этих людей мужественными людьми? (Ответы детей).

Эти люди работают в тяжелых условиях сурового северного климата. Труд людей каких профессий прославляет наш край? (Труд геологов, нефтяников, газовиков, буровиков, трубоукладчиков, крановщиков и т. д.).

Правильно, ребята, строители строили целые города. Давайте назовём некоторые из них. (Нижневартовск, Сургут, Нягань, Нефтеюганск, Мегион и др.).

А самый главный город нашего округа – Ханты-Мансийск.

(Демонстрация фотографий с изображением зданий, памятников, видов городов ХМАО-Югра).

Воспитатель: А какой у вас самый любимый город Югры? (Радужный). 

Чем вам нравится наш город? (Ответы детей).

Но самое главное богатство Югры – это её люди. Первыми первопроходцами были Бахилов Василий Васильевич – в его честь назвали месторождение нефти – Бахиловское. Улицы нашего города назвали в честь Губкина, Казанкина, есть в нашем городе улица строителей.

Ребята, вы знаете, что в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки ко дню рождения нашего округа приготовили вы?

(Дети рассказывают стихи, придуманные с родителями, приглашают гостей         посмотреть выставку детских работ).

                       


Медведица – Югория, таёжная красавица

В сиянии Оби и Иртыша.

Разбужена от сна и силой своей славится,

Огненным дыханием дыша.

Отдавая нефть в буровые скважины,

А вокруг болота и тайга,

Разбужена людьми медведица однажды –

Земля с прекрасным именем Югра.

Я считаю, что моя страна

Краше всех других и интересней.

летом – ширь тайги светла и зелена.

Небо – словно голубая песня.

А зимою – пенье вьюг, снега,

Вихрей свист над тундрою немою.

Но не спит под шубой снеговою

И зимой сибирская тайга.

Как море – снег. Сугробов гребни

Лежат загадками вдали.

А чум – как бы старик-волшебник

В оленьей шкуре до земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (интегрированное занятие - образовательные области: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Путешествие в осенний лес на помощь диким животным"

Обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.Познакомить с новым видом аппликации - аппликация манно...

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП в группе детей 2-3 лет) Тема: «Новый год и лесные звери»

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет «Куклы пришли в гости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленн...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» «Конструктивно – модельной деятельности» «Снежинка» в группе общеразвивающей направленности № 14 для детей 6-7 лет, города Оренбурга.

Скоро, скоро Новый год Гирлянды и снежинки уже нужно готовить, для украшения зала и групп. Мы решили украсить нашу группу снежинками.Для того, чтобы сделать наши снежинки нам потребовался 6 квадратов ...